.
Меню сайта
|
Узелок на памятьУзелок на памятьМы видим, что природа не поощряет зубрил, механически заучивающих материал, и скупо вознаграждает их за усердие. Должно быть, в этом убедились еще те первобытные «летописцы», которым поручали запоминание всяких событий. Они видели, что не всегда справляются со своей задачей и многое забывают. И вот, наверное, тогда и был изобретен прием для запоминания, которым и до сих пор пользуются очень многие люди: для расширения возможностей памяти стали создавать внешние опоры. Например, человеку нужно было утром наточить каменный топор, но он боялся, что забудет это сделать, и, чтобы избежать этого, с вечера делал на дереве перед выходом из пещеры зарубку. А утром, едва взглянув на зарубку, он вспоминал о своем намерении. Человек устанавливал тем самым связь между двумя событиями. В наши дни, как правило, зарубок на деревьях не делают, а вот узелки на платках завязывают, а с точки зрения психологии памяти между этими двумя приемами никакой разницы нет. Такое запоминание при помощи специальных приемов называют, в отличие от механического заучивания, смысловым или опосредствованным, и узелок на платке — одно из самых простых его проявлений. В опосредствованном запоминании главное уже не повторение одного и того же, а сложная переработка заучиваемого материала, в которой участвует мышление. Оно помогает нам установить связи между тем, что мы запоминаем, и тем, что уже знаем, оно же помогает нам укрупнить элементы запоминаемого материала, представить его в более сжатом виде. Нам не нужно запоминать каждое слово в рассказе, мы запоминаем только его схему. Например, надо запомнить биографию Суворова. Читая учебник, мы внутренне выделяем самые главные события в жизни полководца, обозначая их порой одним только словом: Очаков, Измаил, Альпы. Когда на уроке нам придется рассказывать о Суворове, мы расшифруем схему, и получится связный и достаточно подробный рассказ. Но бывает и так, что человек в рассказе пропускает какой-то важный эпизод. Тогда мы прибегаем к удивительному свойству слова, которое таит в себе возможность вступать в самые неожиданные связи с другими словами. Представим себе слово в виде клубка, из которого торчит очень много ниточек и каждую можно связать с различными предметами. Мы говорим товарищу: «Альпы»,—и он тут же без труда рассказывает соответствующий эпизод из жизни Суворова, потому что одной из ниточек в его памяти связаны события жизни Суворова и название этих гор. Каждый человек по-своему устанавливает эти связи, пользуется разными словами, но принцип всегда один и тот же. Для изучения смыслового запоминания проводилось много опытов, но мы поговорим только об одном. Испытуемому предлагалось запомнить ряд слов отвлеченного характера, таких, например, как «сомнение», «печаль», «болезнь» и т. п. Ему разрешалось при этом для каждого слова сделать небольшой рисунок, а при воспроизведении слов смотреть на свои зарисовки. Оказалось, что таким способом можно запомнить во много раз больше, чем при механическом повторении. Так смысловое запоминание значительно раздвигает границы памяти. |
ПОИСК
Block title
|