. Узелок на память
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Узелок на память

Узелок на память

Мы видим, что природа не поощряет зубрил, механически заучивающих материал, и ску­по вознаграждает их за усердие. Должно быть, в этом убедились еще те первобытные «летопис­цы», которым поручали запоминание всяких событий. Они видели, что не всегда справляются со своей задачей и многое забывают. И вот, на­верное, тогда и был изобретен прием для запо­минания, которым и до сих пор пользуются очень многие люди: для расширения возмож­ностей памяти стали создавать внешние опоры. Например, человеку нужно было утром нато­чить каменный топор, но он боялся, что забудет это сделать, и, чтобы избежать этого, с вечера делал на дереве перед выходом из пещеры за­рубку. А утром, едва взглянув на зарубку, он вспоминал о своем намерении. Человек уста­навливал тем самым связь между двумя собы­тиями. В наши дни, как правило, зарубок на деревьях не делают, а вот узелки на платках завязывают, а с точки зрения психологии памя­ти между этими двумя приемами никакой раз­ницы нет.

Такое запоминание при помощи специаль­ных приемов называют, в отличие от механиче­ского заучивания, смысловым или опосредство­ванным, и узелок на платке — одно из самых простых его проявлений. В опосредствованном запоминании главное уже не повторение од­ного и того же, а сложная переработка за­учиваемого материала, в которой участвует мышление. Оно помогает нам установить свя­зи между тем, что мы запоминаем, и тем, что уже знаем, оно же помогает нам укрупнить элементы запоминаемого материала, предста­вить его в более сжатом виде. Нам не нужно запоминать каждое слово в рассказе, мы запо­минаем только его схему. Например, надо за­помнить биографию Суворова. Читая учебник, мы внутренне выделяем самые главные собы­тия в жизни полководца, обозначая их порой одним только словом: Очаков, Измаил, Аль­пы. Когда на уроке нам придется рассказы­вать о Суворове, мы расшифруем схему, и по­лучится связный и достаточно подробный рас­сказ. Но бывает и так, что человек в рассказе пропускает какой-то важный эпизод. Тогда мы прибегаем к удивительному свойству слова, ко­торое таит в себе возможность вступать в самые неожиданные связи с другими словами. Пред­ставим себе слово в виде клубка, из которого торчит очень много ниточек и каждую можно связать с различными предметами. Мы гово­рим товарищу: «Альпы»,—и он тут же без труда рассказывает соответствующий эпизод из жизни Суворова, потому что одной из ниточек в его памяти связаны события жизни Суворова и на­звание этих гор. Каждый человек по-своему устанавливает эти связи, пользуется разными словами, но принцип всегда один и тот же.

Для изучения смыслового запоминания проводилось много опытов, но мы поговорим только об одном.

Испытуемому предлагалось запомнить ряд слов отвлеченного характера, таких, напри­мер, как «сомнение», «печаль», «болезнь» и т. п. Ему разрешалось при этом для каждого слова сделать небольшой рисунок, а при вос­произведении слов смотреть на свои зарисовки.

Оказалось, что таким способом можно за­помнить во много раз больше, чем при механи­ческом повторении. Так смысловое запоминание значительно раздвигает границы памяти.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ