.
Меню сайта
|
Запомни!Запомни!Л. Н. Толстой говорил, что большую часть опыта, накопленного за долгую жизнь, он приобрел в первые три года. В этом высказывании нет преувеличения, и оно справедливо для каждого человека. А если предположить, что человек ограничился этим и не приобрел той меньшей части опыта, которой не хватало ему в детстве? Толстой никогда не стал бы писателем и в 80 лет так фактически и оставался бы трехлетним ребенком. Тот опыт, о котором говорил Толстой, был приобретен при помощи непроизвольного запоминания, без цели запомнить. Лет до трех-четырех человек вообще неспособен запоминать иначе, поэтому довольно наивно со стороны родителей отчитывать двухлетнего ребенка: «Запомни раз и навсегда...» Не запомнит. Это объясняется еще недостаточно развитыми способами запоминания. И в дальнейшем, конечно, непроизвольное запоминание играет большую роль в нашей жизни, но иногда приходится приказывать себе: «Запомни!» Без умения выполнять этот приказ невозможно стать образованным человеком, приобрести профессию, сделаться полезным людям. Между прочим, способность запоминать с заранее намеченной целью, называемая произвольным запоминанием, свойственна только людям и развилась у них не случайно. Животные прекрасно обходятся непроизвольным запоминанием и теми умениями и навыками, которые достаются им по наследству от предков. Этого вполне достаточно, чтобы приспособиться к условиям жизни и обеспечить удовлетворение потребностей. Условия жизни человека несравненно сложнее: он должен гораздо больше знать, уметь, он должен передавать свой опыт последующим поколениям. Когда-то, очень давно, когда человек только еще становился человеком, он тоже довольствовался непроизвольным запоминанием, но с течением времени стал замечать, что этого ему мало. Тогда, как предполагают ученые, стали назначать специальных людей, обязанностью которых было запоминать и передавать эти сведения другим людям. Это были, так сказать, первые на земле историки, первые «летописцы», только писали они не на бумаге и даже не на камнях, а в собственной памяти. В дальнейшем и все остальные люди научились подчиняться этому приказу — «Запомни!» Но как выполняется этот приказ? Конечно, можно просто прибегнуть к многократному повторению одного и того же. Для этого важнее всего понимать необходимость запомнить. Был такой случай, когда человеку много раз повторяли одни и те же слова и он все-таки не мог потом вспомнить ни одного из них. Оказалось, что он просто не знал, что от него требуется запоминать их. Когда же ему объяснили, он довольно быстро справился с заданием. Но даже отличное понимание необходимости запомнить еще не гарантирует больших успехов. С одного раза можно в лучшем случае запомнить всего 5—6 не связанных друг с другом цифр. А для того чтобы запомнить всего 10 цифр, требуется уже несколько повторений, т. е. объем механической памяти очень невелик, хотя, как мы знаем, каждое впечатление оставляет след в нашем сознании. Может быть, следы очень слабы и легко стираются? Нет, причина совсем не в этом. Когда изучали возможности механической памяти и предлагали испытуемым для заучивания 10—12 бессмысленных слогов, неожиданно обнаружили, что лучше всего запоминаются первые и последние слоги, а средние, особенно 5-й и 6-й, испытуемому запомнить особенно трудно. Тогда-то и родилось предположение, что дело совсем не в слабости следов, а в том, что следы оказывают влияние друг на друга, испытывают торможение со стороны соседних следов. Слоги, стоящие в начале ряда, таким образом, испытывают торможение со стороны последующих следов, а слоги в конце ряда — со стороны предшествующих. Но те, что оказались в середине, — им особенно трудно — испытывают торможение с обеих сторон: и от предшествующих и от последующих. Потому-то их и было так трудно запомнить. Правда, люди научились увеличивать объем механического запоминания, в какой-то степени преодолевать торможение. Попробуйте запомнить такой ряд цифр: 6, 8, 3, 7, 1, 4, 4, 9, 5. Это окажется довольно трудной задачей. А теперь, вместо того чтобы запоминать 9 однозначных чисел, запомните 3 трехзначные: 683, 714, 495. Это легче, потому что у вас стало меньше элементов для запоминания, а следовательно, уменьшилось и торможение. Однако даже такие приемы ненамного увеличивают возможности механической памяти. |
ПОИСК
Block title
|