. Запомни!
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Запомни!

Запомни!

Л. Н. Толстой говорил, что большую часть опыта, накопленного за долгую жизнь, он при­обрел в первые три года. В этом высказывании нет преувеличения, и оно справедливо для каждого человека. А если предположить, что человек ограничился этим и не приобрел той меньшей части опыта, которой не хватало ему в детстве? Толстой никогда не стал бы писате­лем и в 80 лет так фактически и оставался бы трехлетним ребенком. Тот опыт, о котором го­ворил Толстой, был приобретен при помощи непроизвольного запоминания, без цели запом­нить. Лет до трех-четырех человек вообще не­способен запоминать иначе, поэтому довольно наивно со стороны родителей отчитывать двух­летнего ребенка: «Запомни раз и навсегда...» Не запомнит. Это объясняется еще недостаточ­но развитыми способами запоминания. И в дальнейшем, конечно, непроизвольное запо­минание играет большую роль в нашей жизни, но иногда приходится приказывать себе: «Запомни!»

Без умения выполнять этот приказ невоз­можно стать образованным человеком, приоб­рести профессию, сделаться полезным людям.

Между прочим, способность запоминать с заранее намеченной целью, называемая произ­вольным запоминанием, свойственна только людям и развилась у них не случайно.

Животные прекрасно обходятся непроиз­вольным запоминанием и теми умениями и на­выками, которые достаются им по наследству от предков. Этого вполне достаточно, чтобы приспособиться к условиям жизни и обеспечить удовлетворение потребностей.

Условия жизни человека несравненно слож­нее: он должен гораздо больше знать, уметь, он должен передавать свой опыт последующим поколениям. Когда-то, очень давно, когда чело­век только еще становился человеком, он тоже довольствовался непроизвольным запомина­нием, но с течением времени стал замечать, что этого ему мало. Тогда, как предполагают уче­ные, стали назначать специальных людей, обя­занностью которых было запоминать и переда­вать эти сведения другим людям. Это были, так сказать, первые на земле историки, первые «ле­тописцы», только писали они не на бумаге и даже не на камнях, а в собственной памяти. В даль­нейшем и все остальные люди научились под­чиняться этому приказу — «Запомни!» Но как выполняется этот приказ?

Конечно, можно просто прибегнуть к много­кратному повторению одного и того же. Для этого важнее всего понимать необходимость запомнить. Был такой случай, когда человеку много раз повторяли одни и те же слова и он все-таки не мог потом вспомнить ни одного из них. Оказалось, что он просто не знал, что от него требуется запоминать их. Когда же ему объяснили, он довольно быстро справился с заданием. Но даже отличное понимание необхо­димости запомнить еще не гарантирует боль­ших успехов.

С одного раза можно в лучшем случае запом­нить всего 5—6 не связанных друг с другом цифр. А для того чтобы запомнить всего 10 цифр, требуется уже несколько повторений, т. е. объем механической памяти очень невелик, хо­тя, как мы знаем, каждое впечатление остав­ляет след в нашем сознании. Может быть, сле­ды очень слабы и легко стираются? Нет, причи­на совсем не в этом.

Когда изучали возможности механической памяти и предлагали испытуемым для заучива­ния 10—12 бессмысленных слогов, неожиданно обнаружили, что лучше всего запоминаются первые и последние слоги, а средние, особенно 5-й и 6-й, испытуемому запомнить особенно трудно. Тогда-то и родилось предположение, что дело совсем не в слабости следов, а в том, что следы оказывают влияние друг на друга, испы­тывают торможение со стороны соседних следов. Слоги, стоящие в начале ряда, таким образом, испытывают торможение со стороны последую­щих следов, а слоги в конце ряда — со стороны предшествующих. Но те, что оказались в сере­дине, — им особенно трудно — испытывают торможение с обеих сторон: и от предшествую­щих и от последующих. Потому-то их и было так трудно запомнить.

Правда, люди научились увеличивать объем механического запоминания, в какой-то степени преодолевать торможение. Попробуйте запом­нить такой ряд цифр: 6, 8, 3, 7, 1, 4, 4, 9, 5. Это окажется довольно трудной задачей. А те­перь, вместо того чтобы запоминать 9 одно­значных чисел, запомните 3 трехзначные: 683, 714, 495. Это легче, потому что у вас стало меньше элементов для запоминания, а следо­вательно, уменьшилось и торможение. Однако даже такие приемы ненамного увеличивают воз­можности механической памяти.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ