.
Меню сайта
|
Самая простая памятьСамая простая памятьВсе, конечно, знают, что в полной темноте, когда в комнате нет ни одной щелки, пропускающей хотя бы самый слабый свет, увидеть ничего нельзя. Но не всегда это верно. Кое-что все-таки можно разглядеть. Давайте посадим кого-нибудь в совершенно темную комнату и дадим время привыкнуть к темноте. Затем попросим нашего испытуемого, как только вспыхнет свет, смотреть на собственную руку. Потом на полсекунды включаем яркий свет, а когда в комнате опять наступает полная темнота, происходит удивительная вещь: испытуемый продолжает видеть свою руку, правда, не очень отчетливо, но достаточно ясно. Постепенно очертания руки будут расплываться, и вскоре она совершенно исчезнет в темноте. В этом явлении удивительного гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд. Следы тех процессов, которые возникли под действием раздражителя (в данном случае ярко освещенная рука), сохранялись еще некоторое время в зрительном анализаторе. Но после того как такой образ (их называют последовательными образами) исчез, можно смело сказать, что исчез он навсегда. И если обобщенный образ дома мы можем вызвать в памяти, стоит нам только захотеть этого, то последовательный образ никогда не возвращается. Психологи считают последовательные образы простейшей формой проявления следов. Но есть и еще одна простая форма памяти, хотя встречается она далеко не у каждого человека. Один немецкий психолог заметил, что некоторые художники не нуждаются в том, чтобы предмет, который они рисуют, что называется, «с натуры», постоянно находился у них перед глазами. Они просто некоторое время рассматривают его, а потом рисуют по памяти. При этом изображение получается точным до мельчайших подробностей. Психолог заинтересовался этим явлением и обнаружил следующее. Оказывается, некоторые люди продолжают видеть предмет, причем именно тот же, конкретный предмет, когда его уже нет перед глазами. Они могут увидеть его в любое время, когда им это нужно, и эта возможность сохраняется годами. В таких случаях говорят, что человек обладает наглядными, или, как выражаются ученые, эйдетическими образами. Дальнейшее изучение показало, что обладателями эйдетических образов чаще всего оказываются дети, а с годами эта способность уменьшается. В 1921 г. на психологическом конгрессе ученым продемонстрировали целую группу учащихся, которым в течение 9 секунд показывали помещенную здесь картину. После того как картину убрали, дети продолжали ее видеть. Вот какая беседа произошла между экспериментатором и одним из мальчиков. Но перед тем как читать ее запись, вы тоже посмотрите на картину в течение 9 секунд, а затем, прежде чем читать ответ на вопрос, попытайтесь сами на него ответить. Вопрос. Сколько людей нарисовано? Ответ. Шесть — четверо мужчин и две женщины. Один поливает улицу, трое остальных идут на работу. Вопрос. В каком направлении идут эти трое мужчин? Ответ. Туда, вглубь (показывает рукой направление). Вопрос. Что видишь ты у второго человека? Ответ. Он курит длинную трубку. Вопрос. Что несет этот человек на плече? Ответ. Большую кирку. Вопрос. Что несет на плече человек, идущий впереди? Ответ. Лопату. Вопрос. А тот, что идет сзади? Ответ. Продолговатую лопату. Вопрос. Люди эти идут по тротуару или посередине улицы? Ответ. По тротуару. Вопрос. Сколько окон в доме, мимо которого проходят эти люди? Ответ. Шесть — пять сбоку и одно спереди. Вопрос. Чем отличается это окно спереди дома от окон сбоку? Ответ. Переднее окно прикрыто ставнями. Вопрос. Сколько кувшинов с молоком стоит на тележке? Ответ. Пять. Вопрос. Видишь вывеску над дверью, возле которой стоит женщина? Ответ. Да. Вопрос. Что на ней обозначено? Ответ. Трудно прочесть... все же... Номер, затем цифра 3 и потом 8 или 9. Вопрос. Как написан номер? Ответ. Большое N и маленькое О с двумя черточками под ним. Вопрос. А теперь прочти вторую вывеску. Ответ. Молочный магазин. Вопрос. В каком направлении смотрит корова? Ответ. Влево. Вопрос. Откуда достает воду тот, кто поливает улицу? Ответ. Из четырехугольного отверстия. Вы, наверное, убедились, что запомнить за 9 секунд так много мелких деталей картины просто невозможно. Чтобы суметь ответить на все вопросы, необходимо продолжать видеть картину и после того, как она убрана. Конечно, наглядные образы сильно отличаются от последовательных образов, и прежде всего тем, что человек может вызвать их произвольно. Однако это тоже результат последствия зрительного возбуждения. |
ПОИСК
Block title
|