.
Меню сайта
|
ПАМЯТЬ. Что такое память?ПАМЯТЬ. Что такое память?Когда-то считалось, что предсказывать будущее могут только волхвы, волшебники, наделенные способностью предугадывать события. На самом же деле все мы ежедневно и ежечасно занимаемся предсказаниями, и довольно точными. Вот вы собираетесь в школу и берете с собой ручку. Почему? Вы предугадываете события: она обязательно вам понадобится. Вы отправляетесь за город и на вокзале покупаете билет не только туда, но и обратно. Опять предугадали события! Вечером вы непременно будете возвращаться домой. Так, мы легко убеждаемся, что человек постоянно живет не только в настоящем, но и в прошлом и обязательно в будущем. И все это благодаря тому, что у человека есть память: способность сохранять и воспроизводить следы впечатлений. Эту особенность своей природы люди заметили очень давно, и еще древние философы много размышляли и писали о явлениях памяти. Древние греки придумали даже богиню памяти — Мнемозину. Она же, по их мнению, покровительствовала наукам и искусствам. В этом выразилось очень почтительное отношение древних греков к своей памяти и понимание того, что без использования прошлого опыта невозможно никакое творчество. В течение многих веков интерес к изучению памяти не ослабевал. Желание узнать, как и почему происходит запоминание, стремление разобраться в физиологических основах этих явлений позволили ученым сделать много интересных открытий. Было установлено, что каждое возбуждение оставляет след в нервной системе, а в качестве возбудителей выступают все те предметы, которые окружают человека, большие и малые события, происходящие с ним, радости и огорчения и многое другое. Вместе с тем стало известно, что память не является привилегией человека; способность сохранять и воспроизводить следы возбуждений, изменяться в соответствии с ними свойственна каждой живой клетке, «биологическая память» есть даже у растений и простейших живых организмов. Нервные же клетки по сравнению со всеми остальными гораздо быстрее закрепляют следы, прочнее их хранят. И все же ответ на вопрос, что происходит в нервной клетке под действием возбуждения, в результате каких процессов образуется след, еще не найден наукой. Существует много различных предположений на этот счет, и с каждым годом ученые приближаются к разгадке этой тайны природы. У следов различная судьба: одни живут очень долго, годы и десятилетия, другие же стираются через несколько секунд. Поэтому и говорят, что у человека как бы две памяти: кратковременная и долговременная. Можно, конечно, решить, что это обедняет человека, происходит от его несовершенства. Соблазнительно ведь думать, как было бы хорошо, если бы все запоминалось надолго, а еще лучше на всю жизнь! Но зачем это? Стоит ли все следы так тщательно хранить, достаточно ли они ценны? Например, вы захотели узнать, сколько лет прожил Л. Толстой. Он родился в 1828 г., а умер в 1910. Проще подсчитать так: за 10 лет до смерти, в 1900 г., Толстому было 100 минус 28, т. е. 72 года, а в 1910 г., следовательно, 82 года. Число 72, полученное на первом этапе вычислений, понадобилось вам временно, совсем ненадолго, только для того, чтобы идти дальше. Это число сделало свое дело — помогло решить задачу, и теперь его можно стереть в памяти. Такую короткую память называют еще иначе, оперативной, т. е. необходимой только для выполнения какой-то операции. Короткая память необходима человеку, но она выполняет все-таки вспомогательную роль. Долговременная память, конечно, для нас гораздо важнее. Многие сведения надо помнить всю жизнь. Вам еще в первом классе объяснили, как пишутся буквы, вы это запомнили и не забудете уже никогда. Не будь долговременной памяти, мы бы никогда ничему не могли научиться и не имели бы никаких знаний. Некоторые ученые даже считают, что все следы различных впечатлений вообще хранятся всю жизнь и человек может вспомнить даже то, что сам считает давно забытым. Доказывают они это так. Взрослому человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно внушить, что он ребенок и находится среди друзей своего детства. Тогда он в мельчайших подробностях увидит людей, предметы, окружавшие его в детстве, и начнет говорить с интонациями маленького ребенка, причем с теми, которые были присущи когда-то именно ему. И если в том возрасте он писал «карова», то и теперь в диктанте напишет так же, а если писал правильно, не ошибется и сейчас. Значит, следы детских впечатлений остались в полной сохранности, хотя человек и не подозревает об их существовании, только извлечь их довольно трудно. Да и вообще воспроизведение следов, хранящихся в тайниках человеческой памяти,— сложный, вызываемый многими причинами процесс. Человек запоминает предметы не изолированными друг от друга. Как в жизни сами предметы связаны между собой, так и следы от их воздействия соединены в мозге невидимыми дорожками; их называют ассоциациями. Скользя по этим дорожкам от одного воспоминания к другому, мы можем вызвать в памяти целую цепь воспоминаний. Вот почему, проходя мимо знакомого дома, мы думаем и о тех, кто живет в нем. Ассоциации связывают не только следы предметов, существующих рядом, событий, происходивших одновременно, но и следы явлений, похожих друг на друга. Это особенно важно и в учении и в труде, так как помогает решение, найденное для одной задачи, применять к подобной ей, осваивать новую систему станков, опираясь на знание старой. Каждый из нас может воспроизвести очень многое, но еще больше мы можем узнать. Сами предметы, встречавшиеся уже нам, как бы помогают нашей памяти. Они воздействуют на органы чувств и оживляют прежние свои следы, и, чем меньше эти следы стерты, тем быстрее и точнее происходит узнавание. Но иной раз легкость узнавания может сослужить человеку плохую службу. Вот ученик перед уроком листает учебник, и содержание главы, которую он накануне бегло пробежал глазами, кажется ему знакомым. «Все в порядке!»— радостно думает ученик. Но вот его вызывают к доске, и вместо рассказа класс слушает бессвязные обрывки фраз. Имейте в виду, что, пока вы не воспроизвели содержание текста, рано говорить, что знаете его. Ведь при узнавании вам помогал сам учебник, оживали и совсем слабые следы. Следы не сразу оседают глубоко и прочно. Для этого тоже требуется некоторое время. Ученых натолкнул на эту мысль такой случай. Однажды из Москвы по шоссе мчался мотоциклист. Он ясно видел, как промелькнул столб с надписью «64», а еще через несколько минут, на 78-м километре, мотоциклист потерпел аварию и потерял сознание. Когда он очнулся, то не мог вспомнить ничего из того, что было после аварии. Это не удивительно/Но он и не помнил тех минут, что предшествовали аварии, последним воспоминанием был столб на 64-м километре. Значит, следы всех последующих впечатлений не успели закрепиться за несколько минут и стерлись. Мотоциклист как бы не успел эти впечатления поместить на склад своей памяти. А в каком виде хранятся впечатления на этом складе? Вот при нас произнесли слово «дом», и мы отлично понимаем, что это такое, потому что видели в своей жизни сотни домов, в нашей памяти всплывает образ дома. Вглядитесь мысленно в этот образ. Оказывается, он какой-то расплывчатый, с неуловимыми деталями, окрашенный в неопределенный цвет. Но это не беда. Образ все-таки совершенен, и самая ценная, самая главная его особенность — его обобщенный характер. Мы не только видели много домов, но входили в них, прикасались к ним, знали, из каких материалов они построены, каково их назначение, обозначали их про себя словом «дом». Так постепенно у нас складывался образ дома. Мы выделяли в каждом виденном доме главные черты, роднящие его с другими домами, делающие, собственно, его домом. Так вырисовывалась схема дома вообще. Вот в виде таких схематических образов и хранятся в нашей памяти следы многих впечатлений. Это самая совершенная форма хранения прошлого. Однако иногда следы впечатлений могут выступать и в более простом виде. |
ПОИСК
Block title
|