. ПАМЯТЬ. Что такое память?
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ПАМЯТЬ. Что такое память?

ПАМЯТЬ. Что такое память?

Когда-то считалось, что предсказывать буду­щее могут только волхвы, волшебники, наделен­ные способностью предугадывать события. На самом же деле все мы ежедневно и ежечасно занимаемся предсказаниями, и довольно точ­ными. Вот вы собираетесь в школу и берете с собой ручку. Почему? Вы предугадываете со­бытия: она обязательно вам понадобится. Вы отправляетесь за город и на вокзале покупаете билет не только туда, но и обратно. Опять пред­угадали события! Вечером вы непременно бу­дете возвращаться домой.

Так, мы легко убеждаемся, что человек по­стоянно живет не только в настоящем, но и в прошлом и обязательно в будущем. И все это благодаря тому, что у человека есть память: спо­собность сохранять и воспроизводить следы впечатлений.

Эту особенность своей природы люди заме­тили очень давно, и еще древние философы мно­го размышляли и писали о явлениях памяти.

Древние греки придумали даже богиню памяти — Мнемозину. Она же, по их мнению, покровительствовала наукам и искусствам. В этом выразилось очень почтительное отноше­ние древних греков к своей памяти и понимание того, что без использования прошлого опыта невозможно никакое творчество.

В течение многих веков интерес к изучению памяти не ослабевал. Желание узнать, как и почему происходит запоминание, стремление разобраться в физиологических основах этих явлений позволили ученым сделать много инте­ресных открытий.

Было установлено, что каждое возбуждение оставляет след в нервной системе, а в качестве возбудителей выступают все те предметы, кото­рые окружают человека, большие и малые собы­тия, происходящие с ним, радости и огорчения и многое другое. Вместе с тем стало известно, что память не является привилегией человека; способность сохранять и воспроизводить следы возбуждений, изменяться в соответствии с ними свойственна каждой живой клетке, «биологи­ческая память» есть даже у растений и простей­ших живых организмов.

Нервные же клетки по сравнению со всеми остальными гораздо быстрее закрепляют следы, прочнее их хранят. И все же ответ на вопрос, что происходит в нервной клетке под действием

возбуждения, в результате каких процессов образуется след, еще не найден наукой. Сущест­вует много различных предположений на этот счет, и с каждым годом ученые приближаются к разгадке этой тайны природы.

У следов различная судьба: одни живут очень долго, годы и десятилетия, другие же стираются через несколько секунд. Поэтому и говорят, что у человека как бы две памяти: кратковременная и долговременная.

Можно, конечно, решить, что это обедняет человека, происходит от его несовершенства. Соблазнительно ведь думать, как было бы хоро­шо, если бы все запоминалось надолго, а еще лучше на всю жизнь! Но зачем это? Стоит ли все следы так тщательно хранить, достаточно ли они ценны?

Например, вы захотели узнать, сколько лет прожил Л. Толстой. Он родился в 1828 г., а умер в 1910. Проще подсчитать так: за 10 лет до смерти, в 1900 г., Толстому было 100 минус 28, т. е. 72 года, а в 1910 г., следовательно, 82 года. Число 72, полученное на первом этапе вычисле­ний, понадобилось вам временно, совсем нена­долго, только для того, чтобы идти дальше. Это число сделало свое дело — помогло решить задачу, и теперь его можно стереть в памяти. Такую короткую память называют еще иначе, оперативной, т. е. необходимой только для вы­полнения какой-то операции. Короткая память необходима человеку, но она выполняет все-таки вспомогательную роль.

Долговременная память, конечно, для нас гораздо важнее. Многие сведения надо помнить всю жизнь. Вам еще в первом классе объяснили, как пишутся буквы, вы это запомнили и не забу­дете уже никогда. Не будь долговременной па­мяти, мы бы никогда ничему не могли научиться и не имели бы никаких знаний.

Некоторые ученые даже считают, что все следы различных впечатлений вообще хранятся всю жизнь и человек может вспомнить даже то, что сам считает давно забытым. Доказывают они это так.

Взрослому человеку, погруженному в гип­нотическое состояние, можно внушить, что он ребенок и находится среди друзей своего дет­ства. Тогда он в мельчайших подробностях уви­дит людей, предметы, окружавшие его в детстве, и начнет говорить с интонациями маленького ребенка, причем с теми, которые были присущи когда-то именно ему. И если в том возрасте он писал «карова», то и теперь в диктанте напишет так же, а если писал правильно, не ошибется и сейчас.

Значит, следы детских впечатлений остались в полной сохранности, хотя человек и не подо­зревает об их существовании, только извлечь их довольно трудно. Да и вообще воспроизведе­ние следов, хранящихся в тайниках человече­ской памяти,— сложный, вызываемый многими причинами процесс.

Человек запоминает предметы не изолиро­ванными друг от друга. Как в жизни сами пред­меты связаны между собой, так и следы от их воздействия соединены в мозге невидимыми до­рожками; их называют ассоциациями. Скользя по этим дорожкам от одного воспоми­нания к другому, мы можем вызвать в памяти целую цепь воспоминаний. Вот почему, проходя мимо знакомого дома, мы думаем и о тех, кто живет в нем.

Ассоциации связывают не только следы предметов, существующих рядом, событий, про­исходивших одновременно, но и следы явлений, похожих друг на друга. Это особенно важно и в учении и в труде, так как помогает реше­ние, найденное для одной задачи, применять к подобной ей, осваивать новую систему станков, опираясь на знание старой. Каждый из нас мо­жет воспроизвести очень многое, но еще больше мы можем узнать. Сами предметы, встречав­шиеся уже нам, как бы помогают нашей памяти. Они воздействуют на органы чувств и оживляют прежние свои следы, и, чем меньше эти следы стерты, тем быстрее и точнее происходит узна­вание.

Но иной раз легкость узнавания может со­служить человеку плохую службу. Вот ученик перед уроком листает учебник, и содержание главы, которую он накануне бегло пробежал глазами, кажется ему знакомым. «Все в поряд­ке!»— радостно думает ученик. Но вот его вы­зывают к доске, и вместо рассказа класс слушает бессвязные обрывки фраз. Имейте в виду, что, пока вы не воспроизвели содержание текста, рано говорить, что знаете его. Ведь при узнавании вам помогал сам учебник, оживали и совсем слабые следы.

Следы не сразу оседают глубоко и прочно. Для этого тоже требуется некоторое время. Ученых натолкнул на эту мысль такой случай. Однажды из Москвы по шоссе мчался мотоцик­лист. Он ясно видел, как промелькнул столб с надписью «64», а еще через несколько минут, на 78-м километре, мотоциклист потерпел аварию и потерял сознание. Когда он очнулся, то не

мог вспомнить ничего из того, что было после аварии. Это не удивительно/Но он и не помнил тех минут, что предшествовали аварии, послед­ним воспоминанием был столб на 64-м километ­ре. Значит, следы всех последующих впечатле­ний не успели закрепиться за несколько минут и стерлись. Мотоциклист как бы не успел эти впечатления поместить на склад своей памяти.

А в каком виде хранятся впечатления на этом складе?

Вот при нас произнесли слово «дом», и мы отлично понимаем, что это такое, потому что видели в своей жизни сотни домов, в нашей па­мяти всплывает образ дома. Вглядитесь мыслен­но в этот образ. Оказывается, он какой-то рас­плывчатый, с неуловимыми деталями, окрашен­ный в неопределенный цвет. Но это не беда. Образ все-таки совершенен, и самая ценная, самая главная его особенность — его обобщен­ный характер. Мы не только видели много до­мов, но входили в них, прикасались к ним, зна­ли, из каких материалов они построены, каково их назначение, обозначали их про себя словом «дом». Так постепенно у нас складывался образ дома. Мы выделяли в каждом виденном доме главные черты, роднящие его с другими домами, делающие, собственно, его домом. Так вырисо­вывалась схема дома вообще.

Вот в виде таких схематических образов и хранятся в нашей памяти следы многих впе­чатлений. Это самая совершенная форма хране­ния прошлого. Однако иногда следы впечатле­ний могут выступать и в более простом виде.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ