.
Меню сайта
|
ВниманиеВниманиеНаш рассказ о восприятии закончен. Чтобы научиться воспринимать, наблюдать окружающий мир, нужно научиться быть внимательным. Дело в том, что нас окружают сотни, тысячи разнообразных предметов. Мы можем взглянуть на любой из них, как на нужный нам, так и на ненужный. И не только взглянуть, но и смотреть на окружающий нас мир. Однако каждый по опыту знает, что можно смотреть и не видеть, слушать, но не слышать. Ученые подсчитали, что человеческий взор перемещается в день 100 000 раз. Представим себе, что эти перемещения никак не связаны между собой, хаотичны, бесцельны и неуправляемы. В этом случае наблюдатель едва ли сумеет разобраться в таком хаосе впечатлений. Ему нужен «компас», который бы указывал направление наблюдения. Такой же «компас» нужен и нашему слуху. Ведь в шумной толпе мы выделяем обращенную к нам речь и понимаем ее. Дирижер слышит в оркестре отдельную скрипку благодаря тому, что у него есть этот «компас» слуха. Можно ли воспитывать внимание и наблюдательность у каждого человека, или это исключительные качества отдельных счастливчиков? Скажем твердо, что людей, совсем лишенных внимания, не существует, так же как не существует людей, которые бы совсем ничего не делали. А любое действие требует внимания, и человек, выполняющий его, на чем-то сосредоточивает внимание, контролирует себя, что-то запоминает и может об этом рассказать. Но так же, как нет людей совсем без внимания, нет и таких, которые бы направляли свое внимание на все без разбора. Поэтому очень наивными выглядят попытки людей воспитать в себе просто внимание, а не внимание к определенному делу. В числе многих качеств, которыми один человек отличается от другого, можно назвать направленность и силу внимания. Если попросить нескольких человек, наблюдавших одно и то же событие, рассказать о нем, то окажется, что каждый сделает это по-своему. Например, в космическом корабле «Восход» были три космонавта — В. Комаров, К. Феоктистов и Б. Егоров — летчик, ученый и врач. Все они были достаточно внимательны, все хотели побольше увидеть и запомнить. Конечно, многое в их рассказах совпадало, но были и различия — каждый лучше увидел то, что ближе его интересам, делу всей его жизни. Космонавты корабля «Восход» писали: «Мы все любовались горами, но больше всего они привлекали внимание Бориса Егорова. Он альпинист, и, может быть, ему хотелось взобраться на те вершины, которые мы видели с космических высот». Но если нет людей, вовсе лишенных внимания, то почему же так часто приходится слышать жалобы на отсутствие внимания или на слабость внимания? Ведь даже дети дошкольного возраста могут в течение нескольких десятков минут достаточно сосредоточенно заниматься каким-нибудь делом. Причина подобных жалоб часто кроется в том, что человеку не хочется заниматься малоинтересным ему делом. Но ведь почти всякое дело до тех пор, пока им не начнешь заниматься, кажется скучным. Каждый знает, что у многих книг наименее интересны первые страницы. Однако часто, оканчивая чтение таких книг, мы возвращаемся к неинтересным первым страницам. Не случайна ведь старинная поговорка: «Лиха беда — начало». Именно поэтому существует и заблуждение, что внимание — это всегда некоторое усилие или даже насилие над собой. Но когда человек уже занят интересным делом, он не менее, а порой и более внимателен, чем тогда, когда прилагает усилия. Усилие — это вовсе не обязательный спутник внимания. Это скорее попутчик в начале пути. И чем дальше человек идет по этому пути, тем ему интересней и тем меньше требуется усилий. Более того, усилия могут понадобиться для того, чтобы оторвать его от дела, ставшего интересным для него. Часто приходится видеть, как люди, увлеченные тем или иным делом, так погружены в себя, что не замечают происходящего вокруг. Внешне они кажутся невнимательными, ненаблюдательными, но в действительности. их внимание занято одним делом. Это высшая степень сосредоточенности и концентрации внимания — условие, необходимое для творчества в любой области, будь то наука, техника пли искусство. И эта высшая ступень сосредоточенности — иногда ее называют вдохновением — никогда не приходит сама. Поэтому, когда спрашивают, а как воспитать свое внимание, всегда хочется сказать: «Найдите какое-нибудь дело, займитесь им, преодолейте первые трудности, а дальше дело поведет и вас и ваше внимание». При этом нужно помнить, что неинтересных дел нет, а есть скучные люди, которые не могут найти интересное дело. |
ПОИСК
Block title
|