.
Меню сайта
|
Как работают наши органы чувствКак работают наши органы чувствОчень часто органы чувств сравнивают с физическими приборами. В самом деле, не похож ли наш глаз, скажем, на фотокамеру? На первый взгляд между ними много общего. Сетчатка — это сверхчувствительная пластинка, хрусталик — объектив, зрачок — диафрагма и т. д. Но присмотримся внимательнее к сетчатке и мысленно поставим ее на место фотопластинки в фотоаппарат. На сетчатке-фотопластинке имеется слепое пятно — место, куда входят зрительные нервы; кроме того, есть десятки блуждающих слепых пятен, они в любой момент могут возникнуть в любой точке сетчатки. Поверхность сетчатки сферическая, притом с несколькими радиусами кривизны. Помимо этого, она имеет разную чувствительность — максимальную в центре и постепенно убывающую к периферии. И наконец, наша сетчатка-фотопластинка постоянно движется, причем движения ее очень различны и неравномерны: в среднем она делает около 200 движений в секунду. А теперь представим себе снимок, сделанный фотоаппаратом с такой пластинкой. Вы, наверное, согласитесь, что этот снимок будет иметь мало общего с оригиналом. Но ведь мы видим деревья, горы, дома, людей и многое-многое другое вовсе не искаженными, а такими, какие они есть в действительности. Как же это происходит и почему неточно наше сравнение глаза с фотоаппаратом? Чтобы лучше понять работу глаза, посмотрим сначала, как рука ощупывает предмет. Вырежьте из картона какую-нибудь геометрическую фигуру, лучше неправильной формы, и попросите вашего товарища, который не видел фигуры, закрыть глаза. Вначале просто положите эту фигуру ему на ладонь и предложите описать ее форму. Вы увидите, что он этого сделать не сможет. Теперь вы сами его пальцем или ладонью обведите фигуру и снова попросите описать ее. И снова вашему товарищу это не удастся. Наконец, дайте ему обвести пальцем фигуру самостоятельно. Только в этом случае вы получите правильный ответ о размерах и очертаниях фигуры. Тут вы увидите, что рука вашего товарища ощупывает фигуру легкими, осторожными движениями, то и дело возвращается назад, как бы проверяя, правильно ли воспринята та или иная ее часть. А теперь обратимся к рисунку. Он показывает, как глаз осматривает предметы. Легко заметить, что в этом отношении между рукой и глазом есть много общего. Оказывается, глаз, как и рука, последовательно «ощупывает» контуры рисунка или предмета. И это не только внешнее сходство. Рука учит глаз своим приемам, своеобразной стратегии и тактике ощупывания. В этом нас убеждают случаи, когда люди, слепые от рождения, обретают зрение. Первое время они не могут различать контуры хорошо знакомых им по осязанию предметов. Если таким людям предложить отличить куб от шара или сосчитать несколько карандашей, они не смогут с этим справиться, хотя легко выполнят задание, ощупывая предметы. Эти люди должны еще научиться видеть. Большую роль здесь играет рука. Глаз вначале следует за ощупывающей рукой, пока не научится видеть самостоятельно, без ее помощи. Следовательно, для того чтобы увидеть тот или иной предмет, мы должны в буквальном смысле слова осмотреть, «ощупать» его глазами. И если глаз теряет возможность двигаться, то он становится как бы слепым, хотя и сохраняется его чувствительность к свету. Это доказывают следующие опыты: рисунок, на который смотрит человек, двигается вместе с глазом, повторяя за ним все движения, и поэтому неподвижен относительно сетчатки. В этих условиях только первые две секунды можно было видеть изображение, затем оно исчезало. Возникает вопрос: всегда ли, когда мы смотрим на предметы, движутся глаза? На рисунке вы видите запись движений глаз, когда испытуемые рассматривают головы девочки, льва или скульптуру Нефертити, жены египетского фараона Эхнатона. Но ведь эти изображения легко узнать и тогда, когда их покажут лишь на несколько сотых долей секунды, т. е. на такое короткое время, за которое не успеют совершиться движения глаз. Для чего движутся глаза в первом случае, если восприятие происходит и без них? Неужели природа создала сложнейший механизм, управляющий шестью парами мышц, с помощью которых движутся глаза, только для того, чтобы человек, имеющий много свободного времени, очерчивал взором контуры предметов и не пользовался этим механизмом, когда у него нет времени? Сравнения глаза с фотоаппаратом не случайны, мы действительно можем очень быстро узнавать знакомые предметы. В темную грозовую ночь при вспышке молнии мы очень многое можем увидеть и узнать. В чем же здесь дело? Какую роль играют движения глаз в восприятии pi что это за способность мгновенного видения, «фотографирования» предметов. Для того чтобы разобраться в этом, представим себе, что мы показываем человеку нечто такое, с чем ему никогда не приходилось иметь дело. В этом случае наш наблюдатель не только захочет подольше рассматривать предмет, но и попытается ощупать его руками. Именно так ведь происходит обучение чтению. Ребенок, который еще не знает букв, для того чтобы познакомиться с ними, не только обводит их глазом, но и водит по ним пальцем. Потом, когда он выучит алфавит, движения глаза по контурам букв становятся ненужными. Опытный чтец даже не на каждом слове останавливает взор, а делает на строчке всего 3—4 остановки (по 0,22 секунды). Именно потому что мы читаем не по буквам, а целыми словами или отрывками фраз, то иногда удивляемся сообщаемым в конце книги опечаткам, которые не заметили при чтении книги. Значит, движения глаз нужны нам для первоначального ознакомления. Мы с их помощью выделяем признаки предметов, связи между ними, вырабатываем из отдельных признаков новые, более общие и все это передаем на хранение в память. Когда же мы хорошо знакомы с предметом, запомнили его, нам достаточно отдельных признаков для того, чтобы узнать то, что нам показывают. То, что мы не успели увидеть, можем дополнить из своей памяти. Для узнавания хорошо известных предметов движения глаз оказываются ненужными. Это очень целесообразное построение нашей зрительной системы. Вовсе не всегда есть много времени для того, чтобы ориентироваться в окружающем и правильно приспособиться к нему. Представим себе, что охотник, столкнувшийся со львом в джунглях, прежде чем выстрелить, сделал бы такое же число движений глаз, как и человек, рассматривающий рисунок. Едва ли ему после этого удалось бы выстрелить. Таким образом, движения глаз нам очень нужны при ознакомлении с предметами и их запоминании и в меньшей степени — при узнавании знакомых предметов. Однажды в лаборатории провели такой шуточный опыт. Нарисовали страуса с головой лошади, показали испытуемым на очень короткое время и попросили сказать, что это за зверь. Мнения разошлись. Одни говорили, что птица и что они даже видели длинный клюв. Другие утверждали, что это была лошадь или верблюд и что Они заметили четыре ноги. В том и в другом случае испытуемые, основываясь на одних, действительно увиденных ими признаках, восстанавливали по памяти другие. Но они уже не могли различить, какие признаки действительно видели, а какие вспомнили. Интересно, что движения глаз совершаются и тогда, когда мы стараемся вспомнить, представить себе предмет, которого нет перед нами. Происходит все, как при восприятии. Если предмет хорошо знаком, то для того, чтобы его представить, движений глаз нужно меньше. Движения глаз наблюдались даже во время сновидений. Возвращаясь к сравнению глаза с фотоаппаратом, нужно сказать, что в истории науки о зрении глаз сравнивался и с другими оптическими и электронными устройствами, например с кинокамерой, с телевизионной камерой, с радиолокатором. Остановимся на сравнении с телевизионной камерой. Телевизионный луч идет строго по строчкам изображения. Глаз значительно свободнее в своем движении. Если бы луч телевизора прошелся по предмету, следуя за нашим глазом, то мы едва ли что-нибудь увидели на экране. Уж если обязательно нужно сравнивать глаз с физическим прибором, то можно сказать, что глаз совмещает в себе фотоаппарат, киноаппарат и телекамеру. Разумеется, что в дальнейшем создадут еще приборы, которые по тем или иным признакам будут иметь сходство с глазом. Но, пожалуй, самая большая неточность таких аналогий состоит в том, что глаз, в отличие от фото- и киноаппарата, не только принимает изображение, но и проецирует его вовне, т. е. в глазу одновременно совмещены и фотоаппарат и фильмоскоп. Один ученый об этом свойстве зрительного восприятия сказал, что когда он видит дом, то это не значит, что он видит его у себя в мозге, а значит, что видит предмет, в который может войти. Именно эта удивительная способность не только воспринимать впечатления, но и относить их к источнику обеспечивает необыкновенную точность наших действий с предметами. Эти последние и порождают и контролируют правильность нашего восприятия. Если восприятие недостаточно точно, то неизбежна ошибка в действии. Например, мы неверно определили расстояние и не дотянулись сразу до нужного нам предмета. Глаз обнаруживает ошибку, и рука сразу берет предмет. Наш глаз обладает одним, казалось бы, недостатком. При прохождении лучей через хрусталик на сетчатке получается перевернутое изображение. Ученые предположили, что в раннем детстве ребенок учится видеть предметы такими, какие они есть в действительности. Однако проверить это на маленьких детях очень трудно. Они еще не могут рассказать о том, что видят. Тогда ученые решили исследовать, как будет видеть человек, если ему надеть специальные очки, переворачивающие изображение. Были сконструированы разные виды таких очков. Одни меняли верх и низ, другие — правую и левую сторону, третьи вогнутые предметы делали выпуклыми, а выпуклые — вогнутыми. Когда такие очки надевали испытуемым, то первое время они часто ошибались (вы догадываетесь, что эти опыты доставляли экспериментаторам немало веселых минут, а испытуемым немало неприятностей). Затем испытуемые через разное время (от нескольких дней до нескольких недель) начали правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Их действия стали правильными. Но самое интересное то, что испытуемые уже видели мир таким, каким он был, т. е. очки перестали вносить искажения в восприятие. Значит, восприятие было согласовано с задачами действия. Любопытно, что, после того как очки были сняты, мир для испытуемых снова стал перевернутым (как при искажении очками) и они снова должны были некоторое, теперь, правда, короткое, время учиться видеть окружающее правильно. Таким образом, если мы искусственно искажаем работу органов чувств, то ощущения начинают перестраиваться и восстанавливается соответствие между ощущениями и опытом нашей практической деятельности с предметами. В опытах с так называемыми призмами Дове, через которые мы видим все вогнутые предметы выпуклыми, а выпуклые — вогнутыми, искажающее влияние их на зрение исчезает очень быстро. Достаточно, глядя через очки на предмет, дотронуться до него рукой, как иллюзия исчезает и мы начинаем видеть его таким, каков он в действительности, хотя продолжаем смотреть на него через искажающие очки. |
ПОИСК
Block title
|