.
Меню сайта
|
Зависимость между навыками. Потеря навыкаЗависимость между навыками. Потеря навыкаМежду навыками существует зависимость. Она различна и определяется действиями, входящими в навык. Зная английский и немецкий языки, гораздо легче овладеть французским. Научившись управлять мотоциклом, легче освоить управление самолетом. Имея навык в выполнении гимнастических упражнений на перекладине, легко овладеть кольцами. Такая зависимость между навыками, когда владение одним навыком способствует овладению другими, называется переносом. Перенос наблюдается тогда, когда навыки сходны по типу. Но в некоторых случаях старые навыки отрицательно влияют на усвоение новых — происходит так называемое смешение навыков. В процесс выполнения или формирования одного навыка непроизвольно «вмешивается» другой. Футболист, который ранее играл в волейбол, в критический момент матча непроизвольно отбивает мяч кулаком. Изучая английский язык, учащийся иногда непроизвольно употребляет ранее известные ему французские слова. Чтобы предупредить такое смешение, следует как можно прочнее усваивать
каждый навык в отдельности, делать это сознательно, отчетливо
противопоставляя вначале существующие между ними различия. ПОТЕРЯ НАВЫКА Гимнаст много лет славился тем, что лучше других выполнял на перекладине «солнце». Но однажды, упражняясь, он сорвался. Хотя сильно испугавшийся гимнаст не получил ни ушибов, ни повреждений, он потерял навык, разучился делать «солнце». Несмотря на многократные попытки, ему больше не удавалось выполнить это упражнение. А один хороший акробат навсегда потерял навык исполнять «сальто мортале» после того, как увидел гибель своего друга при неудачном исполнении этого сложного прыжка с переворачиванием в воздухе через голову. В обоих случаях навык разрушился из-за психической травмы — ведь физической травмы не было! Сильное потрясение, в частности пережитый ужас, сильный испуг, нередко бывает причиной потери навыка. Навык иногда разрушается настолько, что не может осуществляться не только автоматизирование, но и произвольно. Причиной разрушения навыка (особенно сложного) бывает и переутомление, чаще прекращение упражнений или длительный перерыв в них. Но в этом случае большей частью происходит не полная потеря навыка, а лишь уменьшение степени автоматизированности действия: те операции, которые совершались автоматизирование, почти без участия сознания, начинают выполняться лишь с его участием, произвольно. С потерей навыка можно бороться. Так, непосредственно вслед за потрясением — причиной разрушения навыка — нужно повторить данное действие. Например, тонувший человек должен заставить себя сейчас же после того, как его спасли, войти в воду и поплавать. Преодоление страха сразу вслед за неудачей в выполнении навыка обычно прекращает дальнейшее разрушающее действие на навык пережитого потрясения. Главное общее условие для сохранения навыка — систематическое упражнение. |
ПОИСК
Block title
|