. Значение навыков. Как вырабатывается навык
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Значение навыков. Как вырабатывается навык

Значение навыков. Как вырабатывается навык

Значение навыков для человека огромно. Сравните действие начинающего автолюбителя и опытного шофера. Внимание первого целиком поглощено каждой отдельной операцией — с рулем, рычагом переключения скоростей, с пе­далями сцепления, газа и тормоза. Действия эти ему не удается совмещать. Он делает много лишних, неправильных, неуклюжих и неточ­ных движений. Когда же в результате упражне­ний управление машиной становится навыком, тот же человек легко, без всякого напряжения и лишних движений, быстро и точно ведет авто­мобиль.

Владение навыком прежде всего экономит время и энергию. Сознание, мышление и внима­ние освобождаются от выполнения тех опера­ций, которые уточнились, объединились и авто­матизировались. Навыки составляют большую часть повседневных действий человека.

Часто навыки — это новые действия, ко­торые человек раньше вовсе не мог выполнять: сохранение равновесия на велосипеде или на коньках, плавание, управление сложным ме­ханизмом, акробатические упражнения, прыжки в воду и т. д.

КАК ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ НАВЫК

Ребенок учится писать. Вначале он с трудом] выводит каждую линию, каждый элемент бук­вы. Для него это самостоятельная целенаправ­ленная операция. При этом ребенок пишет с большим напряжением и совершает лишние движения: высовывает язык от старания, кри­вит губы, сгибает корпус.

Постепенно, в процессе систематических] упражнений, написание отдельных элементов буквы объединяется в одно действие. Теперь вся буква пишется «с одного маха». Однако первое время каждая буква остается самостоятель­ным целым и написание ее — самостоятельной операцией, законченным действием. Потом бук­вы объединяются в слова, и самостоятельным действием становится уже написание целого слова, а затем и целых фраз. Лишние движения постепенно устраняются, напряжение ослабе­вает и в конце концов совсем исчезает; процесс письма настолько автоматизируется, что чело­век, занятый письменным изложением мыслей, буквы и слова пишет машинально, «автомати­чески», не сосредоточивая на них внимание.

Таким образом, один из существеннейших мо­ментов в формировании навыка — это объедине­ние отдельных мелких движений и операций в бо­лее сложные. Например, при выработке навыка управления машиной, выполнения сложного гимнастического упражнения, навыка езды на велосипеде, плавания или танца отдельные, вна­чале самостоятельные, не поддающиеся коорди­нации движения постепенно объединяются в од­но целое и выполняются все легче и точнее, как одно действие.

В процессе выработки навыков, особенно заключающих в себе сложные, трудновыполни­мые действия, очень важны настойчивость, стремление сделать их каждый раз лучше. Если при этом мы ограничиваемся лишь простым механическим повторением нового действия без стремления к его усовершенствованию, то ре­зультаты не улучшатся.

Древняя поговорка «повторение — мать уче­ния» особенно правильна при овладении навы­ком. Систематические упражнения — совер­шенно обязательное, необходимое условие вы­работки навыка.

Доказано, что, когда человеку известны результаты каждого упражнения, навык раз­вивается быстрее и, наоборот, неведение сильно задерживает этот процесс.

Не менее важно при овладении навыками как можно раньше замечать ошибки в выполне­нии действия. Не подмеченная вовремя ошибка закрепляется в процессе упражнений и превра­щается в обязательную составную часть навы­ков. А исправить уже выработанный навык го­раздо труднее, чем выработать новый.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ