.
Меню сайта
|
Значение навыков. Как вырабатывается навыкЗначение навыков. Как вырабатывается навыкЗначение навыков для человека огромно. Сравните действие начинающего автолюбителя и опытного шофера. Внимание первого целиком поглощено каждой отдельной операцией — с рулем, рычагом переключения скоростей, с педалями сцепления, газа и тормоза. Действия эти ему не удается совмещать. Он делает много лишних, неправильных, неуклюжих и неточных движений. Когда же в результате упражнений управление машиной становится навыком, тот же человек легко, без всякого напряжения и лишних движений, быстро и точно ведет автомобиль. Владение навыком прежде всего экономит время и энергию. Сознание, мышление и внимание освобождаются от выполнения тех операций, которые уточнились, объединились и автоматизировались. Навыки составляют большую часть повседневных действий человека. Часто навыки — это новые действия, которые человек раньше вовсе не мог выполнять: сохранение равновесия на велосипеде или на коньках, плавание, управление сложным механизмом, акробатические упражнения, прыжки в воду и т. д. Ребенок учится писать. Вначале он с трудом] выводит каждую линию, каждый элемент буквы. Для него это самостоятельная целенаправленная операция. При этом ребенок пишет с большим напряжением и совершает лишние движения: высовывает язык от старания, кривит губы, сгибает корпус. Постепенно, в процессе систематических] упражнений, написание отдельных элементов буквы объединяется в одно действие. Теперь вся буква пишется «с одного маха». Однако первое время каждая буква остается самостоятельным целым и написание ее — самостоятельной операцией, законченным действием. Потом буквы объединяются в слова, и самостоятельным действием становится уже написание целого слова, а затем и целых фраз. Лишние движения постепенно устраняются, напряжение ослабевает и в конце концов совсем исчезает; процесс письма настолько автоматизируется, что человек, занятый письменным изложением мыслей, буквы и слова пишет машинально, «автоматически», не сосредоточивая на них внимание. Таким образом, один из существеннейших моментов в формировании навыка — это объединение отдельных мелких движений и операций в более сложные. Например, при выработке навыка управления машиной, выполнения сложного гимнастического упражнения, навыка езды на велосипеде, плавания или танца отдельные, вначале самостоятельные, не поддающиеся координации движения постепенно объединяются в одно целое и выполняются все легче и точнее, как одно действие. В процессе выработки навыков, особенно заключающих в себе сложные, трудновыполнимые действия, очень важны настойчивость, стремление сделать их каждый раз лучше. Если при этом мы ограничиваемся лишь простым механическим повторением нового действия без стремления к его усовершенствованию, то результаты не улучшатся. Древняя поговорка «повторение — мать учения» особенно правильна при овладении навыком. Систематические упражнения — совершенно обязательное, необходимое условие выработки навыка. Доказано, что, когда человеку известны результаты каждого упражнения, навык развивается быстрее и, наоборот, неведение сильно задерживает этот процесс. Не менее важно при овладении навыками как можно раньше замечать ошибки в выполнении действия. Не подмеченная вовремя ошибка закрепляется в процессе упражнений и превращается в обязательную составную часть навыков. А исправить уже выработанный навык гораздо труднее, чем выработать новый. |
ПОИСК
Block title
|