.
Меню сайта
|
Разные виды навыков. Привычка и навыкРазные виды навыков. Привычка и навыкБольше всего навыков двигательных. Они очень важны в трудовой деятельности людей. К ним относятся навыки употребления орудий труда и выполнения профессиональных трудовых процессов (например, употребление топора, рубанка, управление механизмами на заводах, работа на станках, управление автомашиной, самолетом, печатание на машинке), навыки самообслуживания (одевание, уборка постели), гигиенические (умывание, чистка зубов), спортивные и др. Но в процессе упражнения оформляются, закрепляются и более или менее автоматизируются и действия, которые не являются движениями. Человек, только начинающий читать, воспринимает и узнает сначала каждую букву в отдельности (и то не сразу), с трудом составляя из них слова. Но в результате упражнения в чтении вырабатывается навык: человек быстро и безошибочно читает, схватывая общие очертания слова в целом и даже несколько слов сразу. Или, например, упражняясь в умножении однозначных чисел, человек приобретает навык перемножать их в пределах таблицы умножения уже настолько автоматизирование, что в сознании всплывает сразу конечный результат. К навыкам очень близки по своей природе привычки. Человек, привыкший утром чистить зубы или мыть руки перед едой, чувствует потребность в этом, а если ему почему-либо не удается выполнить привычное действие, он неудовлетворен, обеспокоен. Само действие, ставшее привычкой, протекает, как и навык, более или менее автоматизирование. Но повторение этого действия обычно не носит характера упражнения. Например, вредные или «дурные» привычки (грызть ногти, произносить лишние слова-паразиты: «так сказать», «как его», «ну», «значит» и т. д.) вырабатываются не упражнениями, а простым нецелесообразным повторением. Правда, привычками часто становятся и навыки, например навык мыть руки, чистить зубы и т. д. Это происходит в том случае, если совершение действия стало уже потребностью. Привычка отличается от навыка тем, что в итоге многократных повторений определенного действия появляется приобретенная потребность в нем. Действие возникает как бы само собой, ненамеренно, на основе потребности. Этим и объясняется то, что препятствие в выполнении привычного действия вызывает неприятное состояние, так как потребность остается неудовлетворенной. Чтобы избавиться от вредных и дурных привычек, надо осознать, что они вредны, и постоянно удерживать себя от них. При этом лежащая в основе таких привычек «лжепотребность» ослабевает или совсем исчезает. |
ПОИСК
Block title
|