.
Меню сайта
|
Когда открываются дали. Виды действийКогда открываются дали. Виды действийМы подошли к концу нашего рассказа. А ведь по существу только начали его. Сколько интересного осталось нам рассказать... А сколько важного мы еще не знаем и, если бы даже хотели рассказать, не сумели бы этого сделать. И во сколько тысяч раз это неизвестное больше тех знаний, которые уже прочно вошли в науку. Вот правое полушарие мозга, целая половина мозга. Она упорно молчала, когда ученые пытались обращать к ней свои вопросы. Что она делает, какую роль играет в общей слаженной работе мозга? А каковы мозговые механизмы памяти, позволяющие через длинную вереницу лет воспроизвести мельчайшие события? А мозговые основы отвлеченной мысли? Дорога уходит вдаль, и еще много-много вопросов остается разрешить науке, которая подходит к тайнам работы мозга — этого самого совершенного из всех аппаратов в мире.
Человек постоянно совершает какие-то действия. Одни из них внешне ярко выражены, они заметны для окружающих, другие совершенно недоступны их взору. Например, когда мы смотрим соревнования по фигурному катанию на коньках, то видим, что делают спортсмены, но что происходит в голове шахматиста, обдумывающего очередной ход, увидеть невозможно. Поэтому мы и говорим, что действия бывают внешними и внутренними. Внешние действия могут приводить к изменениям в предметах и явлениях внешнего мира: действуют строители — появляется новый дом, действует шофер — машина меняет направление и скорость. Такие внешние действия называют практическими. Внутренние действия таких результатов не дают. Шахматист, выбирая очередной ход, мысленно переставляет то одну фигуру, то другую, но от этих действий на шахматной доске ничто не меняется. Не увеличится и скорость самолета, если ее мысленно удвоить. Внутренние действия называют поэтому теоретическими. Они помогают человеку предвидеть результаты своих практических действий, выбирать наиболее целесообразные из них. Так, прежде чем совершить практически путешествие по рекам, туристы несколько раз «совершают» его в своей голове, пока окончательно не выберут маршрут. А шахматист, мысленно проверив несколько вариантов, находит наилучший и только после этого делает ход — совершает внешнее действие. Теоретические действия участвуют в любой человеческой деятельности. Без них человек не смог бы выполнить даже самых простых практических действий. Ведь даже для того, чтобы перешагнуть лужу, надо примериться, т. е. сначала как бы перешагнуть ее мысленно, взором. Важность теоретических действий для практики хорошо известна людям, и недаром пословица гласит: «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Чем сложнее практика, тем значительнее роль предварительных теоретических действий. Так, для полета одного человека в космос многим людям надо было тысячи раз облететь Землю мысленно, чтобы учесть все условия полета, заранее предвидеть все его детали. Без таких теоретических полетов не был бы успешным полет практический. Практические действия, как мы уже говорили, совершаются только во внешней форме, поэтому они всегда внешние. Но не все внешние действия носят практический характер. Так, когда мы рассматриваем предмет, мы совершаем внешнее действие. За движением глаз можно наблюдать, эти действия можно даже заснять на пленку. Но ведь глаз предметы не изменяет, и И. М. Сеченов был прав, назвав, в этом смысле, наш глаз «теоретиком». Таким образом, теоретические действия могут протекать у человека как во внутренней, так и во внешней форме. Человек выполняет тысячи различных внешних и внутренних, практических и теоретических действий. И этому он учится в течение всей жизни, постепенно. Например, взрослые учат ребенка держать предметы, ходить, говорить, слушать, видеть, думать. Конечно, каждое новое поколение добавляет в человеческую сокровищницу знаний и умений что-то свое. Но начинает свой путь оно с овладения тем богатством, которое добыто до него. В самом деле, разве мог Эйнштейн создать теорию относительности, не изучив физико-математических наук, сложившихся до него? Разве могли наши авиаторы создать сверхскоростные самолеты, не изучив всей истории самолетостроения? И так во всем: прежде чем что-то сделать свое, новое, надо хорошо овладеть тем, что уже сделали другие. Как же человек учится практическим и теоретическим действиям? Вспомните, как вас учили кататься на велосипеде, работать в школьных мастерских. Вам показывали, как выполняется действие, вы смотрели, а потом пробовали повторить его сами. Вначале у вас не получалось, вам показывали еще раз, обращали ваше внимание на ошибки, и постепенно вы научились правильно выполнять действия. Именно так обычно и учат практическим действиям: пилить, работать на токарном станке, шить и т. д. Практические действия можно показать. И человек, плохо или хорошо, постепенно научится их выполнять. Но как научиться теоретическим действиям? Как овладеть тем, что совершают не руками, а про себя, в голове? Как показать содержание этих действий, чтобы обучающийся понял, что и как он должен делать. На помощь нам приходят действия внешние. Они дают возможность невидимые, внутренние действия сделать видимыми. Посмотрите, как первоклассник учится такому действию, как сложение в уме. Разве он сразу выполняет его про себя? Нет, сначала он производит сложение руками: образует из палочек, косточек слагаемые, соединяет их, пересчитывает. Но в дальнейшем руки начинают освобождаться: они перестают соединять слагаемые, затем пересчитывать и сумму. Эти операции производятся глазом, а потом и он в этом не участвует. Действие полностью совершается в уме, про себя. Итак, действие из практического постепенно превращается в теоретическое. В конце концов вместо палочек складываются числа. И теперь, прибавляя в уме к трем четыре и получая семь, ученик уже никаких действий с предметами не производит и никаких семи предметов от сложения не получает. Это значит, что действие сложения полностью стало теоретическим, внутренним. Возьмем другой пример. Уже в школьные годы человеку часто приходится производить умственный анализ: выделять части цветка, не нарушая практически его целостности; выделять в задаче вопрос и условия. Откуда появляется это умение разделять в уме целое на части? Оно, как и сложение в уме, образуется тоже из внешнего действия. Кому неизвестно, что маленькие дети производят анализ практически: они руками отделяют части предмета. И без такого практического разделения предметов на части человек не может научиться анализировать в уме, про себя. Маленькие дети ко всему тянутся руками и нередко ломают игрушки. Чаще всего они делают это, желая узнать, из чего сделана игрушка, что внутри у нее. Это их первые аналитические опыты. Кажется, что общего между действиями ребенка, разбирающего игрушку на части, и действиями ученого, анализирующего космические явления, математические формулы. И все же такой простой практический анализ, который ребенок производит во время игр, служит основой теоретического, научного анализа. Но внешние, практические действия не сразу становятся внутренними. Вначале они преобразуются в речевую форму. Так, после того как ребенок научится считать на палочках, он не сразу переходит к счету про себя, а считает какое-то время вслух и только после этого в уме. Теперь вам должно быть понятным, почему некоторые ученики, особенно младших классов, не умеют готовить уроки молча. Действия мышления, памяти, необходимые при подготовке уроков, у этих учеников еще не перешли во внутреннюю форму. Они их могут выполнять только с помощью внешней речи. Постепенно эти действия становятся внутренними, и тогда школьник готовит уроки молча. Теоретические действия выполняются очень — быстро, и это позволяет человеку за короткое время проходить мысленно большие расстояния, охватывать внутренним взором огромные пространства. Недаром считается, что всего быстрее на свете человеческая мысль. В самом деле, достаточно сравнить сложение на палочках и сложение в уме, чтобы убедиться в преимуществе теоретической формы. Стоит спросить вас, сколько получится от сложения трех и двух единиц, как у вас тут же готов ответ. Первоклассник, выполняя это действие на палочках, тратит в десятки, а иногда и в сотни раз больше времени. Вы можете в этом убедиться и сами. Предложите ученику, который уже знает таблицу умножения, ответить, сколько будет, если по девять взять девять раз. Секундная стрелка часов поможет вам заметить, сколько уйдет времени на получение ответа. А затем этому же ученику предложите получить ответ с помощью предметов: палочек, спичек, пуговиц. И тоже проверьте, сколько он затратит на это времени. Сравните, во сколько раз теоретическое действие оказалось быстрее практического. Теоретические, внутренние действия образуются из действий практических, внешних. Но это вовсе не означает, что все внешние действия обязательно переходят во внутренние. Счет, чтение, умение решать задачи, доказывать теоремы постепенно преобразуются из действий внешних во внутренние. А письмо, черчение, различные производственные и спортивные действия всегда остаются внешними. Только в такой форме они и могут быть полезны человеку. Конечно, можно письмо написать и мысленно, но адресат такого письма не прочтет. Однако во все внешние, практические действия обязательно входят элементы действий теоретических, и без них нельзя научиться практическим действиям. Хоть они и выполняются руками, но управляет ими голова. Так, например, чтобы научиться хорошо играть в волейбол, надо научиться не просто бить по мячу, но и решать целый ряд тактических задач: кому из своей команды лучше передать мяч, куда его направить на поле противника, с какой силой ударить по мячу. Конечно, без практических ударов по мячу игры не получится, но от теоретического расчета в значительной степени зависит и качество ударов, и результат игры. И очень часто человек не может научиться практическим действиям именно потому, что ему не удается овладеть теоретическими элементами этих действий. Так, например, в школьных мастерских многие ребята в течение целого учебного года не могут научиться продольному пилению. Почему? Ведь ученик видит, как мастер закрепляет заготовку, как пилит. Знает, что пилить надо по вертикали, и сил у него достаточно, а ничего не получается: пила идет вкривь и вкось, заготовка в верстаке не держится. Не так просто, оказывается, научиться вытачивать на токарном станке даже самый обыкновенный болт. И неверно думать, что причина этих неудач — неумелые, неловкие руки. Чаще всего это происходит потому, что практическую часть работы мастер показал, а теоретическая осталась для ученика секретом, ее нельзя увидеть. Но она-то и решает успех дела. Те, кто этот секрет открыл, научились, а остальные нет. А чтобы все овладели теоретической частью, ее надо вначале представить, как мы уже знаем, во внешнем виде. Так, при обучении продольному пилению древесины мастер, закрепляя заготовку в верстаке, не может показать, какое он делает при этом усилие. Сам он это усилие чувствует, а от учащихся оно остается скрытым. А для того чтобы они научились делать такое усилие, надо его представить как-то внешним образом. Так, с помощью специального устройства можно эти усилия регистрировать. Мастер заранее отмечает красной линией то усилие, которое необходимо для правильного закрепления заготовки. И теперь ученику легко научиться это выполнять. Он по совету мастера замечает усилие, при котором подвижная, черная линия приблизится к неподвижной, красной. Проделав это несколько раз, ученик в дальнейшем без всякого устройства знает, какое следует сделать усилие. Он его определяет теперь уже с помощью внутреннего действия: чувствует, ощущает. Интересно отметить, что в ходе развития человеческого общества роль теоретических действий в жизни, в работе людей непрестанно возрастает. Практические же действия человек постепенно все больше передает машинам. В самом деле, сравним изготовление вещей вручную и на заводе-автомате. В первом случае практические действия нередко изнуряли человека; во втором они почти сведены к нулю. Вся практика рабочего состоит в том, что он нажимает несколько кнопок. И учат такого рабочего, конечно, не этим практическим действиям, а умению наблюдать за приборами, сопоставлять их данные, т. е. выполнять различные теоретические действия. Они и составляют главное содержание его труда. Роль теоретических действий в жизни человека будет возрастать и дальше. Однако это вовсе не означает, что практические действия человек когда-нибудь вообще перестанет выполнять. Это не так. Кроме всего, практические, внешние действия нужны человеку ведь не только для изменения окружающих предметов и для создания новых. Без них, как вы видели, нельзя научиться внутренним, теоретическим действиям. Тесную взаимосвязь внешних и внутренних действий, практических и теоретических, можно успешно использовать в повседневной жизни. Так, в трудных условиях внутренние действия не всегда приводят к нужному результату. Например, если вы готовите уроки, а вокруг шумят, то вы невольно начинаете читать текст, четко проговаривая слова про себя, а иногда и вслух, т. е. переходите на внешнее действие. Это требует, конечно, больше времени, но зато достигается цель. Зная, что внешние формы действия выполняются легче, иногда следует сознательно к ним прибегать. Если вы не можете решить задачу про себя, надо прочитать ее вслух и все рассуждения вести также вслух. Если и это не помогает, попытайтесь использовать схемы, чертежи, а иногда и предметы. Так, в курсе физики при решении задач на определение давления и площади опоры учащиеся часто допускают такие ошибки: то у лыжника при определении площади опоры учитывают только одну лыжу, то при определении давления на пол лежащей на столе гири берут площадь соприкосновения гири со столом вместо площади ножек стола, соприкасающихся с полом. Стоит в таких задачах изобразить условия схематически, внешним образом, как ошибка будет обнаружена. Нечто похожее бывает и в тех случаях, когда человеку необходимо заставить себя сделать не то, что хочется, а то, что надо, т. е. проявить волю. Если человек чувствует, что у него не хватает силы воли, он не может побороть себя — вовремя встать, приняться за приготовление нелюбимого урока, преодолеть страх,— полезно перейти на внешнюю речь, как бы обратиться к самому себе, начать убеждать себя, иногда громко приказывать себе делать так, как надо. Часто такая внешнеречевая форма действия помогает человеку овладеть собой, заставить себя поступить так, как надо. Ну, а если возникают затруднения при выполнении практических действий, надо на помощь рукам призвать голову: подумать, в чем может быть причина неудачи, как лучше устранить ее. |
ПОИСК
Block title
|