. Правое и левое
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Правое и левое

Правое и левое

Теперь мы подошли к самому главному. Мы знаем, где в мозге человека представлено зре­ние, слух, осязание, движение. А где форми­руется его ум, речь, воля? На этот вопрос не так легко ответить, и научное разрешение его было бы величайшим торжеством челове­ческого знания.

Вернемся ровно на столетие назад.

Мы в Париже, центре научной жизни того времени. В одной из старинных больниц рабо­тает врач-анатом Брока. Сейчас у него удиви­тельный больной. Он почти все понимает, но после заболевания лишился дара речи и на все вопросы одинаково отвечает: «Тан-тан-тан». Так и стали звать его «господин Тан-Тан» больные, а затем и врачи.

Внезапно «господин Тан-Тан» умирает. Брока вскрывает его мозг — и что же? В задней части нижней лобной извилины левого полуша­рия большое размягчение — след давнишнего кровоизлияния, полностью разрушившего эту часть мозга. «Не помещаются ли в этом участке мозга центры речевых движений?» — подумал Брока. Но для открытия мало одного наблюде­ния. Брока запасся терпением и стал ждать. Через год у него появился еще один такой больной — гос­подин Лелонг, 84 лет от роду. После удара он ли­шился речи. Так же как «господин Тан-Тан»,он многое понимает, однако произносит только какие-то нечленораздельные звуки. Но вот Лелонг уми­рает. Брока вскрывает его мозг и снова, как у «господина Тан-Тана», в том же самом месте видит размягчение — след бывшего кровоиз­лияния.

Теперь это достоверный факт, а не фантазия в духе Галля. «Центры», необходимые для рече­вых движений, лежат в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Через несколько десятилетий это место в коре голов­ного мозга назвали «центром Брока», и это на­звание сохранилось в память большого откры­тия.

Проходит десять лет, и немецкий психиатр Вернике устанавливает еще один важный факт. Болезни пациентов Вернике и Брока во многом противоположны: больные Вернике много, хо­тя и не всегда понятно, говорят, но не понимают обращенной к ним речи.

Анатомическое вскрытие и тут привело к важной находке: у всех этих больных размяг­чение коры головного мозга произошло совсем в другом месте — в задней трети верхней ви­сочной извилины, но так же, как и у больных Брока, в левом полушарии, в той его области, которая, как мы уже видели выше, входит в состав центральной станции анализа и синтеза звуковых сигналов.

Что же скрывалось за этими двумя замеча­тельными открытиями? Почему в обоих случаях нарушение речи следовало за разрушениями участков левого полушария мозга?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно воз­вратиться к самым первым шагам превращения животных предков человека в людей современ­ного типа.

Вот эти еще полуживотные-полулюди нача­ли употреблять и изготовлять орудия и с их помощью добывать себе пищу, вот они стали что-то делать, сообща трудиться. С возник­новением труда были тесно связаны два явле­ния: выделение ведущей роли правой руки и появление членораздельной речи.

Теперь вспомним один факт. Когда мы мыс­ленно путешествовали по нервной системе, то могли видеть, что длинные пути, идущие к боль­шим полушариям головного мозга, перекрещи­ваются, так что в левом полушарии оказы­ваются представленными органы правой сторо­ны тела, а в правом полушарии — органы его левой стороны.

Мы еще не знаем, почему в процессе эво­люции образовался этот перекрест. Многие связывают его с тем, что зрительные образы перевертываются, преломляясь в хрусталике глаза. Но важно другое: этот перекрест привел к тому, что с выделением правой руки левое полушарие головного мозга стало ведущим. В нем и развились те участки коры головного мозга, которые сделали возможным слышать членораздельные звуки речи и производить необходимые для речи движения.

Итак, объединенная совместная работа слу­ховых и двигательных отделов левого полуша­рия мозга обеспечивает членораздельную чело­веческую речь.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ