. ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА. МОЗГ И ПСИХИКА. "Умные машины". Головной мозг. У порога науки
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА. МОЗГ И ПСИХИКА. "Умные машины". Головной мозг. У порога науки

ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА. МОЗГ И ПСИХИКА.  "Умные машины". Головной мозг. У порога науки

В наше время создано немало различных «умных» машин. Они тонко реагируют на окру­жающую обстановку и, уловив идущие извне сигналы, сами контролируют свою работу.

Откуда же в технике появилась мысль о создании таких машин? Существуют ли в при­роде естественные «умные» машины, по образу которых человеческий гений создает новейшие саморегулирующиеся устройства?

Да, такие естественные «умные» машины, и притом в миллионы раз более совершенные, чем созданные современной техникой, сущест­вуют. Они встречаются на каждом шагу. Лю­бой живой организм и есть такое саморегули­рующееся устройство: до него доходят сигна­лы из внешней среды, сигналы о тех явлениях, которые нарушают равновесие организма со средой, вызывают в нем сложнейшие внутренние процессы, меняют работу его сердца и сосудов, заставляют дышать медленнее или чаще, регулируют химические процессы обмена веществ, вызывают сложнейшие движения. Если все эти процессы приводят к тому, что равновесие ор­ганизма и среды восстанавливается, они автома­тически прекращаются. Если тревожные сигна­лы появляются снова — сложнейшая деятель­ность организма снова начинается. Каждое растение, каждое животное — это сложнейшее саморегулирующееся устройство, а человек, как сказал великий русский физиолог академик И. П. Павлов, является «системой, высочай­шей по саморегулированию».

Какой же прибор осуществляет эту саморе­гуляцию? Какие механизмы лежат в основе тех саморегулирующихся процессов, которые про­являются у человека в восприятии окружающей среды, в запечатлении следов прежнего опыта, в формировании сложнейших процессов психи­ческой деятельности, отражающей внешний мир и обеспечивающей сложнейшие разумные формы поведения?

Таким прибором у высших организмов яв­ляется головной мозг — самый сложный и самый совершенный аппарат в мире, вершина процессов эволюции, занявшей мил­лионы лет.

Как же построен и работает наш мозг? Этот вопрос встал перед учеными уже много столе­тий назад.

У ПОРОГА НАУКИ

Мысль о том, что мозг — орган сознания, возникла давно, еще в те времена, когда наука не имела никаких точных данных об устройстве и работе мозга, а отсутствие научного знания часто восполнялось фантазией.

Совершим небольшую экскурсию в историю науки и посмотрим, как мыслители и ученые разных веков решали вопрос о мозге как орга­не сознания.

Если разрезать мозг человека, то в самой глубине его можно увидеть полости, скрытые массами серого и белого вещества. Это же­лудочки мозга. Они заполнены жидко­стью, которая по тысячам щелей проникает в вещество мозга, вместе с кровью питает миллио­ны нервных клеток и образует как бы мягкую подушку, предохраняющую мозг от сотря­сений .

Не таится ли в этой жидкости «душа»? Такая мысль пришла в голову ученым еще в средние века. Это было одним из самых интересных заблуждений в предыстории науки. Уверенность в том, что желудочки мозга есть вместилище души, держалась несколько столетий, хотя она и не была ничем подтверждена. Еще 300-—400 лет назад многие думали, что передняя часть мозговой полости — «передний желудочек»,— расположенная ближе к глазным яблокам и идущим от них нервам, является органом об­щей чувствительности, средняя часть ее — «средний желудочек» — органом мысли, а задняя часть — «задний желудочек» — органом памя­ти. От этих желудочков идут нервы, похожие на полые трубки, по которым текут «жизненные флюиды». Именно так представлял себе уст­ройство мозга и нервной системы великий ана­том XVI в. Андрей Везалий. Прошло много времени, пока ученые отказались от подобных представлений.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ