. Сергей Петрович Боткин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Сергей Петрович Боткин

Сергей Петрович Боткин

(1832 — 1889)

В Ленинграде перед зданием Военно-медицинской академии стоит памятник: на гранит­ном постаменте фигура пожилого человека в старомодном сюртуке. Человек не высок, но плечист, он слегка расставил ноги, заложил ру­ки за спину, в раздумье склонил на грудь голо­ву с большим мудрым лбом. Когда в 1908 г. скульптор В. А. Беклемишев закончил работу над памятником профессору Сергею Петровичу Боткину, еще живы были многие ученики и со­ратники замечательного врача и ученого. Они хорошо помнили эту позу, так удачно схвачен­ную скульптором.

... Старый врач только что закончил осмотр больного. Он долго, очень долго расспрашивал его, вникая в каждую подробность жизни и болезни. Потом выслушал, выстукал грудь своими короткими, старческими, но удивитель­но чуткими пальцами и, поднявшись со стула, задумался. Анализ фактов закончен. Теперь его мысль работает над их обобщением. Из раз­розненных, едва приметных деталей складывает­ся диагноз1. Врач глубоко погружен в свои мысли. Он взвешивает факты, сравнивает их, мысленно спорит сам с собой. Сейчас от него зависит многое: здоровье, счастье, а может быть, и жизнь больного. Диагноз должен быть точ­ным. У врача нет права на ошибку. Эту вели­кую заботу врача-исцелителя о больном и строгую требовательность к себе ученого-естест­воиспытателя очень удачно изобразил скульп­тор.

Тысячи больных могли сказать, что они исцелены этим замечательным врачом. Десятки ученых с гордостью называли себя его учени­ками. Как человека большой души и как обще­ственного деятеля Боткина высоко ценил М. Е. Салтыков-Щедрин, а Н. А. Некрасов посвятил ему одну из глав своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо». В морозный день 30 де­кабря 1889 г. над свежей могилой Боткина зна­менитый художник И. И. Шишкин произнес слова, которые прекрасно выразили чувства народа к умершему: «Вот пришел поклониться праху русского богатыря, и какого же чудесно­го человека!»

За что же так ценили С. П. Боткина сов­ременники и почему его имя чтут новые поко­ления врачей?

С. П. Боткин был выдающимся русским вра­чом-терапевтом2, основоположником русской клинической медицины.

Родился он в Москве 5 сентября 1832 г. в купеческой семье. В доме Боткиных бывали А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, В. Г. Белин­ский, Т. Н. Грановский и другие передовые люди того времени. Их благородные освободи­тельные идеи оказывали большое влияние на мальчика. Учился Сергей очень хорошо, мно­го читал. В одном из писем Т. Н. Грановский писал о юношеских годах будущего ученого: «Я следил за развитием Сергея и видел в нем выдающиеся способности... Он поражал Белин­ского и меня своей огромной любознатель­ностью».

Яркие способности молодого человека полу­чили дальнейшее развитие на медицинском фа­культете Московского университета. В 1855 г. С. П. Боткин окончил университет и отпра­вился с санитарным отрядом в Крым, где в то время шла война. Там ему посчастливилось работать под руководством великого хирурга Н. И. Пирогова. Работа в военном госпитале дала Боткину практические знания.

Последующие четыре года Сергей Петрович провел в заграничной командировке. В 1860 г. он вернулся в Россию и защитил в Петербурге при Медико-хирургической академии доктор­скую диссертацию. А в 1861 г. 29-летний уче­ный был уже избран профессором кафедры академической терапевтической клиники.

Почти три десятилетия, до самой своей смер­ти Сергей Петрович руководил кафедрой тера­пии3, лечил больных, учил будущих врачей.

Боткин жил напряженной трудовой твор­ческой жизнью, он заботился не о собственной славе и выгоде, а о том, чтобы его труды обога­щали науку и приносили пользу больным.

В течение многих веков врачи большей ча­стью действовали по установившейся традиции: если однажды какое-то лекарство помогло од­ному больному, то во всех подобных случаях это же лекарство прописывали и другим. Врач не задумывался над тем, что организм каждого человека имеет свои особенности и, следовательно, одна и та же болезнь протекает у одно­го больного не так, как у другого.

Боткин один из первых доказал, что к каж­дому больному врач должен подходить инди­видуально, учитывать особенности возраста, анатомического строения, состояния нервной системы, условия его жизни и работы. «Меди­цину,— говорил он,— надо превратить из ис­кусства, принадлежащего лишь отдельным ма­стерам, в строгую науку, которой должны овладеть все врачи».

Боткин считал: для того чтобы помощь вра­ча была разумной и действенной, он должен заниматься не только медициной, но и другими естественными науками.

Для изучения проблем научной медицины и физиологии Сергей Петрович создал при своей клинике в 1860—1861 гг. первую в России экспериментальную лабораторию. Здесь кипе­ла исследовательская работа: производились различные анализы, изучалось действие ле­карств на организм, велись наблюдения над животными.

Одним из учеников Боткина был в то время будущий великий физиолог И. П. Павлов.

Современная медицина обязана Боткину тем, что он одним из первых подметил, какую важнейшую роль в организме человека играет центральная нервная система. Он понял, что болезнь не поражает отдельный участок тела или орган, а влияет через нервную систему на весь организм. Только постигнув это, врач может правильно лечить больного. Эту мысль С. П. Боткин развил в своих трудах. Его науч­ные взгляды были подхвачены большинством русских передовых врачей, поэтому мы гово­рим о Боткине как о создателе отечественной научной медицинской школы. Советские врачи продолжают и развивают основные принципы этой школы.

Наука обязана Боткину и другими крупны­ми открытиями. На заре развития микробио­логии он один из первых утверждал, что забо­левание, известное как желтуха, вызывается микроорганизмами. Предвидение, высказанное почти 90 лет назад, недавно полностью оправ­далось: ученые нашли возбудителя этой ин­фекционной болезни, которая называется те­перь болезнью Боткина.

Сергей Петрович сделал много замечатель­ных предсказаний. В своих лекциях он выра­зил, например, уверенность, что в головном мозге человека будут найдены особые центры, которые управляют кроветворением, отделе­нием пота, регуляцией тепла и т. д. Сейчас существование таких центров признал весь науч­ный мир.

Боткин не терпел застоя мысли. Он, несом­ненно, был лучшим для своего времени специа­листом по внутренним болезням, но до конца жизни продолжал учиться у русских и ино­странных медиков. Однако к тому, что он узна­вал, Боткин относился с глубоким раздумьем, критически. Он любил повторять: «Сначала знание, потом искусство и всегда суждение».

Сергей Петрович соединял свою научную деятельность с общественной, откликался на многие события, волновавшие передовых лю­дей его эпохи. Он был горячим сторонником права женщин на высшее медицинское образо­вание, при его деятельном участии в 1872 г. были открыты в Петербурге первые женские врачебные курсы. Вместе со своим другом физио­логом И. М. Сеченовым Боткин первый в Рос­сии предоставил возможность женщинам-врачам работать на кафедре, которой он руководил.

Очень много ученый сделал для организации бесплатной медицинской помощи беднякам. В 1861 г. он открыл при своей клинике первую бесплатную амбулаторию. Благодаря настойчивости Сергея Петровича в начале 80-х годов прошлого столетия в Петербурге и других го­родах появились первые бесплатные больницы для беднейшего населения.

Глубоко волновал Сергея Петровича вопрос о причинах высокой смертности в царской России. Он неоднократно обращал внимание правительства на необходимость улучшать са­нитарное состояние страны. Кое-что ему уда­лось сделать, но изменить коренным образом положение в условиях царской России ученый, конечно, не мог.

Когда разразилась русско-турецкая война 1877—1878 гг., Сергей Петрович не остался в стороне от событий. Он положил много сил, чтобы добиться улучшения условий жизни солдат и лучшей работы госпиталей, лучшего пи­тания для больных.

В 1877 г. Боткин с возмущением писал с фронта о тех полководцах, которым «кровь русского солдата не дорога». Однако в его письмах не было места унынию. Он твердо верил, что наступит для России светлое будущее, «невежество и бездарность сотрутся и осязатель­но почувствуется значение знаний, ума и та­ланта. Россия не погибнет; она выйдет из этого затруднения, но другие деятели, другие люди будут спасать ее».

1 Диагноз — врачебное заключение о болезни.

2 Терапевт — врач но внутренним болезням.

3Терапия — область медицины, занимающаяся распознаванием и лечением внутренних болезней (бо­лезней сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ и пр.).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ