. Гипноз. Сном и гипнозом лечат больных
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Гипноз. Сном и гипнозом лечат больных

Гипноз. Сном и гипнозом лечат больных

Одна из разновидностей сна — состояние гипноза. Многие тысячелетия гипноз был необъ­яснимым явлением и порождал у людей суе­верия и ложные представления.

Начиная с времен глубокой древности колду­ны и шаманы1, маги и жрецы широко использовали разнообразные приемы и средства, вызы­вавшие у некоторых людей состояние необычной сосредоточенности и отрешенности от окружаю­щего, оцепенения, дремоты, молитвенного эк­стаза и т. п. То, что человек не реагирует ни на яркий свет, ни на шум, ни на боль от ожогов, порезов и уколов, а подчиняется полностью воле того, кто его усыпил, поражало воображе­ние верующих, казалось им «чудом». Считали, что при этом душа человека покидает свою телесную оболочку и вступает в непосредствен­ное общение с «духами» и «богами».

Жрецы древнего Египта вызывали состояние подобного «пророческого» сна у мальчиков-подростков, заставляя их пристально и долго смотреть на начищенную до блеска медную лампу и поглаживая в это время их лоб рукой. Известно много других приемов и средств—рит­мические монотонные звуки своеобразных му­зыкальных инструментов, дым курений, содержащих в своем составе дурманящие, наркоти­ческие вещества, многократное повторение заклинаний и молитв. Священнослужители при­меняли всю эту технику гипноза, не умея и не стремясь понять подлинную его природу. На­против, они всячески окутывали свои действия покровом таинственности, придавали им сверхъ­естественный смысл, стремясь поддержать этим веру в существование богов, веру в то, что лишь им, служителям религии, открыт дар «чудодеяния», дар призывать «добрых» и изгонять «злых духов», созерцать «видения», предвидеть буду­щее, узнавать прошлое и совершать «чудесные исцеления».

Во второй половине XVIII в. на всю Европу прошумела слава о венском враче Франце Ан­тоне Месмере, открывшем способ исцелять бо­лезни с помощью новой «чудодейственной» силы, которую он назвал «магнетическим флюи­дом». Специально назначенная комиссия уче­ных отвергла существование «флюида» и объя­вила утверждения Месмера ненаучными. Но это только подогрело пыл многочисленных любителей «чудес» и сенсаций. Повсюду стали разъезжать странствующие «магнетизеры», удивляя публику необыкновенными явлениями, которые совершались будто бы с помощью при­сущей им силы «личного магнетизма». «Замагнетизированные» не могли по своей воле открыть глаза, застывали в неестественных позах, не слышали выстрела из пистолета, раздавшегося у самого их уха, и в то же время послушно исполняли приказы «магнетизеров».

Только в 1843 г., когда вышла в свет книга английского хирурга Джемса Брэда «Нейро-гипнология», эти «чудеса» впервые получили научное объяснение. Брэд неопровержимо доказал, что многие, казалось бы, необъяснимые явления, которые «магнетизеры» вызывают буд­то бы с помощью «чудодейственной магнетиче­ской силы», не что иное, как естественное внеш­нее проявление особого нервного сна, который он назвал гипнозом (от греческого «гипнос» — сон).

Брэд вызывал гипноз у своих испытуемых, предлагая им, не отрываясь, пристально смотреть на лезвие своего ланцета. По своему воздей­ствию на нервную систему человека, писал Брэд, от этого способа вызывания гипноза ничем не отличаются приемы,, употреблявшиеся уже ты­сячелетия назад служителями религиозных культов; так же действуют и якобы «магнетизи­рующие» пассы2 месмеристов. Брэд показал, что гипноз может принести большую пользу при лечении болезней.

История изучения и лечебного применения гипноза насчитывает много славных имен вра­чей и ученых, которые не побоялись тумана мистики, обмана и заблуждений, долго окуты­вавших гипноз, и помогли своими исследования­ми поставить его на службу здоровью людей. Среди этих ученых следует назвать имена наших соотечественников физиолога В. Я. Да­нилевского, психиатра А. А. Токарского и пси­хоневролога В. М. Бехтерева; французских исследователей и врачей А. Льебо, И. Бернгейма, Ж.-М. Шарко и П. Рише; немецких физиологов В. Прейера, Р. Гейденгайна и мно­гих других.

Полное научное объяснение гипноза было дано в работах И. П. Павлова и его последова­телей.

И. П. Павлов назвал гипноз неполным, ча­стичным сном. Обычно человек, спящий глубо­ким сном, не реагирует ни на что окружающее (конечно, если действующие на него раздра­жители не слишком сильны, в противном слу­чае он пробуждается). Это происходит в резуль­тате торможения, охватившего мозг спящего. Однако не всегда сон бывает таким полным. Иногда спящий, не воспринимая большинства раздающихся вокруг него шумов, пробуждается от некоторых, определенных звуков, даже если они и слабы. Мать, заснувшая у кроватки мла­денца, немедленно просыпается от еле слыш­ного звука его голоса, но не реагирует ни на что другое. В подобном неполном сне торможе­ние охватывает не всю кору больших полу­шарий, какой-то участок ее остается свободным. Павлов образно называл подобные участки «сторожевыми» или «дежурными» пунктами. Нервные клетки «сторожевого» пункта очень чутко отвечают лишь на определенные раздра­жения. Одна из форм подобного частичного, неполного сна, при котором подавляющая мас­са клеток коры заторможена, а «сторожевой» пункт настроен на звук голоса гипнотизирую­щего, и есть гипноз. «Дежурный» пункт обеспе­чивает раппорт, так называется в медицине то явление особого контакта между загипнотизи­рованным и гипнотизирующим, которое прежде казалось необъяснимым и удивительным.

Такой бодрствующий пункт остается во время гипноза изолированным на общем фоне спящей коры больших полушарий головного мозга. Раздражение от звука голоса гипнотизирующего воспринимается этим «сторожевым» пунктом, лишенным взаимосвязи с остальной, затормо­женной корой и поэтому свободным от ее контро­лирующего и конкурирующего влияния. При этом активность очага возбуждения, «настроен­ного» на голос врача, усиливается, чем и объяс­няется повышение силы внушения в гипнозе. Вот почему всякое, даже очень тихо произне­сенное слово гипнотизирующего оказывает яркое, сильное, неизгладимое воздействие на мозг загипнотизированного. Так объясняются явления, казавшиеся прежде совершенно непо­стижимыми. Возьмем такой интересный пример. Человеку, погруженному в гипнотический сон, дают горькое лекарство, скажем порошок хины, и внушают, что это сахар. И человеку кажется, что действительно у него во рту сладкое. Внушая загипнотизированному, который находится •в теплой комнате, что ему очень холодно, мож­но вызвать у него дрожь, сужение кровеносных сосудов и т. д.

Не менее интересен и другой пример. Загип­нотизированный ведет себя соответственно тому возрасту, который ему внушен. Так, па-пример, взрослый человек, которому внушено, что он двух- или трехлетний ребенок, ходит по комнате маленькими, неустойчивыми шаж­ками, на вопросы отвечает детским лепетанием: вместо «автомобиль» говорит «атомобиль», вместо «лошадка» — «лосадка» и т. д.

Молодые же люди, которым внушают, что они старики, ходят как бы с трудом, спина их сгибается, речь напоминает старческую.

Этим свойством гипноза повышать воспри­имчивость человека к внушаемым ему образам, мыслям, поступкам, а также возможностью словом вызывать глубокие изменения в дея­тельности его организма с давних времен поль­зовались священнослужители, а также всевоз­можные знахари и шарлатаны для демонстра­ции мнимых чудес. Жрецы древнего Египта внушали мальчикам, у которых вызывали гипнотический сон, что они видят богов и слы­шат их голоса. Ребенок повторял слова, вну­шенные ему во сне жрецами, а народ воспри­нимал их как «волю богов», открывшуюся погруженному в сон мальчику. Это был удоб­ный для жрецов и правителей путь воздействия на народ, внушение ему тех мыслей и дейст­вий, какие им были выгодны. Особенно охотно с давних времен прибегали церковники к «чуде­сам исцеления». Из века в век то там, то здесь рождалась молва о «святых» камнях и источ­никах, дарующих здоровье, о «всесильных чудо­творцах», избавляющих больных от недуга мановением руки или единым своим словом, множились легенды о целительной силе «явлен­ных» икон и мощей «святых».

Вера в «чудесные исцеления» пережила тысячелетия. И поныне тысячи больных сте­каются со всех концов земного шара во фран­цузский городок Лурд, славящийся источни­ком, будто бы спасающим от болезней «ми­лостью богоматери». Да и в нашей стране есть еще люди, ищущие избавления от недугов не в кабинете врача, а в воде «святых» источ­ников.

Религиозный миф о «чудесных исцелениях» построен на сознательном обмане верующих. Отдельные случаи действительного излечения больных бывали, однако в этом нет никакого «чуда». Медицине известно много нервных за­болеваний, подчас очень тяжелых и мучитель­ных (таких, например, как истерические пара­личи, немота, глухота и т. п.), которые часто не поддаются действию лекарств, но излечиваются внушением, целительным словом врача.

Иногда в этих случаях особенно помогает лечебное внушение, произведенное больному, погруженному в гипнотический сон. От дейст­вия внушения на подобных больных и происхо­дили те редкие случаи выздоровления, которые наблюдались по временам в местах религиоз­ного паломничества, тем более что в таких местах намеренно создается много внешне гип­нотизирующих моментов (блеск свечей, негром­кое монотонное пение, многократное повторе­ние молитв и т. п.), а гипнотическое состояние очень усиливает воздействие внушения.

Научное объяснение гипноза раскрывает сущность и других «чудес». Так, например, во время сеанса гипноза зрителей всегда пора­жала отрешенность загипнотизированного от окружающего, его безразличие к самой силь­ной боли, вплоть до ожогов и ран. Чему, как не покровительству «духов», могли в прежнее время приписать чукчи тот факт, что дошедший в процессе камлания3 до умоисступления ша­ман пригоршнями хватал раскаленные угли из очага, не чувствуя боли, нисколько не ме­няясь в лице? Верующие индусы объясняют удивительную нечувствительность к боли, не­стерпимому холоду и палящему жару застыв­шего в «священном сне» йога4 общением его души с божеством. А ученые видят объяснение этих явлений в том, что в глубоком гипнозе некоторые участки коры мозга могут быть заторможены значительно сильнее, чем в ес­тественном сне, и тогда человек не чувствует боли от ожога, хотя любая боль, причиненная ему во время обычного сна, немедленно пробудила бы его. Однако это не опровергает положения о близком родстве сна и гипноза.

Самым же главным доводом в пользу вер­ности разработанного И. П. Павловым и его последователями представления о гипнозе как о разновидности сна служит то, что для возник­новения обоих этих состояний необходимы в сущности одни и те же условия, а именно гипнотизирующе действует все то, что способствует возникновению и развитию коркового тормо­жения. Для того, например, чтобы вызвать у человека гипнотический сон, лучше всего действовать слабыми или умеренными, но дли­тельно и однообразно повторяющимися раздра­жителями, будут ли это ритмические движения, монотонные звуки, сосредоточение взора, повто­ряющиеся слова или легкие поглаживания кожи. Это объяснение проливает свет на то, что скрывалось под маской таинственности многие тысячелетия и продолжает кое-где пря­таться под ней и сейчас. Здесь и разгадка тайны «магического» бубна, неумолчный гро­хот которого сопровождал неистовую пляску шамана во время камлания. Понятными стано­вятся «волшебные» средства погружения в «свя­щенный сон» йогов, бессчетно повторявших односложные слова. Раскрывается и секрет действия «магнетических» пассов Месмера и его приверженцев. А многократно произноси­мые вслед за священнослужителями слова мо­литв и заклинаний в храмах, разве не являются и они не чем иным, как условиями, повышаю­щими внушаемость верующих и тем самым подготавливающими порой почву для демонстрации мнимых чудес. Наука не только на­всегда развеяла туман суеверий и заблуждений вокруг гипноза, но и дала возможность исполь­зовать его на благо людям.



1 Шаман — служитель культа у некоторых на­родов, сохранивших примитивную форму верований.


2 Пассы — медленные, ритмические движения рук гипнотизера над усыпляемым.

3 Камлание — действия шамана в состоянии ис­кусственно вызванного им самим экстаза, во время которого он якобы входит в общение с «духами», может исцелять больных, предсказывать будущее и т. д.

4 Йоги — последователи древнеиндийской рели­гиозной системы самовоспитания.


ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ