.
Меню сайта
|
Вторая сигнальная система. Мир неразгаданных тайнВторая сигнальная система. Мир неразгаданных тайнВысшая нервная деятельность животных исчерпывается реакциями на непосредственные чувственные (зрительные, слуховые, осязательные и т. п.) сигналы внешнего мира. Но у человека благодаря трудовой деятельности и жизни в обществе «появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов, в виде слов» (Павлов). Это вторая сигнальная система действительности свойственна только высшей нервной деятельности человека, она «сделала нас людьми» и играет исключительную роль в нашей сознательной жизни. Вторая сигнальная система действительности прежде всего служит средством обмена мыслями между людьми, дает возможность согласовывать свои действия с действиями других людей. Возникновение и развитие второй сигнальной системы коренным образом изменило характер накопления человеком своего индивидуального опыта. Если животное располагает запасом только тех впечатлений от действительности, которые получены им самим, то человек в процессе индивидуального существования приобретает опыт всех предшествующих поколений. Он черпает его в общении с другими людьми, из книг, памятников материальной культуры. Животное получает от предшествующих поколений только ограниченное количество врожденных безусловных рефлексов; все остальные навыки оно должно приобретать каждый раз заново. А человек благодаря второй сигнальной системе становится обладателем знаний, накопленных человечеством на протяжении тысячелетий. До сих пор мы говорили о второй сигнальной системе как средстве общения между людьми. Теперь необходимо сказать о слове как орудии мышления. Характерная особенность слова — это функция обобщения, отвлечения от действительности. Нам хотелось бы подчеркнуть, что именно абстрагирующая функция слова придает человеческому мышлению активность. В самом деле, изменить окружающую действительность может только тот, кто способен представить эту действительность иной, чем она отражается в его непосредственном восприятии. Способность к отвлечению от действительности— обязательная предпосылка для того, чтобы сознание человека не только отражало окружающий мир, но и творило его. Вместе с развитием второй сигнальной системы произошла смена пассивного приспособления к среде, характерного для животных, активным изменением этой среды в процессе целенаправленной деятельности человека. К сожалению, нам еще очень мало известно о конкретных физиологических механизмах второй сигнальной системы. В этой области сделаны буквально самые первые шаги. Установлено, например, что первоначально у маленького ребенка слова представляют конкретные сигналы единичных явлений. Например, слово «мама» обозначает только одну-единственную женщину — мать ребенка. Необходимо время, чтобы слово «мама» стало обозначать собирательное понятие мать: и мать отца — бабушку, и матерей других детей, и самку животного с детенышами, — т. е. превратилось в обобщенный сигнал второй речевой системы. По-видимому, обобщающая функция слова возникает в процессе образования множественных условнорефлекторных связей на один и тот же словесный раздражитель. Если искусственным путем затормозить большую часть этих условных связей, слово теряет свой отвлеченный характер и временно превращается в обычный условный сигнал. Речь сделала возможными те двигательные акты, которые мы называем произвольными действиями человека. Сначала путем сочетания определенных слов с определенными действиями у ребенка образуются словесно-двигательные условные рефлексы, в его мозге формируются обобщенные образы поступков, каждый из которых имеет свое название. Ребенок учится выполнять приказания взрослого человека, его советы. Но слово может быть воспроизведено вслух или мысленно самим ребенком, и постепенно растущий человек сам приобретает способность управлять своими поступками, планировать их, намечать последовательность действий, направленных к достижению определенной цели. На заре человечества вместе с трудом и словом родилось искусство, хотя позднее оно стало существенно от них отличаться. Человеческий труд начинается не столько с употребления орудий (пользуется палкой и обезьяна), сколько с их изготовления. Когда древний человек заметил сходство случайного пятна на стене пещеры с фигурой мамонта, в этом проявилась только ассоциативная (ассоциация — связь) способность его ума. Но когда человек с помощью угля и краски стал усиливать подмеченное сходство, пятно превратилось в рисунок, а деятельность человека в примитивное искусство. Сначала рисунок был и обозначением мамонта, и его образом, т. е. и речью и искусством. Для того чтобы сообщить своим сородичам «я ушел за мамонтом, догоняйте меня», не надо вырисовывать каждую деталь фигуры мамонта, необходимо (и притом поскорее!) начертать условный знак. Так постепенно рисунок стал значком понятия, письменной речью, иероглифом, буквой, математической формулой. Это одна ветвь. Однако древний человек хотел не только сообщить другим о мамонте, но и рассказать о своем отношении к нему, изобразить мамонта злым или добрым, страшным или смешным. Для этого требовался особый рисунок, достаточно подробный и выразительный. Речь и искусство разделились. Вторая ветвь «потомков» рисунка на стене пещеры стала живописью, фреской, художественным кино. Речь обучает, искусство воспитывает. С помощью речи передаются знания, искусство возбуждает эмоции. Разумеется, это разделение функций относительно, но очень существенно. Вторая сигнальная система обусловила то изумительное развитие высшей нервной деятельности человека, которое подняло его на вершину органического мира. Работа мозга чрезвычайно усложнилась. В сущности, физиологические механизмы нервной деятельности человека так же отличаются от механизмов мозга животного, как развитое мышление современного человека отличается от зачатков мыслительной деятельности высших млекопитающих животных. Я дописал последний абзац главы о второй сигнальной системе и задумался о тебе, мой молодой читатель. Может быть, именно ты, вооруженный знаниями физиологии, физики, химии и математики, направишь еще не существующие аппараты на великое чудо природы— живой мозг. По крутым и извилистым дорогам науки тебя поведет надежный маяк — философия диалектического материализма. Это мировоззрение бесстрашных. Мысль материалиста всегда стремится к познанию причин явлений, их внутренних законов, их объективной сущности. Мышление человека, его поведение, его поступки определены сложной системой влияний окружающей среды, воспитанием, законами общественной жизни. И чем больше человек познает эти законы, тем он становится сильнее и свободнее, тем активнее он изменяет природу и общество в интересах подавляющего большинства людей. |
ПОИСК
Block title
|