. Вторая сигнальная система. Мир неразгаданных тайн
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Вторая сигнальная система. Мир неразгаданных тайн

Вторая сигнальная система. Мир неразгаданных тайн

Высшая нервная деятельность животных исчерпывается реакциями на непосредствен­ные чувственные (зрительные, слуховые, ося­зательные и т. п.) сигналы внешнего мира. Но у человека благодаря трудовой деятельно­сти и жизни в обществе «появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сиг­налов, в виде слов» (Павлов). Это вторая сигнальная система действительности свойствен­на только высшей нервной деятельности чело­века, она «сделала нас людьми» и играет исклю­чительную роль в нашей сознательной жизни.

Вторая сигнальная система действительности прежде всего служит сред­ством обмена мыслями между людьми, дает возможность согласовывать свои действия с действиями других людей. Возникновение и раз­витие второй сигнальной системы коренным образом изменило характер накопления челове­ком своего индивидуального опыта. Если жи­вотное располагает запасом только тех впечат­лений от действительности, которые получены им самим, то человек в процессе индивидуаль­ного существования приобретает опыт всех предшествующих поколений. Он черпает его в об­щении с другими людьми, из книг, памятников материальной культуры. Животное получает от предшествующих поколений только ограничен­ное количество врожденных безусловных реф­лексов; все остальные навыки оно должно при­обретать каждый раз заново. А человек благо­даря второй сигнальной системе становится обладателем знаний, накопленных человече­ством на протяжении тысячелетий.

До сих пор мы говорили о второй сигналь­ной системе как средстве общения между людь­ми. Теперь необходимо сказать о слове как орудии мышления. Характерная особенность слова — это функция обобщения, отвлечения от действительности. Нам хотелось бы подчерк­нуть, что именно абстрагирующая функция слова придает человеческому мышлению активность. В самом деле, изменить окружающую действи­тельность может только тот, кто способен пред­ставить эту действительность иной, чем она отражается в его непосредственном восприятии. Способность к отвлечению от действительности— обязательная предпосылка для того, чтобы со­знание человека не только отражало окружаю­щий мир, но и творило его. Вместе с развитием второй сигнальной системы произошла смена пассивного приспособления к среде, характер­ного для животных, активным изменением этой среды в процессе целенаправленной деятельности человека.

К сожалению, нам еще очень мало известно о конкретных физиологических механизмах второй сигнальной системы. В этой области сделаны буквально самые первые шаги. Установ­лено, например, что первоначально у малень­кого ребенка слова представляют конкретные сигналы единичных явлений. Например, слово «мама» обозначает только одну-единственную женщину — мать ребенка. Необходимо время, чтобы слово «мама» стало обозначать собира­тельное понятие мать: и мать отца — ба­бушку, и матерей других детей, и самку живот­ного с детенышами, — т. е. превратилось в обоб­щенный сигнал второй речевой системы. По-видимому, обобщающая функция слова возни­кает в процессе образования множественных условнорефлекторных связей на один и тот же словесный раздражитель. Если искусственным путем затормозить большую часть этих услов­ных связей, слово теряет свой отвлеченный характер и временно превращается в обычный условный сигнал.

Речь сделала возможными те двигательные акты, которые мы называем произвольными дей­ствиями человека. Сначала путем сочетания опре­деленных слов с определенными действиями у ребенка образуются словесно-двигательные условные рефлексы, в его мозге формируются обобщенные образы поступков, каждый из кото­рых имеет свое название. Ребенок учится вы­полнять приказания взрослого человека, его советы. Но слово может быть воспроизведено вслух или мысленно самим ребенком, и посте­пенно растущий человек сам приобретает спо­собность управлять своими поступками, плани­ровать их, намечать последовательность дей­ствий, направленных к достижению определен­ной цели.

На заре человечества вместе с трудом и сло­вом родилось искусство, хотя позднее оно стало существенно от них отличаться. Человеческий труд начинается не столько с употребления орудий (пользуется палкой и обезьяна), сколь­ко с их изготовления. Когда древний человек заметил сходство случайного пятна на стене пещеры с фигурой мамонта, в этом проявилась только ассоциативная (ассоциация — связь) способность его ума. Но когда человек с по­мощью угля и краски стал усиливать подме­ченное сходство, пятно превратилось в рисунок, а деятельность человека в примитивное искус­ство. Сначала рисунок был и обозначением мамонта, и его образом, т. е. и речью и искус­ством. Для того чтобы сообщить своим сороди­чам «я ушел за мамонтом, догоняйте меня», не надо вырисовывать каждую деталь фигуры мамонта, необходимо (и притом поскорее!) начертать условный знак. Так постепенно ри­сунок стал значком понятия, письменной речью, иероглифом, буквой, математической формулой. Это одна ветвь. Однако древний человек хотел не только сообщить другим о мамонте, но и рас­сказать о своем отношении к нему, изобразить мамонта злым или добрым, страшным или смеш­ным. Для этого требовался особый рисунок, достаточно подробный и выразительный. Речь и искусство разделились.

Вторая ветвь «потомков» рисунка на стене пещеры стала живописью, фреской, художест­венным кино. Речь обучает, искусство воспиты­вает. С помощью речи передаются знания, ис­кусство возбуждает эмоции. Разумеется, это разделение функций относительно, но очень существенно.

Вторая сигнальная система обусловила то изумительное развитие высшей нервной дея­тельности человека, которое подняло его на вершину органического мира. Работа мозга чрезвычайно усложнилась. В сущности, физио­логические механизмы нервной деятельности человека так же отличаются от механизмов мозга животного, как развитое мышление совре­менного человека отличается от зачатков мыс­лительной деятельности высших млекопитаю­щих животных.

МИР НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН

Я дописал последний абзац главы о второй сигнальной системе и задумался о тебе, мой молодой читатель. Может быть, именно ты, вооруженный знаниями физиологии, физики, химии и математики, направишь еще не суще­ствующие аппараты на великое чудо природы— живой мозг. По крутым и извилистым дорогам науки тебя поведет надежный маяк — филосо­фия диалектического материализма. Это мировоззрение бесстрашных. Мысль материалиста всегда стремится к познанию причин явлений, их внутренних законов, их объективной сущности. Мышление человека, его пове­дение, его поступки определены сложной си­стемой влияний окружающей среды, воспита­нием, законами общественной жизни. И чем больше человек познает эти законы, тем он становится сильнее и свободнее, тем активнее он изменяет природу и общество в ин­тересах подавляющего большинства людей.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ