. Эстафета предшествующих поколений
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Эстафета предшествующих поколений

Эстафета предшествующих поколений

В многообразной рефлекторной деятель­ности мозга животных и человека мы прежде всего обнаруживаем класс врожденных безусловных рефлексов. С этими рефлексами юное живое существо появляется на свет, и они верно служат ему еще до того, как это существо приобретет собственный, индивидуальный опыт и успеет чему-либо на­учиться. Мигание, например, происходит каж­дый раз, когда постороннее тело приблизится к глазу или коснется роговой оболочки. Силь­ный свет вызывает сужение зрачка, ограничи­вающее действие света на сетчатку. При раз­дражении нервных окончаний полости рта пи­щей или кислотой появляется усиленное слюно­течение. Безусловные рефлексы передаются по наследству. Они сформировались в процессе развития живых организмов как целесообраз­ные ответы на воздействия внешней среды. Безу­словные рефлексы помогают молодому живот­ному, не имеющему собственного опыта, избе­гать всего вредного и опасного, стремиться к необходимому и полезному. Благодаря безу­словным рефлексам юному существу передается опыт предшествующих поколений.

Многие безусловные рефлексы поражают своей тонкой специализацией. Слепой щенок начинает искать сосок, если к его мордочке прикоснуться теплым и мягким предметом, напо­минающим шерсть матери. Грачата поднимают головы и разевают рты при действии только трех раздражителей: при обдувании спины (но не живота!), сотрясении гнезда, звуках «кар-р, кар-р-р». Именно эти сигналы сопровождают прилет родителей, которые машут крыльями, каркают, садятся на край гнезда.

Интересный опыт проделал ученый Тинберген. Он показывал птицам, выросшим в изо­ляции, силуэт, изображенный на нашем ри­сунке. Когда этот силуэт с помощью проволоки двигался в одном направлении, он был похож на ястреба и вызывал реакцию бегства, хотя подопытные птицы никогда не видели настоя­щего ястреба. Когда силуэт перемещали в обрат-

ном направлении, он был похож на безвред­ного длинношеего гуся и птицы продолжали спокойно клевать свой корм. Напомним, что в жизни они еще никогда не встречались с гу­сем. Сложные формы врожденного поведения получили название инстинктов. Живот­ные и птицы, изолированные от своих сороди­чей и поэтому лишенные возможности чему-либо научиться, строят гнезда и норы опреде­ленной формы, запасают корм, поют мелодии, характерные именно для этого вида птиц, уха­живают за потомством.

Было бы неверно считать врожденные реф­лексы абсолютно механизированными, а живые организмы представлять себе в виде автоматов, на «клавишах» которых «играют» раздражители внешней среды. Кроме безусловных рефлексов, вызываемых строго определенными сигналами, существуют еще врожденные реакции на до­вольно широкий круг событий в окружающей среде. Так, всякий новый, достаточно сильный раздражитель вызывает оборонительную реак­цию бегства или, наоборот, замирания, полной неподвижности. Новый, менее сильный раздра­житель или предмет, который перестал вызы­вать у животного реакцию страха, обусловли­вает врожденный ориентировочно-исследова­тельский рефлекс («Что такое?»). К врожденным рефлексам относятся игровые, подражательные рефлексы, способность реагировать на сигналы, которые подают родители.

Врожденные рефлексы зависят не только от силы и характера раздражителя, который дей­ствует в данный момент, но и от состояния нервных центров, сложившегося под влиянием предшествующих раздражений. Даже такая простая реакция, как движение лапки лягушки при щипке пинцетом, зависит от того, в каком положении находилась лапка, когда ее ущип­нули. Если лапка была согнута, она выпрямится; если висела свободно, согнется. Лягушка, на кожу которой положили бумажку с кислотой, вначале постарается сбросить ее одной лапкой. Если это не удастся, в борьбе с бумажкой будут использованы другие лапки. Врожденные реак­ции на раздражители, вызывающие пищедобывательное поведение, в значительной мере зави­сят от степени голода или насыщения. Безу­словный рефлекс может быть задержан или существенно изменен при возникновении дру­гой врожденной деятельности. Так, самка, защищающая своих детенышей (инстинкт материнства), бесстрашно вступает в борьбу с врагом, встреча с которым при других обстоятельствах немедленно обратила бы ее в бегство. Все эти факты доказывают, что уже в области врожден­ных реакций существует активное избиратель­ное отношение живого организма к воздействиям окружающей среды.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ