.
Меню сайта
|
СлухСлухМир наполнен звуками, самыми разнообразными. Шум волн и стрекотание кузнечика, гром оркестра и голоса людей — все эти звуки «влетают» к нам в ухо. В ухе звук каким-то образом превращается в «пулеметную очередь» нервных импульсов, которые по слуховому нерву передаются в мозг. Как именно мозг расшифровывает эти импульсы и «узнает» звуки, ученым еще неясно. Но мы никогда не спутаем мяуканье кошки с телефонным звонком. Больше того, мы даже можем, прислушавшись, отличить мяуканье нашей кошки от соседской. Что такое звук, как он возникает и распространяется, какие звуки бывают по высоте, тону, тембру и громкости, мы рассказывать не будем. Раздел физики — акустика (см. т. 3 ДЭ) — специально занимается этими вопросами. Скажем только, что звук, или звуковая волна,— это чередующиеся разряжения и сгущения воздуха, распространяющиеся во все стороны от колеблющегося тела. Такие колебания воздуха с частотой от 20 до 20 тыс. в секунду мы слышим. 20 тыс. колебаний в секунду— это самый высокий звук самого маленького деревянного инструмента в оркестре — флейты-пикколо, а 24 колебаниям соответствует звук самой низкой струны самого большого смычкового инструмента — контрабаса. О том, что звук «влетает» в одно ухо, а «вылетает» из другого, конечно, не может быть и речи. Оба уха выполняют одну и ту же работу, но друг с другом не сообщаются. Раньше к поговорке «в одно ухо влетает, из другого вылетает» относились вполне серьезно. Существовала даже теория, по которой уши связаны общей камерой внутри головы, где звук каким-то образом сохраняется. Первой подлинно научной теорией слуха была теория замечательного немецкого естествоиспытателя, физика и физиолога Германа Гельмгольца. Ее называют резонансной теорией. Итак, звук, например звон часов, «влетел» в ухо. Ему предстоит мгновенное, но сложное путешествие. Ухо, которое мы видим, это лишь вход в настоящее ухо, то, которое является нашим органом слуха. До него нелегко добраться. Давайте вместе со звоном часов совершим путешествие к рецепторам слуха, т. е. к тем клеткам, в которых звуковые волны перерабатываются в нервные импульсы. Звон (звуковые волны, распространяющиеся через воздух) «влетает» в ушную раковину. Надо сказать, что ушные раковины у человека остались разве что для красоты. В слухе они играют очень малую роль. А большинству животных они очень нужны. Уши, т. е. ушные раковины, у них большие (вспомните зайца или слона), и ими можно двигать. Это помогает животному улавливать направление, откуда раздается даже самый тихий шорох. Итак, звон, «влетев» в ухо, проскочил в слуховой ход, длиной около 2,7 см, и ударился в барабанную перепонку1. Перепонка на конце слухового хода натянута сравнительно туго и закрывает проход наглухо. Слуховой проход можно сравнить с органной трубой, закрытой с одного конца. По краям мембраны находятся железы, выделяющие ушную серу. Она создает защитное покрытие, но если серы выделяется очень много, то может наступить временная потеря слуха. Звон, ударяя в барабанную перепонку, заставляет ее колебаться, вибрировать. Чем сильнее звук, тем сильнее колеблется перепонка. Но если звук совсем слабый, еле-еле слышимый, то колебания эти удивительно малы. Ученые подсчитали: смещение мембраны может тогда быть равным 0,1 ангстрема!— это расстояние меньше радиуса атома. Человеческое ухо—уникальный по чувствительности слуховой прибор. Порог слышимости натренированного уха лежит почти на границе флуктуации давления воздуха, т. е. тех колебаний атмосферного давления, которые возникают при абсолютной тишине и вызываются только беспорядочным тепловым движением молекул воздуха. Чтобы представить себе, как мало это давление воздуха, достаточно сказать, что при подъеме на высоту 8 мм (!) от поверхности земли давление изменяется примерно на такую же величину. Но есть верхний предел, выше которого громкость звука не должна усиливаться, иначе появляется ощущение давления и возникает сильная боль в ушах. Такое звуковое давление мы уже можем почувствовать даже кончиками пальцев. Но вернемся к звонку, который ударился в барабанную перепонку и заставил ее колебаться. Перепонка эта закрывает вход в среднее ухо — небольшую полость, наполненную воздухом и спрятанную в толще височной кости. В среднем ухе находятся три малюсенькие косточки — молоточек, наковальня и стремечко. Костяной молоточек, прижимаясь к барабанной перепонке, передает ее колебания сначала на наковальню (правда, молоточек и наковальня хотя и соединены между собой суставом, но связаны так тесно, что колеблются фактически вместе), а затем усиленные колебания передаются на костяное стремечко. Стремечко тогда давит на перепонку овального окна. Барабанной перепонкой загорожен вход в среднее ухо, а выход из него затянут наглухо перепонками двух «окон». Одно «окно» называется овальным — в него «стучится» стремечко, другое — круглым. При вибрации барабанной перепонки одновременно со слуховыми косточками — молоточком, наковальней и стремечком — приводится в колебательное движение и воздух в полости среднего уха. Эти движения непосредственно передаются перепонке круглого «окна», и та тоже начинает колебаться. Что же происходит за этими двумя «окнами», куда ведут два «туннеля», закрытые перепонками «окон»? «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,— говорят обычно. Но в рассказе о слухе все происходит как раз наоборот. Очень долго приходится рассказывать, как устроено ухо — наружное, среднее и внутреннее (самое главное, о нем речь впереди), как звук добирается до сокровенных слуховых клеток, спрятанных в глубине внутреннего уха, буквально за «семью замками». А «дело делается» очень быстро: практически мгновенно, через сотую долю секунды, мы слышим звук, влетевший в ушную раковину. Дальше пойдет рассказ о внутреннем ухе. Звон часов добрался пока еще воздушным путем до овального и круглого «окна», за ними— жидкость. Она заполняет каналы, расположенные дальше. Анатомы назвали эти каналы «лестницами», ведут они в ушной лабиринт. Этот лабиринт находится в толстой височной кости. Костный лабиринт является капсулой для другого лабиринта — перепончатого. Щель между этими двумя лабиринтами заполнена особой жидкостью—перилимфой. Внутри перепончатого лабиринта — другая жидкость — эндолимфа. В лабиринте находятся сразу два органа: один из них — орган слуха — улитка, другой— вестибулярный аппарат, о котором мы расскажем в главе об органе равновесия. Итак, через круглое и овальное «окно» звон уже через жидкости добрался до улитки. Улитка — это спирально извитой костный канал, имеющий у человека два с половиной оборота, или завитка. Внутри весь улитковый канал разделен пополам, причем разделен очень странным образом: до середины канала от одной стенки отходит костяная пластинка, к ней прикреплена тонкая перепонка — мембрана, которая уже доходит до другой стенки. Анатомы назвали эту мембрану основной, и правильно назвали, ибо она в слухе играет важнейшую роль. Обе половинки канала заполнены жидкостью. На основной мембране расположен кортиев орган. Более ста лет назад молодей итальянский исследователь анатом Корти рассмотрел внутри костной улитки образование, в котором заканчивались волокна слухового нерва. И он совершенно правильно решил, что здесь, внутри костного «домика» улитки, которая лежит в толстой височной кости, находится орган слуха. Позднее выяснилось, что клетки в кортиевом органе, собственно воспринимающие звуковые волны, это особые слуховые волосковые клетки, на которые передаются звуковые колебания. Но до самого последнего времени добраться до этих клеток было практически невозможно. Уж слишком глубоко они спрятаны, слитком нежны и малы: у человека — не более 0,1 мм (а чаще и короче), а у некоторых животных — до 0,001 мм. И только недавно советским ученым Я. А. Винникову и Л. К. Титовой удалось изолировать улитку у животного и добиться, чтобы при этом она оставалась живой. Их метод позволяет раздражать улитку звуком и тонкими современными способами исследовать физиологию и биохимию ее основной мембраны, волосковых и других клеток; кортиев орган, таким образом, стал доступен экспериментатору. Вот мы и добрались вместе со звуком до кортиева органа. В нем каким-то еще до конца неизвестным образом механические звуковые колебания превращаются в нервные импульсы, которые по 25—30 тыс. волокон слухового нерва «бегут» в мозг. 1 Барабанная перепонка имеет овальную форму, ее площадь 66 м2, а толщина всего 0,1 мм. |
ПОИСК
Block title
|