Формирование человека
Формирование человекаВозникновение на Земле первых людей с их систематическим трудом
обозначило перелом в развитии предкового вида обезьян. Произошел решительный
сдвиг в эволюции животного мира. Появилось совершенно новое существо. Пусть
самые первые люди, иначе «обезьянолюди», внешне еще не отличались от своих
ближайших сородичей — обезьян, . однако трудовая функция и вся их трудовая
деятельность уже ставили грань между человеком и животным миром.
Древнейшие люди, или архантропы (от греческих «архайос»—древний,
«антропос»— человек), жили первобытными стадами. Они сообща выделывали грубые
каменные и, весьма вероятно, деревянные орудия, столь необходимые для
добывания пищи и защиты от хищников. Во время работы члены первобытного
коллектива должны были как-то общаться друг с другом. При этом они могли
пользоваться преимущественно звуками голоса, а также знаками, жестами. На
первых порах звуки и жесты были еще почти совсем обезьяньими, но многие из них
стали означать совершенно новые, социальные действия и отношения.
На трудовой основе в коллективах новых существ постепенно формировался
звуковой язык. Сначала несколько десятков исходных звуков видоизменялись и
начинали по-разному сочетаться. Но тогда еще звуковой язык был, разумеется,
самым простым, примитивным. Лишь через сотни тысячелетий он смог превратиться в членораздельную
речь. Труд и речь благоприятно влияли на развитие головного мозга. Они были
двумя главными причинами того, что животное превращалось в социальное
трудящееся существо — в человека.
Карл Маркс говорил, что человек, воздействуя в процессе общественного
труда на окружающую природу при помощи органов своего тела, пуская в ход
голову, пальцы, руки, ноги, вместе с тем изменяет и свою собственную природу.
Исследуя влияние природы и общества на человека, Фридрих Энгельс на
основе учений Чарлза Дарвина и Карла Маркса создал трудовую теорию
антропогенеза (от греческих «антропос» — человек, «генезис» — происхождение).
В ее основе лежит глубокая идея о том, что именно трудовая деятельность
сформировала человека. В известном смысле можно сказать, что труд создал
самого человека.
Изготовление орудий и совместный труд посредством орудий вели к развитию
новых социальных отношений между членами первобытного стада. Начали
выделяться более опытные в изготовлении орудий труда и оружия. Вовремя охоты
это были преимущественно мужчины. Как писал Карл Маркс, уже очень рано в
истории человечества наметилось разделение трудовых обязанностей в зависимости
от физиологических различий по полу и возрасту.
Как жили древнейшие люди? Для их первобытного стада очень важное
значение имела охота на животных. Стадные объединения первобытных людей для
добывания пищи уже напоминали что-то вроде охотничьей орды.
35 лет назад ученым удалось обнаружить очень интересную стоянку
«обезьянолюдей», где они жили несколько столетий подряд. В одной пещере, в 54 км к юго-западу от г. Пекина, были
найдены черепа и кости древнейших людей, которых назвали синантропами (от
латинского «синикус» — китайский).
Судя по длине бедренных костей, рост мужчин
достигал 1,63 м, а женщин— 1,52 м. Их головной мозг был больше, чем у
крупных обезьян, но меньше, чем у древних людей: он составлял 830—1200 см3.
Здесь, в пещере, у синантропов находилась, по-видимому, «мастерская»
примитивных каменных орудий, служивших им и оружием. Тут же при раскопках
обнаружили и разные кости (черепа, челюсти) антилоп, оленей и других животных,
на которых охотились синантропы. Питались эти древнейшие люди и растениями.
Ученые нашли здесь даже сохранившийся с тех пор целый орех. В разных
местах пещеры был вскрыт слой золы вперемешку с кусками древесного угля и
обожженными костями животных. Все это свидетельствует о том, что синантропы
уже знали огонь, поддерживали его; может быть, они умели его и добывать.
Овладение огнем — огромное достижение древнейших людей. Оно помогло
преодолеть многие трудности существования, особенно во время наступившей в дальнейшем
суровой ледниковой эпохи.
Завоевав огонь, человек поставил себе на службу великую силу природы.
Этот факт имел громадное значение для развития первобытной культуры.
Огонь костра согревал группу синантропов, которые ютились в сырой пещере
на Кишащих насекомыми грязных шкурах. Эти жалкие полулюди, вероятно, еще не
носившие никакой одежды, жарили на костре мясо убитых животных. Мясная пища
богата важными питательными веществами, которых не содержат растения: она
укрепляла организм древнейших людей, способствовала и лучшей работе их
головного мозга. Можно полагать, что без мясной пищи формировавшиеся
древнейшие и древние люди вряд ли бы достигли высокого развития и приняли бы вид своих потомков — людей современных, или разумных.
Постоянная потребность в мясной пище требовала более высокой организации
охотничьей орды, более разнообразных форм орудий по сравнению с простейшим
ручным рубилом. Иными словами, все это способствовало быстрому прогрессу
коллективов первобытных людей.
По мере развития труда и под его влиянием древнейшие люди, теряя
некоторые обезьяньи особенности, начали приобретать специфически
человеческие, хотя эти предки и были еще очень похожи на крупных бесхвостых
человекообразных обезьян. Их позвоночный столб еще не имел поясничного изгиба,
а на черепе сохранялся сильно развитый надглазничный костный валик. Лоб их
оставался покатым, череп наиболее широк был в нижней трети, как у обезьян.
Головной мозг у ближайших предков человека разрастался интенсивно. Объем
их мозговой коробки в среднем был около 700 см3, т. е. больше, чем у современных человекообразных
обезьян.
Какие же факторы эволюции так повлияли на развитие головного мозга
формировавшихся людей, да еще в столь короткий исторический срок?
Труд и речь были теми двумя главными стимулами, благодаря которым
человеческий мозг, весьма похожий в своем основном строении на мозг обезьяны,
так резко стал превосходить его по величине и совершенству. Уже у неандертальцев (древних людей) головной мозг достиг в
среднем такого же объема, как у современных людей (около 1400 см3).
В формировании современного человека огромную роль играло развитие
высшей нервной деятельности, в связи с чем быстрее совершенствовалась
центральная нервная система. Наряду с этим несколько уменьшилась мускулатура
человека. Это видно из того, что скелет формировавшихся людей был более
массивен, череп обладал толстыми стенками, надглазничным валиком и мощным
челюстным отделом, а у их потомков — людей сформировавшихся, или, как их
называют, «готовых», — кости скелета и черепа стали более тонкими, с гораздо
менее выраженным наружным рельефом.
Формировавшиеся древнейшие и древние люди, а именно архантропы и неандертальцы,
освоили огонь, начали носить одежду и селиться в пещерах. Но самое главное то,
что эти люди жили первоначальными коллективами, по преимуществу охотничьими
ордами, с главенством наиболее опытных и храбрых мужчин. Трудовые навыки люди
передавали потомству. Делали это они с помощью звукового языка и показа
приемов изготовления и употребления орудий и оружия. Короче говоря, люди
развивались как существа социальные и все дальше отходили от мира животных.
Люди современного типа строения получили видовое название «человек
разумный». Большинство ученых считает, что этот вид произошел от более
древнего вида — «человек неандертальский». Такое мнение было подтверждено
новыми находками черепов и скелетов. Например, в Ираке, на северо-востоке страны,
в пещере Шанидар, с 1951 по 1960 г. американский исследователь Р. Солецкий обнаружил семь скелетов древних людей,
или палеоантропов (от греческого «палайос» — древний). В строении черепа этих
людей видно еще много примитивных признаков. Но наряду с этим заметен, правда
слабовыраженный, подбородочный выступ. Надглазничный валик развит не сильно.
Следовательно, шанидарские древние люди принадлежали к переходному типу, более
близкому к «человеку разумному».
Путь очеловечения обезьяны был тяжелый и длительный. Нашим предкам
пришлось испытать немало всевозможных лишений и много трудиться, чтобы
победить в борьбе с хищниками, прокормиться и, наконец, выжить. В этих
условиях сформировались современные люди, или неоантропы («новые люди»). Это
было 50—100 тыс. лет назад. Неоантропы (кроманьонцы и другие группы ископаемых
людей) относятся уже к виду «человек разумный», к которому принадлежит и все
современное человечество.
Возникновение групп людей вида «человек разумный» ознаменовалось
усилением их общественно-трудовой деятельности. Появилось много новых типов
орудий и оружия, стала применяться загонная охота на крупных млекопитающих. А
это, в свою очередь, вызвало резкий скачок в развитии умственной деятельности
человека, его мышления, сознания и членораздельной речи.
Каждый человек с момента рождения испытывает на себе влияние других
людей, общества. В индивидуальном развитии он вступает в новые и новые
отношения с окружающим миром предметов и явлений, созданных предшествующими
поколениями людей. В практике жизни, в процессе воспитания, образования,
творчества человек познает природу. Его личность формируется в общественном
труде, и сам он вносит свою долю в общечеловеческую культуру.
Люди рождаются уже с готовым набором природных качеств, свойственных виду
«человек разумный», поэтому воспринять культуру, накопленную человечеством, и
внести в нее свой творческий вклад может каждый человек независимо от расы и расовых
черт.
Человечество, конечно, можно более или менее искусственно подразделить на
три расы. Нередко их называют белой, черной и желтой, но антропологи
предпочитают другие названия: европеоидная, негроидная и монголоидная. Есть
много сравнительно небольших расовых групп промежуточного, переходного или
смешанного характера, вследствие чего между большими расами нет резких границ.
Например, почти невозможно к одной из больших рас целиком отнести эфиопов или
дравидов, полинезийцев или айнов. Смешение рас, или метисация, сопровождается
появлением здорового потомства, усиливает единство человечества. Все это
говорит о том, что расовые особенности имеют второстепенное значение.
Удивительное общее сходство и кровное родство между людьми всех рас
объясняются их анатомической общностью, а она, в свою очередь,— единством
происхождения современных людей от неандертальского вида наших ближайших
предков. Предшествовавшие же неандертальцу древнейшие люди произошли от одного
предкового вида обезьян.
В этом и состоит моногенизм, т. е. учение о происхождении человечества от
одного предкового вида, как и писал Чарлз Дарвин. Оно опровергает гипотезу
полигенизма, по которой еще недавно некоторые реакционные учение пытались
доказывать, что будто бы человечество с его расами произошло от трех предковых
видов, общих с гориллой, шимпанзе и орангутаном.
Подобного рода взгляды охотно подхватываются и используются расистами,
старающимися всячески поддержать лжеучение о «высших» и «низших» расах. Они
утверждают, будто одни расы от природы более развиты и лучше других
овладевают культурой, способнее к творчеству. С таким же усердием расисты и их
единомышленники объявляют, что капиталисты выше рабочих в умственном и других
отношениях и что от природы наделены властью над трудящимися массами. В угоду
классу эксплуататоров расисты незакономерно подменяют реальную классовую
борьбу выдуманной «расовой борьбой». А отсюда понятно, что лжеучение расизма
очень охотно принимается империалистами для оправдания своих захватнических,
человеконенавистнических целей.
Империалисты пытаются оправдать всякие формы угнетения и эксплуатации
трудящихся в колониальных и полуколониальных странах, ссылаясь на якобы
прирожденное биологическое неравенство, на выдуманную «недоразвитость» так
называемых цветных рас.
Однако теперь уже все видят несостоятельность этой теории. Колониализм
рушится, и освободившиеся от империалистического рабства народы Африки, Азии,
Латинской Америки самостоятельно строят свою жизнь.
В Советском Союзе на основе ленинской национальной политики уже давно и
полностью уничтожены расовые барьеры, разделявшие при царском режиме
многочисленные народы нашей страны. Разрушены эти барьеры и в других
социалистических странах. Все шире распространяется противостоящая расизму
марксистская научная теория социальной и биологической равноценности всех рас
и народов.
|