. Формирование человека
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Формирование человека

Формирование человека

Возникновение на Земле первых людей с их систематическим трудом обозначило перелом в развитии предкового вида обезьян. Произо­шел решительный сдвиг в эволюции животного мира. Появилось совершенно новое существо. Пусть самые первые люди, иначе «обезьяно­люди», внешне еще не отличались от своих ближайших сородичей — обезьян, . однако тру­довая функция и вся их трудовая деятельность уже ставили грань между человеком и живот­ным миром.

Древнейшие люди, или архантропы (от греческих «архайос»—древний, «антропос»— человек), жили первобытными стадами. Они сообща выделывали грубые каменные и, весьма вероятно, деревянные орудия, столь необходи­мые для добывания пищи и защиты от хищ­ников. Во время работы члены первобытного коллектива должны были как-то общаться друг с другом. При этом они могли пользовать­ся преимущественно звуками голоса, а также знаками, жестами. На первых порах звуки и жес­ты были еще почти совсем обезьяньими, но многие из них стали означать совершенно новые, социальные действия и отношения.

На трудовой основе в коллективах новых существ постепенно формировался звуковой язык. Сначала несколько десятков исходных звуков видоизменялись и начинали по-разно­му сочетаться. Но тогда еще звуковой язык был, разумеется, самым простым, примитивным. Лишь через сотни тысячелетий он смог превратиться в членораздельную речь. Труд и речь благоприятно влияли на развитие головного мозга. Они были двумя главными причинами того, что животное превращалось в социальное трудящееся существо — в человека.

Карл Маркс говорил, что человек, воздействуя в процессе общественного труда на окружаю­щую природу при помощи органов своего тела, пуская в ход голову, пальцы, руки, ноги, вместе с тем изменяет и свою собственную природу.

Исследуя влияние природы и общества на человека, Фридрих Энгельс на основе учений Чарлза Дарвина и Карла Маркса создал трудовую теорию антропогенеза (от греческих «антропос» — человек, «генезис» — происхож­дение). В ее основе лежит глубокая идея о том, что именно трудовая деятельность сформирова­ла человека. В известном смысле можно ска­зать, что труд создал самого человека.

Изготовление орудий и совместный труд по­средством орудий вели к развитию новых со­циальных отношений между членами первобыт­ного стада. Начали выделяться более опытные в изготовлении орудий труда и оружия. Вовремя охоты это были преимущественно муж­чины. Как писал Карл Маркс, уже очень рано в истории человечества наметилось разде­ление трудовых обязанностей в зависимости от физиологических различий по полу и воз­расту.

Как жили древнейшие люди? Для их перво­бытного стада очень важное значение имела охота на животных. Стадные объединения первобытных людей для добывания пищи уже напоминали что-то вроде охотничьей орды.

35 лет назад ученым удалось обнаружить очень интересную стоянку «обезьянолюдей», где они жили несколько столетий подряд. В одной пещере, в 54 км к юго-западу от г. Пекина, были найдены черепа и кости древнейших людей, которых назвали синантропами (от латинского «синикус» — китайский).

Судя по длине бедренных костей, рост муж­чин достигал 1,63 м, а женщин— 1,52 м. Их головной мозг был больше, чем у крупных обезьян, но меньше, чем у древних людей: он составлял 830—1200 см3.

Здесь, в пещере, у синантропов находилась, по-видимому, «мастерская» примитивных ка­менных орудий, служивших им и оружием. Тут же при раскопках обнаружили и разные кости (черепа, челюсти) антилоп, оленей и дру­гих животных, на которых охотились синан­тропы. Питались эти древнейшие люди и растениями.

Ученые нашли здесь даже сохранив­шийся с тех пор целый орех. В разных местах пещеры был вскрыт слой золы вперемешку с кусками древесного угля и обожженными ко­стями животных. Все это свидетельствует о том, что синантропы уже знали огонь, поддерживали его; может быть, они умели его и добывать.

Овладение огнем — огромное достижение древнейших людей. Оно помогло преодолеть многие трудности существования, особенно во время наступившей в дальнейшем суровой ледниковой эпохи.

Завоевав огонь, человек поставил себе на службу великую силу природы. Этот факт имел громадное значение для развития первобытной культуры.

Огонь костра согревал группу синантропов, которые ютились в сырой пещере на Кишащих насекомыми грязных шкурах. Эти жалкие полулюди, вероятно, еще не носившие никакой одежды, жарили на костре мясо убитых жи­вотных. Мясная пища богата важными пита­тельными веществами, которых не содержат растения: она укрепляла организм древнейших людей, способствовала и лучшей работе их головного мозга. Можно полагать, что без мяс­ной пищи формировавшиеся древнейшие и древ­ние люди вряд ли бы достигли высокого развития и приняли бы вид своих потомков — лю­дей современных, или разумных. Постоянная потребность в мясной пище требовала более высокой организации охотничьей орды, более разнообразных форм орудий по сравнению с простейшим ручным рубилом. Иными слова­ми, все это способствовало быстрому прогрессу коллективов первобытных людей.

По мере развития труда и под его влиянием древнейшие люди, теряя некоторые обезь­яньи особенности, начали приобретать специфи­чески человеческие, хотя эти предки и бы­ли еще очень похожи на крупных бесхво­стых человекообразных обезьян. Их позвоноч­ный столб еще не имел поясничного изгиба, а на черепе сохранялся сильно развитый над­глазничный костный валик. Лоб их оставался покатым, череп наиболее широк был в нижней трети, как у обезьян.

Головной мозг у ближайших предков чело­века разрастался интенсивно. Объем их мозго­вой коробки в среднем был около 700 см3, т. е. больше, чем у современных человекообраз­ных обезьян.

Какие же факторы эволюции так повлияли на развитие головного мозга формировавшихся людей, да еще в столь короткий исторический срок?

Труд и речь были теми двумя главными сти­мулами, благодаря которым человеческий мозг, весьма похожий в своем основном строении на мозг обезьяны, так резко стал превосходить его по величине и совершенству. Уже у неандертальцев (древних людей) головной мозг достиг в среднем такого же объема, как у современных людей (около 1400 см3).

В формировании современного человека ог­ромную роль играло развитие высшей нервной деятельности, в связи с чем быстрее совершен­ствовалась центральная нервная система. На­ряду с этим несколько уменьшилась мускула­тура человека. Это видно из того, что скелет формировавшихся людей был более массивен, череп обладал толстыми стенками, надглазнич­ным валиком и мощным челюстным отделом, а у их потомков — людей сформировавших­ся, или, как их называют, «готовых», — кости скелета и черепа стали более тонкими, с гораздо менее выраженным наружным рельефом.

Формировавшиеся древнейшие и древние люди, а именно архантропы и неандертальцы, освоили огонь, начали носить одежду и се­литься в пещерах. Но самое главное то, что эти люди жили первоначальными коллекти­вами, по преимуществу охотничьими ордами, с главенством наиболее опытных и храбрых мужчин. Трудовые навыки люди передавали потомству. Делали это они с помощью звуко­вого языка и показа приемов изготовления и употребления орудий и оружия. Короче гово­ря, люди развивались как существа социальные и все дальше отходили от мира животных.

Люди современного типа строения получили видовое название «человек разумный». Боль­шинство ученых считает, что этот вид произо­шел от более древнего вида — «человек неандер­тальский». Такое мнение было подтвержде­но новыми находками черепов и скелетов. Например, в Ираке, на северо-востоке страны, в пещере Шанидар, с 1951 по 1960 г. американский исследователь Р. Солецкий обнаружил семь скелетов древних людей, или палеоан­тропов (от греческого «палайос» — древний). В строении чере­па этих людей видно еще много примитивных признаков. Но на­ряду с этим заметен, правда сла­бовыраженный, подбородочный выступ. Надглазничный валик развит не сильно. Следователь­но, шанидарские древние люди принадлежали к переходному типу, более близкому к «чело­веку разумному».

Путь очеловечения обезьяны был тяжелый и длительный. На­шим предкам пришлось испы­тать немало всевозможных ли­шений и много трудиться, что­бы победить в борьбе с хищни­ками, прокормиться и, наконец, выжить. В этих условиях сфор­мировались современные люди, или неоантропы («новые люди»). Это было 50—100 тыс. лет назад. Неоантропы (кро­маньонцы и другие группы ископаемых людей) относятся уже к виду «человек разумный», к которому принадлежит и все современное человечество.

Возникновение групп людей вида «человек разумный» ознаменовалось усилением их обще­ственно-трудовой деятельности. Появилось мно­го новых типов орудий и оружия, стала приме­няться загонная охота на крупных млекопита­ющих. А это, в свою очередь, вызвало резкий скачок в развитии умственной деятельности человека, его мышления, сознания и членораз­дельной речи.

Каждый человек с момента рождения испы­тывает на себе влияние других людей, общества. В индивидуальном развитии он вступает в новые и новые отношения с окружаю­щим миром предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями людей. В прак­тике жизни, в процессе воспитания, образова­ния, творчества человек познает природу. Его личность формируется в общественном труде, и сам он вносит свою долю в общечеловеческую культуру.

Люди рождаются уже с готовым набором природных качеств, свойственных виду «чело­век разумный», поэтому воспринять культуру, накопленную человечеством, и внести в нее свой творческий вклад может каждый человек независимо от расы и расовых черт.

Человечество, конечно, можно более или менее искусственно подразделить на три расы. Нередко их называют белой, черной и жел­той, но антропологи предпочитают другие на­звания: европеоидная, негроидная и монго­лоидная. Есть много сравнительно неболь­ших расовых групп промежуточного, переход­ного или смешанного характера, вследствие чего между большими расами нет резких границ. Например, почти невозможно к одной из боль­ших рас целиком отнести эфиопов или драви­дов, полинезийцев или айнов. Смешение рас, или метисация, сопровождается появлением здорового потомства, усиливает единство чело­вечества. Все это говорит о том, что расовые особенности имеют второстепенное значение.

Удивительное общее сходство и кровное родство между людьми всех рас объясняются их анатомической общностью, а она, в свою очередь,— единством происхождения совре­менных людей от неандертальского вида наших ближайших предков. Предшествовавшие же неандертальцу древнейшие люди произошли от одного предкового вида обезьян.

В этом и состоит моногенизм, т. е. учение о происхождении человечества от одного предкового вида, как и писал Чарлз Дарвин. Оно опровергает гипотезу полигенизма, по которой еще недавно некоторые реакционные учение пытались доказывать, что будто бы чело­вечество с его расами произошло от трех предковых видов, общих с гориллой, шимпанзе и орангутаном.

Подобного рода взгляды охотно подхваты­ваются и используются расистами, старающи­мися всячески поддержать лжеучение о «выс­ших» и «низших» расах. Они утверждают, буд­то одни расы от природы более развиты и луч­ше других овладевают культурой, способнее к творчеству. С таким же усердием расисты и их единомышленники объявляют, что капи­талисты выше рабочих в умственном и других отношениях и что от природы наделены властью над трудящимися массами. В угоду классу эксплуататоров расисты незакономерно под­меняют реальную классовую борьбу выдуман­ной «расовой борьбой». А отсюда понятно, что лжеучение расизма очень охотно принимается империалистами для оправдания своих захват­нических, человеконенавистнических целей.

Империалисты пытаются оправдать всякие формы угнетения и эксплуатации трудящихся в колониальных и полуколониальных странах, ссылаясь на якобы прирожденное биологи­ческое неравенство, на выдуманную «недо­развитость» так называемых цветных рас.

Однако теперь уже все видят несостоятель­ность этой теории. Колониализм рушится, и освободившиеся от империалистического раб­ства народы Африки, Азии, Латинской Америки самостоятельно строят свою жизнь.

В Советском Союзе на основе ленинской национальной политики уже давно и полностью уничтожены расовые барьеры, разделявшие при царском режиме многочисленные народы нашей страны. Разрушены эти барьеры и в дру­гих социалистических странах. Все шире распро­страняется противостоящая расизму марксист­ская научная теория социальной и биоло­гической равноценности всех рас и народов.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ