. Эстафета человечества
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Эстафета человечества

Эстафета человечества

Совсем иначе происходит развитие человека. Каждый человек отчасти наделен врожденными инстинктами и задатками, иначе он не мог бы жить и развиваться. Но не это имеет решающее значение, не это делает его настоящим человеком.

Человека иногда характеризуют как существо, изготовляющее орудия и поль­зующееся ими, как существо, обладающее речью, как существо разумное. Отсюда происходит и латинское название вида «человек» — Homo sapiens (гомо сапиенс), что значит «человек разумный». Все это действительно характерные черты человека. Но обладает ли человек всеми этими чертами от рождения, передаются ли они ему от его предков по законам наследственности? Легко увидеть, что это не так. Человек не родится наделенным инстинктом применения оружия и инструментов, он не начи­нает инстинктивно говорить на языке окружающих его людей, у него не существует врожденных понятий или способности пользоваться, например, системой десятич­ного счета и т. п.

Как сами орудия, так и умение пользоваться ими есть продукт длительного про­цесса исторического развития человечества, результат деятельности многих поколе­ний людей. Но эти умения не закрепляются мозгом так, чтобы они могли наслед­ственно передаваться последующим поколениям. Каждому человеку каждого нового поколения приходится учиться этим способам, овладевать ими в процессе своей жизни. То же и в отношении речи. Ни один человек не обладает врожденной спо­собностью понимать язык, на котором говорили многие поколения его предков, и тем более говорить на нем; ни один человек не имеет врожденных задатков пользоваться той или иной системой счета.

Все эти достижения, приобретенные в период общественно-исторического разви­тия человечества, передаются людьми новых поколений уже не в силу действия законов наследственности (так передаются только такие черты, как, например, цвет глаз или некоторые общие свойства нервной системы), а совершенно иначе. Люди каждого нового поколения с рождения окружены предметами и явлениями, которые представляют собой продукты деятельности предшествующих поколений. К числу таких явлений принадлежат и язык, и выражаемые языком понятия, знания, а также различные художественные произведения. Для совсем маленького ребенка — это про­сто физические предметы и явления. Но уже очень рано ребенок вступает в общение с окружающими его людьми. В процессе общения с ними он научается пользо­ваться окружающими его вещами, учится понимать обращенную к нему речь и го­ворить, овладевает языком окружающих, усваивает его. Постепенно он овладе­вает все более широким кругом творений человеческих рук, коллективной челове­ческой мысли и человеческих чувств. В этом процессе у него и формируются подлин­но человеческие способности и свойства. Так он становится настоящим человеком.

В научной литературе описано несколько редких случаев, когда малень­кие дети вырастали в лесах, среди животных, никогда не видев ни одного человека, ни одного человеческого предмета. Что же представляли собой эти дети? Кроме внеш­него облика, у них не было ничего человеческого. Они не говорили, были неспособны целесообразно пользоваться орудиями, у них не было даже самых простых понятий об окружающем. Они обладали только некоторыми унаследованными ими от дале­ких животных предков человека инстинктами и сформировавшимся на основе этих инстинктов индивидуальным опытом приспособления к природной среде. Подобные случаи особенно наглядно показывают, что человек становится человеком только среди людей, только живя в обществе.

Можно сказать, что каждый человек учится быть человеком. Чтобы жить и тво­рить, ему недостаточно того, что дала природа. Он должен еще овладеть тем, что было достигнуто людьми в процессе исторического развития человеческого общества. И все это он находит в мире вещей, явлений, среди которых он живет; в том, что он слышит от других людей; в книгах, которые он читает; в картинах, которыми он лю­буется... Но далеко не все может усвоить человек самостоятельно, без помощи других. Это потребовало бы не одной, а многих человеческих жизней. Поэтому его активно обучают — сначала дома или в яслях и детском саду, потом в школе, на производ­стве, в институтах и университетах. Но при этом, учится ли он самостоятельно или в школе, он всегда учится сам. И продолжает учиться всю свою жизнь — работая, встречаясь с людьми и даже отдыхая.

Перед человеком целый океан богатств, веками накопленных бесчисленными поколениями людей, единственных существ, населяющих нашу планету, которые стали созидателями. Люди, целые поколения умирают, но созданные ими вещи, накопленные знания и умения переходят к людям следующих поколений, кото­рые их умножают и совершенствуют — несут дальше эстафету человечества.

Человек действительно бессмертен, но только бессмертны в нем не душа, а его дела—то, что он вкладывает своим трудом в сокровищницу человеческих творений.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ