.
Меню сайта
|
Человек-продукт развития природы и обществаЧеловек-продукт развития природы и обществаПоистине удивительное существо — человек! Уже с древних времен люди стали размышлять о том, что такое человек. Они видели великие дела и подвиги, которые человек способен совершать, и слагали об этих подвигах легенды. Они удивлялись могуществу человеческого разума и понимали, что нет на Земле существ, равных человеку. Но в те времена люди еще почти ничего не знали о действительной природе человека. Думали, что человек имеет неземное происхождение и главное в человеке его душа, что она движет его разумом, чувствами и поступками и принадлежит особому, «потустороннему» миру. Фантазия людей населила этот потусторонний мир богами. Люди стали считать их творцами не только всей природы, но и самого человека, которого, в отличие от животных, боги якобы наделили бессмертной, как и они сами, душой. Человек стал казаться им проводником силы и воли богов. Способности, свойственные человеку, называли «дарами богов»; когда человеку удавалось совершить что-нибудь замечательное, то говорили: «Бог ему помог»; когда же он терпел неудачу или погибал, то говорили: «Такова божья воля». Наш язык до сих пор еще хранит следы этих старых верований. По мере того как развивалась практическая деятельность людей, все более расширялись и их знания об окружающем мире. Постепенно накапливались знания и о живых организмах, о строении тела животных и человека. Так начали складываться специальные науки, которые прежде всего отвечали потребностям медицины, — анатомия и физиология животных и человека. Сравнивая между собой устройство организма различных животных, ученые не могли не обратить внимания на черты сходства между ними. Шаг за шагом вырисовывалась картина постепенного перехода от более простых организмов к более сложным и наконец к человеку. Это и привело к величайшему достижению науки: к созданию учения о постепенном развитии (эволюции) животных, которое позднее было распространено и на человека. Как известно, законы, управляющие процессом эволюции, были открыты великим естествоиспытателем Чарлзом Дарвином. Дарвин научно объяснил происхождение не только разных видов животных, но и человека. Стало совершенно очевидным, что предками человека были особенно высокоразвитые, ныне вымершие животные (ближе всего к ним стоят современные человекообразные обезьяны). Так было установлено, что человек имеет естественное, животное происхождение. Это явилось огромным завоеванием науки, оно нанесло смертельный удар сказкам о божественном происхождении человека. Однако далеко не все особенности человека могли быть поняты как результат действия законов биологической эволюции. Оказалось, что законы эти бессильны объяснить как раз те особенности человека, которые ставят его неизмеримо выше даже самых высокоразвитых представителей животного мира: способность производить орудия, служащие для целесообразного воздействия на природу в процессе труда, в производстве; способность пользоваться языком для обмена мыслями и накопленными знаниями; способность создавать науку и произведения искусств. Что же породило все эти способности человека, которые так высоко вознесли его над миром животных? Ответили на этот вопрос не биологические науки, а науки об обществе, о его историческом развитии. Великие ученые Карл Маркс и Фридрих Энгельс, открывшие законы развития человеческого общества, открыли и происхождение этих способностей людей. Они показали, что подлинно человеческое в человеке формируется не в процессе его инстинктивного приспособления к природной среде, а в процессе развития труда и общества. Жившие многие десятки тысячелетий тому назад полулюди-полуобезьяны в борьбе с природой вынуждены были объединиться, чтобы совместно производить средства для своего существования. Так возникло человеческое общество, основой которого стал труд — производство благ, необходимых для жизни членов общества. Когда люди начали сообща трудиться и изготовлять орудия и средства труда, они делали их для определенных целей. Вместе с этим у них появилась потребность общаться друг с другом при помощи языка, понятного всем участникам трудового процесса. Так возникли первые разумные человеческие действия, совершаемые не голой рукой, а вооруженной орудием, которое во много раз увеличивало силы и возможности человека; действия каждого человека были согласованы с действиями других членов трудового коллектива с помощью языка, в процессе речевого общения между людьми. Таким образом, труд и речь были самым главным, что превратило людей, которые еще не вполне вышли из животного состояния, в настоящих людей. Ф. Энгельсу принадлежит замечательная мысль, высказанная им более ста лет назад: «Труд создал самого человека». В дальнейшем процесс развития орудий, средств производства и отношений между людьми, а также самого человека стал полностью подчиняться действию новых законов — законов общественно-исторического развития. Это значит, что изменение условий, в которых живут люди, и самого образа жизни, какой они вынуждены вести, стало зависеть теперь главным образом от исторически складывающихся обстоятельств, а не от природной среды. В самом деле, что важнее для жизни человека, для его судьбы, для того, кем он становится и какие способности у него формируются, — то ли, что он живет, например, в субтропиках или в средней полосе, или то, что он живет, скажем, в условиях рабовладельческого общества или социалистического? Конечно, решающее значение для развития человека имеют общественно-исторические условия его жизни. Именно от этих условий зависит, как живут люди и кем они становятся, какие черты и способности у них развиваются. Итак, действие законов биологической эволюции только подготовило появление на Земле людей, которые объединились для совместного труда. Эти законы объясняют, как произошел человек, как он появился на Земле, но дальнейшее развитие общества и самого человека стало управляться уже законами общественно-историческими. Это и позволило человеку развить в себе такие особенности, какие не могут появиться ни у одного животного. Почему? Да потому, что самый процесс, самый путь развития людей стал совершенно другим. Попробуем разобраться. |
ПОИСК
Block title
|