. Как изготовить наглядные пособия по сельхозтехнике
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Как изготовить наглядные пособия по сельхозтехнике

Как изготовить наглядные пособия по сельхозтехнике

Трактор, комбайн и другие сельскохозяй­ственные машины и их отдельные механизмы хорошо можно изучить тогда, когда видишь саму машину или ее механизм, а не только рисунки и схемы. Но машины часто настолько громоздки, что их невозможно установить в учебных классах или гараже школы. К тому же как познакомиться с устройством машины, если без разборки за­глянуть внутрь ее нель­зя. На разборку же и сборку требуется мно­го времени, а после разборки машины труд­но уяснить взаимосвязь и взаимодействие ее деталей, механизмов и систем. Есть механизмы, например дифференциал, которые успешно ос­ваиваются только после того, как увидишь их в действии. Поэтому для изучения сельско­хозяйственной техники существенное значение имеют наглядные посо­бия. Большинство на­глядных пособий вы сами под руководством учителя можете изготовить в школьных мас­терских.

Наиболее распространены пособия, знако­мящие с машиностроительными материалами, крепежными и другими деталями, и пособия, показывающие устройство и взаимное располо­жение деталей.

Пособия, знакомящие с машинострои­тельными материалами, крепежными и другими деталями, монтируются на де­ревянном щите. С помощью вязальной проволоки на щите закрепляются нужные детали, а рядом с ними даются их наз­вания (рис. 1). На таком же щите можно укрепить все детали какого-либо агре­гата или прибора трактора, автомобиля, например детали генератора, магнето, кар­бюратора.

Пособия, показывающие устройство и расположение деталей, изготовляются в виде разрезов натуральных частей и де­талей машин. На рисунке 2 изображена форсунка дизельного двигателя в разрезе. Как обработать отдельные части для этого пособия, показано на том же рисунке. Общие правила обработки де­талей изложены ниже.

На рисунке 3 показан двухтакт­ный пусковой двигатель ПД-10М в раз­резе. Это пособие помогает изучить ус­тройство двигателя и действие кривошипно-шатунного механизма. Кроме того, с его по­мощью можно рассказать о работе двухтакт­ного двигателя и его регулятора. Обработка основных деталей этого пособия показана на том Же рисунке.

Несложно изготовить очень полезные на­глядные пособия в виде плоскостных моделей механизмов (рис. 4).

Для демонстрации действия каких-либо при­боров и систем можно изготовлять различные установки. Одна из них показана на рисунке 5. Она оборудована ручным приводом, и на ней можно показывать действие топливного насоса и форсунки дизельного двигателя, проверять состояние насоса и форсунки, а также демон­стрировать их регулировку. Используя ее и разрез трактора или двигателя, можно пока­зывать, как следует устанавливать топливный насос на двигатель.

Работу двигателя помогают изучать пла­каты с подвижными деталями.

Такой плакат-макет диаграммы распреде­ления двигателя Д-54 показан на рисунке 6. На этом плакате подвижной диск с про­резью воспроизводит движение коленчатого вала. Диск изготовляется из плотной бу­маги или листового металла и укрепляется на фанерном щите подвижно. Необходи­мые цифровые данные берутся из завод­ских руководств по тракторам или из учебников.

Для изучения сельскохозяйственных машин и орудий лучше готовить модели малых размеров. Они занимают немного места и лучше обозреваются (их можно ставить на стол). Однако макеты наиболее важных деталей, сочленений и узлов, имею­щих малые размеры, наоборот, нужно делать увеличенными (рис. 7).

Изготовляются наглядные пособия ча­ще всего из выбракованных деталей. Их можно получить в мастерских колхозов, совхозов и объединения «Сельхозтехника». Но нередко детали делают сами школьники из дерева, металла и других материалов, например для модели и макетов, изобра­женных на рисунках 8, 9, 10.

В некоторых случаях отдельные детали Изготовляют из прозрачного материала, например гильзу топливного насоса ди­зеля (рис. 11). Такую гильзу делают с впускным и перепускным окнами. Если окна сделать нельзя, их изображают краской. Плунжер (поршень) изготовляют из древесины и окрашивают в черный и белый цвета. Это пособие по отношению к натуре изготовляется в масштабе 5:1.

Вот некоторые общие правила, которые не­обходимо соблюдать при изготовлении нагляд­ных пособий.

Детали, предназначенные для разрезов, сна­чала комплектуют и размечают. Разметку де­лают в определенной последовательности и пер­воначально мелом. Когда же окончательно бу­дут определены места всех вскрытий, метки наносят чертилкой или кернером (разметочные инструменты). Размечаются все детали одно­временно и после того, как они установлены на место. Нельзя, например, хорошо изгото­вить разрез двигателя, если блок цилиндров и головка блока будут размечаться и разрезаться раздельно. Поэтому для разметки дета­лей машина, двигатель или отдельные узлы обязательно собираются.

Начинают разметку и разрезание с больших, основных деталей. Размечаются детали с учетом размещения на них (и в них) других деталей и их креплений. Чтобы лучше представить себе деталь после ее обработки, части, которые на­до удалить, закрашивают мелом.

Для лучшей наглядности отдельные детали пособия, например кожух, картеры, вскры­ваются больше. Но делать это надо не в ущерб прочности и общему виду узла или агрегата. При этом следует также помнить, что всегда нужно сохранять подвижность деталей, узлов и механизмов.

Изготовляют наглядные пособия обычными типовыми инструментами. Для облегчения работы используют электрическую дрель (сверлилку), фрезерные и сверлильные станки, но к ним необходимо иметь наборы сверл и дисковых фрез.

Узлы и агрегаты разрезают и собирают также типовыми инструментами и приспособлениями. В отдельных случаях, например для разреза­ния больших деталей, применяют ножовку с увеличенным станком и ножовочный писто­лет (рис. 12).

Отделять части детали сверлением многих отверстий можно только в исключительных случаях. Практика показала, что лучше отре­зать часть детали ножовкой или пистолетом, чем сначала отделять ее сверлением, а затем поверхность со следами сверла обрабатывать зубилом (крейцмейселем) и напильником.

Детали цилиндрической формы (гильзы ци­линдров, поршни, втулки, шайбы и т. д.) раз­резаются любым подходящим инструментом; от них отрезается примерно 1/4 часть (рис. 13). Если отрезать больше, то разрезанная деталь или деталь, помещенная внутри нее, будет вы­падать. Об этом следует помнить и при разре­зании деталей, имеющих посадочные места.

Каналы и отверстия вскрываются любым ин­струментом вдоль их оси по плоскостям, рас­положенным под углом 60—90° друг к другу (рис. 13). Если отверстия, каналы и посадоч­ные места небольшого диаметра, то вскрывать их следует по касательной плоскости (рис. 13,в).

Чтобы детали, помещенные внутри других деталей, были хорошо заметны, при разметке и разрезании создается ступенчатость плоско­стей резания (рис. 13).

Для сохранения прочности у некоторых де­талей следует оставлять пояски. Эти пояски, кроме того, помогают создать представление о первоначальной форме разрезанной детали и лучше обеспечивают ее крепление или под­вижность.

Чтобы детали после обработки сохранили подвижность, их зачищают. Зазоры между подвижными деталями очищают от опилок, а в некоторых случаях их между сопряженными деталями и несколько увеличивают. После этого все детали в нужных местах слегка смазывают маслом и начинают сборку.

При сборке механизмов и систем имеющиеся на деталях установочные заводские метки для наглядности усиливают. Сборку обязательно производят по этим меткам, так Как на разре­занном двигателе или тракторе будут проводить­ся некоторые практические работы: установка топливного насоса или магнето, проверка и регулировка зазоров в распределительном механизме. А это требует сохранения взаимо­действия механизмов и систем.

В двигателе, силовой передаче и других частях трактора и автомобиля есть детали, кото­рые прошли термическую обработку — закал­ку. Ударять по таким деталям во время раз­борки и сборки можно только медным молотком или через подкладку из мягкого металла или твердой древесины.

Перед механической обработкой детали, про­шедшие закалку, необходимо отжигать и после отжига удалять окалину.

Для наглядных пособий применяют самые различные подставки. Наглядные пособия малого размера лучше устанавливать на металличе­ский стержень (пруток) или планки (рис. 14), низ которых можно укрепить на деревянной или металлической плите. Если наглядное по­собие относительно тяжелое и его во время изу­чения надо показывать с разных сторон, под­ставку делают с поворачивающимся кронштей­ном. Тяжелые наглядные пособия следует уста­навливать на подставках, изготовленных в виде рамы и оборудованных колесиками из шарико­вых подшипников. Некоторые наглядные по­собия можно устанавливать непосредственно на деревянной плите (рис. 14).

Подставку нужно делать устойчивой и проч­ной, а пособие закреплять на ней надежно. Надо также помнить, что все детали пособия должны быть видны, а подвижные — свободно двигаться. Так, подставка под разрез трак­тора должна быть по высоте такой, чтобы можно было поворачивать колеса.

Если наглядное пособие электрифицировано, его ограждают и обязательно соединяют с за­землением.

Небольшие и легкие наглядные пособия можно устанавливать на подставки в готовом виде. Большие и тяжелые наглядные пособия лучше устанавливать на подставки частями, по мере подготовки отдельных деталей.

Окрашивать пособия следует после того, как они изготовлены и установлены на подставки. Лучше всего пользоваться красками светлых тонов — светло-зеленой, светло-серой, голубой. Поверхности резания можно не окрашивать или окрашивать в красный цвет.



В некоторых случаях на разрезе красками можно выделять отдельные детали, целые ме­ханизмы и системы механизмов. Например, желтой краской на разрезе двигателя хорошо выделить пробки и крышки заливных, контроль­ных и сливных отверстий для масла. Можно выделить также все детали системы питания, смазки. Тогда с первого взгляда легко выяв­ляются все приборы и детали, относящиеся к данной системе или механизму. Нужно толь­ко избегать чрезмерной пестроты, которая бу­дет отвлекать внимание обучающихся.

Вот как изготовляются разрез форсунки дизельного трактора и разрез трактора.

При изготовлении разреза форсунки сна­чала размечают и разрезают корпус ее (рис. 2). Разрезают его так, чтобы вскрыть топливный канал Б, сливной канал А, осевой канал и отвер­стие для шпильки крепления форсунки. Для этого вырезают примерно 1/4 часть корпуса по плоскостям резания 1 ж 2. Плоскость резания 1 должна быть касательной к резьбовому отвер­стию канала А. Канал Б и начало канала А вскрывают дополнительно с помощью треуголь­ного напильника.

Обработав таким образом корпус, форсунку собирают. После этого размечают, а затем раз­резают гайку распылителя (по плоскостям 3, 4 и 5), корпус распылителя (по плоскостям 6 и 7), стакан (по плоскостям 8 и 9), колпак форсунки (по плоскостям 10, 11, 12).

При разметке и разрезании соблюдают пра­вило ступенчатости плоскостей резания дета­лей (рис. 13).

Чтобы разрезанная гайка распылителя была прочной и хорошо навинчивалась на корпус форсунки, на ее верхней части оставляют поя­сок (П) шириной 2—3 мм. С этой же целью оставляют пояски на стакане форсунки и на колпаке (рис. 2).

После зачистки всех деталей форсунку со­бирают, устанавливают на подставку из прут­ка (рис. 14) и окрашивают: топливные кана­лы — желтым цветом, а детали форсунки снару­жи — в серый или светло-зеленый цвет. Пло­скости резания можно окрасить в красный цвет, или покрыть бесцветным лаком, или смазать тонким слоем масла.

Для изготовления разреза трактора выби­рают один из наиболее распространенных трак­торов.

Чтобы можно было хорошо осматривать по­собие, с трактора снимают кабину, капот и другие защитные детали. Плоскости резания определяют у собранного трактора. Все детали, сочленения, узлы и приборы вскрывают в нуж­ных местах так, чтобы они сохранили свой внешний вид и прочность, особенно нагружен­ные детали.

На изготовленном наглядном пособии дол­жно быть видно не только устройство каждого агрегата, узла и прибора, но и связь их с дру­гими узлами, агрегатами и приборами.

Двигатель трактора разрезают так, чтобы можно было изучать все его механизмы и си­стемы. Для этого у двигателя, например Д-54, вскрывают справа третий и четвертый цилиндры (рис. 15) и часть картера. При этом должны быть видны гильзы цилиндров, поршни с коль­цами и поршневым пальцем, шатуны и колен­чатый вал. Головку блока цилиндров вскрывают через впускные или выпускные каналы и вихревые камеры.

Картер вскрывают не только там, где вскры­вают цилиндры, но и там, где расположены коренные подшипники коленчатого вала, под­шипники распределительного вала, толкатели и их штанги, масляные каналы, масляный на­сос и т. д. Вскрывают также картер распредели­тельных шестерен, крышки клапанного ме­ханизма, радиатор, двигатель и силовую пере­дачу системы пуска дизеля. Вскрывают и вы­пускные трубы для того, чтобы показать подо­гревательное устройство (рис. 15).

Кожух маховика, маховик двигателя и муф­ту сцепления трансмиссии трактора разме­чают и разрезают совместно. При этом должны

быть видны маховик, детали муфты сцепления и приводная шестерня системы пуска дизеля (рис. 15). Вскрывая муфту, сохраняют воз­можность ее регулировки.

Вскрытием коробки передач нужно пока­зать ее основные детали, это необходимо для по­нимания их устройства, действия и взаимосвязи.

Вскрывая механизмы заднего моста (муф­ты поворота, тормоза) и навесную гидравличе­скую систему, сохраняют все детали для осу­ществления регулировки. Как вскрывать зад­ний мост и его механизмы, а также детали ходо­вой части, показано на рисунке 16.

При изготовлении разрезов большую по­мощь в определении мест вскрытия могут ока­зать специальные плакаты.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ