.
Меню сайта
|
Как изготовить наглядные пособия по сельхозтехникеКак изготовить наглядные пособия по сельхозтехникеТрактор, комбайн и другие сельскохозяйственные машины и их отдельные механизмы хорошо можно изучить тогда, когда видишь саму машину или ее механизм, а не только рисунки и схемы. Но машины часто настолько громоздки, что их невозможно установить в учебных классах или гараже школы. К тому же как познакомиться с устройством машины, если без разборки заглянуть внутрь ее нельзя. На разборку же и сборку требуется много времени, а после разборки машины трудно уяснить взаимосвязь и взаимодействие ее деталей, механизмов и систем. Есть механизмы, например дифференциал, которые успешно осваиваются только после того, как увидишь их в действии. Поэтому для изучения сельскохозяйственной техники существенное значение имеют наглядные пособия. Большинство наглядных пособий вы сами под руководством учителя можете изготовить в школьных мастерских. Наиболее распространены пособия, знакомящие с машиностроительными материалами, крепежными и другими деталями, и пособия, показывающие устройство и взаимное расположение деталей. Пособия, знакомящие с машиностроительными материалами, крепежными и другими деталями, монтируются на деревянном щите. С помощью вязальной проволоки на щите закрепляются нужные детали, а рядом с ними даются их названия (рис. 1). На таком же щите можно укрепить все детали какого-либо агрегата или прибора трактора, автомобиля, например детали генератора, магнето, карбюратора. Пособия, показывающие устройство и расположение деталей, изготовляются в виде разрезов натуральных частей и деталей машин. На рисунке 2 изображена форсунка дизельного двигателя в разрезе. Как обработать отдельные части для этого пособия, показано на том же рисунке. Общие правила обработки деталей изложены ниже. На рисунке 3 показан двухтактный пусковой двигатель ПД-10М в разрезе. Это пособие помогает изучить устройство двигателя и действие кривошипно-шатунного механизма. Кроме того, с его помощью можно рассказать о работе двухтактного двигателя и его регулятора. Обработка основных деталей этого пособия показана на том Же рисунке. Несложно изготовить очень полезные наглядные пособия в виде плоскостных моделей механизмов (рис. 4). Для демонстрации действия каких-либо приборов и систем можно изготовлять различные установки. Одна из них показана на рисунке 5. Она оборудована ручным приводом, и на ней можно показывать действие топливного насоса и форсунки дизельного двигателя, проверять состояние насоса и форсунки, а также демонстрировать их регулировку. Используя ее и разрез трактора или двигателя, можно показывать, как следует устанавливать топливный насос на двигатель. Работу двигателя помогают изучать плакаты с подвижными деталями. Такой плакат-макет диаграммы распределения двигателя Д-54 показан на рисунке 6. На этом плакате подвижной диск с прорезью воспроизводит движение коленчатого вала. Диск изготовляется из плотной бумаги или листового металла и укрепляется на фанерном щите подвижно. Необходимые цифровые данные берутся из заводских руководств по тракторам или из учебников. Для изучения сельскохозяйственных машин и орудий лучше готовить модели малых размеров. Они занимают немного места и лучше обозреваются (их можно ставить на стол). Однако макеты наиболее важных деталей, сочленений и узлов, имеющих малые размеры, наоборот, нужно делать увеличенными (рис. 7). Изготовляются наглядные пособия чаще всего из выбракованных деталей. Их можно получить в мастерских колхозов, совхозов и объединения «Сельхозтехника». Но нередко детали делают сами школьники из дерева, металла и других материалов, например для модели и макетов, изображенных на рисунках 8, 9, 10. В некоторых случаях отдельные детали Изготовляют из прозрачного материала, например гильзу топливного насоса дизеля (рис. 11). Такую гильзу делают с впускным и перепускным окнами. Если окна сделать нельзя, их изображают краской. Плунжер (поршень) изготовляют из древесины и окрашивают в черный и белый цвета. Это пособие по отношению к натуре изготовляется в масштабе 5:1. Вот некоторые общие правила, которые необходимо соблюдать при изготовлении наглядных пособий. Детали, предназначенные для разрезов, сначала комплектуют и размечают. Разметку делают в определенной последовательности и первоначально мелом. Когда же окончательно будут определены места всех вскрытий, метки наносят чертилкой или кернером (разметочные инструменты). Размечаются все детали одновременно и после того, как они установлены на место. Нельзя, например, хорошо изготовить разрез двигателя, если блок цилиндров и головка блока будут размечаться и разрезаться раздельно. Поэтому для разметки деталей машина, двигатель или отдельные узлы обязательно собираются. Начинают разметку и разрезание с больших, основных деталей. Размечаются детали с учетом размещения на них (и в них) других деталей и их креплений. Чтобы лучше представить себе деталь после ее обработки, части, которые надо удалить, закрашивают мелом. Для лучшей наглядности отдельные детали пособия, например кожух, картеры, вскрываются больше. Но делать это надо не в ущерб прочности и общему виду узла или агрегата. При этом следует также помнить, что всегда нужно сохранять подвижность деталей, узлов и механизмов. Изготовляют наглядные пособия обычными типовыми инструментами. Для облегчения работы используют электрическую дрель (сверлилку), фрезерные и сверлильные станки, но к ним необходимо иметь наборы сверл и дисковых фрез. Узлы и агрегаты разрезают и собирают также типовыми инструментами и приспособлениями. В отдельных случаях, например для разрезания больших деталей, применяют ножовку с увеличенным станком и ножовочный пистолет (рис. 12). Отделять части детали сверлением многих отверстий можно только в исключительных случаях. Практика показала, что лучше отрезать часть детали ножовкой или пистолетом, чем сначала отделять ее сверлением, а затем поверхность со следами сверла обрабатывать зубилом (крейцмейселем) и напильником. Детали цилиндрической формы (гильзы цилиндров, поршни, втулки, шайбы и т. д.) разрезаются любым подходящим инструментом; от них отрезается примерно 1/4 часть (рис. 13). Если отрезать больше, то разрезанная деталь или деталь, помещенная внутри нее, будет выпадать. Об этом следует помнить и при разрезании деталей, имеющих посадочные места. Каналы и отверстия вскрываются любым инструментом вдоль их оси по плоскостям, расположенным под углом 60—90° друг к другу (рис. 13). Если отверстия, каналы и посадочные места небольшого диаметра, то вскрывать их следует по касательной плоскости (рис. 13,в). Чтобы детали, помещенные внутри других деталей, были хорошо заметны, при разметке и разрезании создается ступенчатость плоскостей резания (рис. 13). Для сохранения прочности у некоторых деталей следует оставлять пояски. Эти пояски, кроме того, помогают создать представление о первоначальной форме разрезанной детали и лучше обеспечивают ее крепление или подвижность. Чтобы детали после обработки сохранили подвижность, их зачищают. Зазоры между подвижными деталями очищают от опилок, а в некоторых случаях их между сопряженными деталями и несколько увеличивают. После этого все детали в нужных местах слегка смазывают маслом и начинают сборку. При сборке механизмов и систем имеющиеся на деталях установочные заводские метки для наглядности усиливают. Сборку обязательно производят по этим меткам, так Как на разрезанном двигателе или тракторе будут проводиться некоторые практические работы: установка топливного насоса или магнето, проверка и регулировка зазоров в распределительном механизме. А это требует сохранения взаимодействия механизмов и систем. В двигателе, силовой передаче и других частях трактора и автомобиля есть детали, которые прошли термическую обработку — закалку. Ударять по таким деталям во время разборки и сборки можно только медным молотком или через подкладку из мягкого металла или твердой древесины. Перед механической обработкой детали, прошедшие закалку, необходимо отжигать и после отжига удалять окалину. Для наглядных пособий применяют самые различные подставки. Наглядные пособия малого размера лучше устанавливать на металлический стержень (пруток) или планки (рис. 14), низ которых можно укрепить на деревянной или металлической плите. Если наглядное пособие относительно тяжелое и его во время изучения надо показывать с разных сторон, подставку делают с поворачивающимся кронштейном. Тяжелые наглядные пособия следует устанавливать на подставках, изготовленных в виде рамы и оборудованных колесиками из шариковых подшипников. Некоторые наглядные пособия можно устанавливать непосредственно на деревянной плите (рис. 14). Подставку нужно делать устойчивой и прочной, а пособие закреплять на ней надежно. Надо также помнить, что все детали пособия должны быть видны, а подвижные — свободно двигаться. Так, подставка под разрез трактора должна быть по высоте такой, чтобы можно было поворачивать колеса. Если наглядное пособие электрифицировано, его ограждают и обязательно соединяют с заземлением. Небольшие и легкие наглядные пособия можно устанавливать на подставки в готовом виде. Большие и тяжелые наглядные пособия лучше устанавливать на подставки частями, по мере подготовки отдельных деталей. Окрашивать пособия следует после того, как они изготовлены и установлены на подставки. Лучше всего пользоваться красками светлых тонов — светло-зеленой, светло-серой, голубой. Поверхности резания можно не окрашивать или окрашивать в красный цвет. В некоторых случаях на разрезе красками можно выделять отдельные детали, целые механизмы и системы механизмов. Например, желтой краской на разрезе двигателя хорошо выделить пробки и крышки заливных, контрольных и сливных отверстий для масла. Можно выделить также все детали системы питания, смазки. Тогда с первого взгляда легко выявляются все приборы и детали, относящиеся к данной системе или механизму. Нужно только избегать чрезмерной пестроты, которая будет отвлекать внимание обучающихся. Вот как изготовляются разрез форсунки дизельного трактора и разрез трактора. При изготовлении разреза форсунки сначала размечают и разрезают корпус ее (рис. 2). Разрезают его так, чтобы вскрыть топливный канал Б, сливной канал А, осевой канал и отверстие для шпильки крепления форсунки. Для этого вырезают примерно 1/4 часть корпуса по плоскостям резания 1 ж 2. Плоскость резания 1 должна быть касательной к резьбовому отверстию канала А. Канал Б и начало канала А вскрывают дополнительно с помощью треугольного напильника. Обработав таким образом корпус, форсунку собирают. После этого размечают, а затем разрезают гайку распылителя (по плоскостям 3, 4 и 5), корпус распылителя (по плоскостям 6 и 7), стакан (по плоскостям 8 и 9), колпак форсунки (по плоскостям 10, 11, 12). При разметке и разрезании соблюдают правило ступенчатости плоскостей резания деталей (рис. 13). Чтобы разрезанная гайка распылителя была прочной и хорошо навинчивалась на корпус форсунки, на ее верхней части оставляют поясок (П) шириной 2—3 мм. С этой же целью оставляют пояски на стакане форсунки и на колпаке (рис. 2). После зачистки всех деталей форсунку собирают, устанавливают на подставку из прутка (рис. 14) и окрашивают: топливные каналы — желтым цветом, а детали форсунки снаружи — в серый или светло-зеленый цвет. Плоскости резания можно окрасить в красный цвет, или покрыть бесцветным лаком, или смазать тонким слоем масла. Для изготовления разреза трактора выбирают один из наиболее распространенных тракторов. Чтобы можно было хорошо осматривать пособие, с трактора снимают кабину, капот и другие защитные детали. Плоскости резания определяют у собранного трактора. Все детали, сочленения, узлы и приборы вскрывают в нужных местах так, чтобы они сохранили свой внешний вид и прочность, особенно нагруженные детали. На изготовленном наглядном пособии должно быть видно не только устройство каждого агрегата, узла и прибора, но и связь их с другими узлами, агрегатами и приборами. Двигатель трактора разрезают так, чтобы можно было изучать все его механизмы и системы. Для этого у двигателя, например Д-54, вскрывают справа третий и четвертый цилиндры (рис. 15) и часть картера. При этом должны быть видны гильзы цилиндров, поршни с кольцами и поршневым пальцем, шатуны и коленчатый вал. Головку блока цилиндров вскрывают через впускные или выпускные каналы и вихревые камеры. Картер вскрывают не только там, где вскрывают цилиндры, но и там, где расположены коренные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, толкатели и их штанги, масляные каналы, масляный насос и т. д. Вскрывают также картер распределительных шестерен, крышки клапанного механизма, радиатор, двигатель и силовую передачу системы пуска дизеля. Вскрывают и выпускные трубы для того, чтобы показать подогревательное устройство (рис. 15). Кожух маховика, маховик двигателя и муфту сцепления трансмиссии трактора размечают и разрезают совместно. При этом должны быть видны маховик, детали муфты сцепления и приводная шестерня системы пуска дизеля (рис. 15). Вскрывая муфту, сохраняют возможность ее регулировки. Вскрытием коробки передач нужно показать ее основные детали, это необходимо для понимания их устройства, действия и взаимосвязи. Вскрывая механизмы заднего моста (муфты поворота, тормоза) и навесную гидравлическую систему, сохраняют все детали для осуществления регулировки. Как вскрывать задний мост и его механизмы, а также детали ходовой части, показано на рисунке 16. При изготовлении разрезов большую помощь в определении мест вскрытия могут оказать специальные плакаты. |
ПОИСК
Block title
|