.
Меню сайта
|
Юные механизаторы кубаниЮные механизаторы кубаниТрудно найти отрасль народного хозяйства, где бы ни использовались машины, созданные на базе трактора. Тракторные двигатели установлены на дорожных машинах, тепловых электростанциях, речных судах и т. д. Поэтому знакомство с принципами работы тракторов и сельскохозяйственных машин, с их конструкциями и правилами эксплуатации полезно каждому школьнику независимо от того, какую профессию в дальнейшем он изберет. Изучение тракторов и сельскохозяйственных машин лучше всего начинать в кружках юных механизаторов в школе, на станциях юных натуралистов или юных техников под руководством учителя или высококвалифицированного механизатора. На занятиях этих кружков можно ознакомиться с устройством и принципом работы трактора, зернового комбайна, почвообрабатывающих орудий (плуга, бороны, культиватора), сеялки и т. д. Там же можно познакомиться с техническим обслуживанием трактора и сельскохозяйственных машин, с техникой безопасности при работе на сельскохозяйственных агрегатах, с механизацией сельскохозяйственных работ в своем колхозе или совхозе, с опытом передовиков механизаторов своего района. На практических же занятиях кружка можно научиться управлять тракторным агрегатом. Юные сельские механизаторы успешно выполняют многие работы, умело пользуясь техникой. Но ребята не только пользуются техникой. Они сами конструируют и изготовляют ручные и малогабаритные тракторные сельскохозяйственные машины, орудия и даже тракторы. Прежде чем приступить к конструированию машины для той или иной работы на пришкольном учебно-опытном участке, юные механизаторы на занятиях кружка изучают устройство сельскохозяйственных машин, выполняющих подобные операции в колхозе или совхозе. После этого юные механизаторы составляют эскизы или технические рисунки своей будущей машины. При составлении эскизов они стараются по возможности использовать узлы и детали серийных тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин. Это значительно упрощает выполнение поставленной задачи, так как работа сводится к новой компоновке уже готовых узлов и деталей и к изготовлению для них креплений, муфт, привода и других простых узлов и деталей, которые нетрудно сделать в школьной учебной мастерской. Но не все можно сделать своими силами. Сложные токарные, фрезерные, а также сварочные работы помогают школьникам выполнить опытные механизаторы в ремонтных мастерских колхоза или совхоза. После разработки с помощью руководителя общей конструкции машины участники кружка составляют эскизы деталей, которые им нужно изготовить, подбирают необходимый материал — узлы и детали с выбракованных машин, угловую и прутковую сталь и др. Затем весь объем работы (по трудоемкости) они распределяют между собой. Детали, требующие особой точности, изготовляют одновременно 2—3 кружковца, а на сборку отбираются лучшие детали. По изготовлении всех деталей и узлов машина собирается. Наконец машина собрана. Осталось отрегулировать все узлы и испытать ее в работе. Чтобы избежать несчастных случаев, машина, особенно самодвижущаяся, испытывается под наблюдением руководителя кружка. Все недостатки конструкции, выявленные во время испытания машины, устраняются. При разработке конструкции машины и при ее изготовлении учитываются основные требования техники безопасности, предъявляемые к конструкциям сельскохозяйственных машин. Таковы общие правила. Опираясь на них, юные механизаторы Кубани изготовили немало полезных машин и сельскохозяйственных орудий для работы на пришкольных участках и полях ученических производственных бригад. В 1963/64 учебном году совхозы и колхозы Кубани приобрели для 32 подшефных школ малогабаритные тракторы «Риони» с набором сельскохозяйственных машин и орудий (ротационный плуг и культиватор, ямокопатель, косилка, транспортная тележка). Трактор «Риони» предназначен для взрослых механизаторов, у него неудобное сиденье, тяжелое управление, ручной запуск двигателя, и ученикам V—VIII классов трудно было работать на нем. Кроме того, набор машин к этому трактору ограничен: нет сеялки, опрыскивателя, а ротационный плуг непригоден для работы на пришкольном участке. Поэтому учащиеся многих школ Кубани несколько изменили устройство трактора «Риони», сконструировали и изготовили к нему разные сельскохозяйственные машины и орудия. Юные механизаторы ярославской средней школы № 67 Краснодарского края под руководством учителя В. И. Мацинина сконструировали и построили специальный трактор для обработки междурядий высокостебельных культур (рис 1). Двигатель и колеса для него ребята взяли от трактора «Риони». Раму, рулевое управление, привод ведущих колес и навесной культиватор к трактору они сконструировали и изготовили сами, использовав узлы и детали тракторов и сельскохозяйственных машин. Благодаря цепному приводу обоих ведущих колес (конечная передача) им удалось высоко поднять раму. Этот трактор позволяет обрабатывать посевы кукурузы высотой 130—140 см! Ни один из обычных пропашных тракторов при такой высоте растений применить нельзя. Учащиеся старокорсунской средней школы № 15 под руководством преподавателя Н. Д. Гузь на базе трактора «Риони» построили самоходное шасси «Кубанец» (рис. 2). К трактору «Риони» они изготовили управляемый мост (чертеж его показан на рис. 3), раму, подножки, установили рулевое управление от трактора ХТЗ-7 и мягкое сиденье от трактора ДТ-20. Так как запускать двигатель вручную очень трудно, на шасси можно смонтировать стартер, генератор, аккумулятор и реле-регулятор от автомобиля «Москвич». Чтобы двигатель запускался стартером, на маховике коленчатого вала необходимо установить шестерню от пускового устройства мотоколяски СМ3. Целесообразно сделать также защитный зонт, а трубу глушителя отвести вверх. К своему шасси старокорсунские юные механизаторы изготовили опрыскиватель (рис. 2). Он предназначен для обработки ядохимикатами винограда и полевых культур. При обработке виноградника штанги находятся в вертикальном положении, а при обработке полевых культур — в горизонтальном, для чего предусмотрено специальное крепление. На каждой штанге опрыскивателя установлены четыре распылителя от тракторного опрыскивателя. Резервуаром для ядохимикатов служит бензобак трактора ХТЗ-7 емкостью 45 л. Давление, необходимое для распыления ядохимикатов, создает шестеренчатый насос НШ-38 от гидравлической навесной системы трактора МТЗ-5М. Бачок заправляется ядохимикатами через 5—7 минут непрерывной работы. Опрыскиватель другой конструкции изготовили учащиеся Вознесенской средней школы Краснодарского края (рис. 4). При работе этого опрыскивателя жидкость под давлением воздуха, нагнетаемого компрессором, из резервуара по трубопроводу поступает к распылителям. На резервуаре установлен предохранительный клапан. Учащиеся упорненской средней школы № 51 Краснодарского края изготовили для трактора «Риони» навесную двухрядную сеялку с катушечным высевающим аппаратом (рис. 5). Раму и семенной ящик сеялки они сделали из листовой стали. Высевающие аппараты взяли от сеялки СЗН-10. На вал высевающих аппаратов насадили опорные колеса — звездочки от зернового комбайна диаметром 300 мм, на зубьях которых надет стальной обод. Полозовидные сошники сконструировали и смастерили сами ученики. Сеялка соединяется с трактором «Риони» шарнирно. Поднимают и опускают ее при помощи троса, перекинутого через блок, и рычага от ручного тормоза грузового автомобиля. Изменение норм высева семян достигается горизонтальным смещением катушки. Глубина заделки семян регулируется смещением сошников в вертикальной плоскости. Перестановка сошников для изменения междурядий не предусмотрена. Учащиеся школы № 29 совхоза «Кубанец» Краснодарского края под руководством учителя Н. Е. Зубко установили на трактор «Риони» гидравлическую навесную систему (рис. 6). Они использовали масляный насос и гидравлический распределитель от раздельно-агрегатной навесной системы трактора МТЗ-5М. Силовым цилиндром в системе служит гидравлический цилиндр ходового вариатора комбайна СК-3, а резервуаром для масла — корпус старого огнетушителя. Управление гидросистемой осуществляется при помощи рукоятки распределителя. Корпус второго огнетушителя, установленный на тракторе, служит резервуаром для ядохимикатов. В этом случае насос навесной системы используется для работы опрыскивателя. Всасывающий шланг от насоса подключается к резервуару, заправленному ядохимикатами, а нагнетательный — к укрепленному на стойке распылителю. Гидравлическая навесная система значительно облегчает работу юного механизатора. Ее целесообразно установить на шасси, изготовленном на базе трактора «Риони» (рис. 2). К трактору ребята этой школы изготовили и навесной культиватор. В тех школах, где нет малогабаритных тракторов, можно изготовить ручные сельскохозяйственные машины. Они значительно повышают производительность труда на пришкольном учебно-опытном участке. Так, учащиеся VI—VII классов школ Краснодарского края сделали ручную гнездовую сеялку, рассеиватель удобрений и ротационный культиватор. Рассеиватель удобрений (рис. 7) они сделали так. На двухколесную тележку установили туковысевающий аппарат. К нему с помощью болтов прикрепили ручку. Высевающий аппарат приводится в действие валом, жестко связанным с одним колесом тележки. При движении тележки удобрения рассеиваются на грядке. Прост сделанный учениками новоалександровской средней
школы № 3 Ставропольского края ротационный культиватор (рис. 9). Рабочие органы
его — стальные режущие пластины шириной 100 мм и полольная лапа. Режущие пластины жестко соединены
(электросваркой) с двумя стальными дисками диаметром 300 мм, вращающимися вокруг оси, укрепленной в стальной вилке.
Полольная лапа с помощью тяг и болтов соединена с вилкой. В обойму вилки вставляется деревянная ручка. Юные механизаторы Краснодарской станции юннатов изготовили переносную дождевальную установку (рис. 8). Струя воды по касательной поступает в бачок, сделанный из консервной банки. Благодаря центробежной силе, возникающей при изменении направления движения, вода, выбрасываемая наружу через отверстие в верхней части бака, образует конус распыла диаметром 3—4 м. При поливе по мере надобности установка перемещается. Использовав двигатель бензопилы «Дружба», юные механизаторы могут сделать для работы на пришкольном участке ротационный культиватор, двухрядную дисковую сеялку с набором съемных дисков для посева основных сельскохозяйственных культур, транспортную тележку малой грузоподъемности, косилку, веялку-сортировку, молотилку и другие машины и орудия. Конструировать машины необходимо так, чтобы можно было быстро устанавливать и снимать двигатель. Это позволит, имея один двигатель с комплектом машин, механизировать выполнение всех основных работ на пришкольном участке. При конструировании и изготовлении ручных и малогабаритных тракторных сельскохозяйственных машин вам пригодятся знания по черчению, физике, биологии, по технологии обработки металлов и дерева, приобретенные на уроках труда. |
ПОИСК
Block title
|