.
Меню сайта
|
Как определяют обеспеченность растений минеральным питаниемКак определяют обеспеченность растений минеральным питаниемНа одном из участков поля вы заметили, что нижние листья у растений стали бледно-зелеными, затем побурели и начали отпадать. Внимание! Здесь растениям не хватает азота. Растениеводу очень важно уметь определять, обеспечено ли растение питанием и в чем оно нуждается. Для этого существует растительная диагностика. Если в почве недостает или же, наоборот, слишком много какого-либо питательного элемента, сначала это сказывается лишь на химическом составе тканей растения. Позже изменяется и внешний вид растения: ухудшается рост, образование новых органов, их форма; листья начинают бледнеть, или на них появляются пятна, полосы, они скручиваются, желтеют, засыхают; цветки не образуются, или плохо развиваются, или отпадают раньше времени и т. д. В результате урожай резко снижается. По этим видимым признакам определяют то или иное нарушение питания растений. Вот некоторые видимые признаки голодания растений (см. цветную вклейку). При недостатке азота нижние листья становятся бледно-зелеными, потом, начиная с верхушки, буреют, отмирают и отпадают. Иногда они приобретают оранжевую и даже красноватую окраску (например, у капусты и брюквы). У кукурузы желтеет центральная жилка. Листья мелкие, узкие, суховатые, расположены под острым углом к стеблю. Стебель тонкий, жесткий. Созревание ускоренное. Число семян резко снижено. При недостатке фосфора растение темно-зеленое (если оно обеспечено азотом). Часто низ стеблей и черешки нижних листьев приобретают фиолетовую окраску. Листья с желто-бурыми пятнами иногда завертываются внутрь. Цветение и созревание задерживаются, цветков и плодов мало. На клубнях картофеля могут быть ржаво-бурые пятна. Кукуруза цветет неравномерно, початки у нее мелкие, искривленные, с засохшей верхушкой. У плодовых деревьев верхние листья темно-зеленые, нижние бронзовые с темными жилками. Если растению не хватает калия, приостанавливается его рост, расстояние между листьями на стебле уменьшается. Нижние листья становятся непропорционально большими. На листьях появляются краевые ожоги: края сначала желтеют, потом буреют и засыхают. Затем заболевание распространяется в глубь листа. При сильном калийном голодании стебли ослабевают и полегают. Развитие цветков задерживается на фазе мелких бутонов. У хлопчатника и многих плодовых на листьях появляется крапчатость, а потом — пятна отмершей ткани. При недостатке магния ткань листьев между ярко-зелеными жилками светлеет, сначала желтеет, затем белеет, постепенно становится коричневой и отмирает. У злаков светлые пятна позже сливаются в белесые полосы, листья хрупкие. У хлопчатника и некоторых овощных культур листья становятся багряными. Особенно остро нуждаются растения в магнии на кислых почвах. Недостаток этих четырех элементов — азота, фосфора, калия и магния — сказывается прежде всего на нижних, т. е. более старых, частях растения. Эти элементы легко передвигаются внутри растения и потому при их недостатке переходят из старых органов в точки роста и молодые органы. Кальций и большинство микроэлементов образуют в тканях растений малоподвижные соединения, потому недостача их сказывается прежде всего на верхних, более молодых частях растения. Если растение нуждается в кальции, верхние листья становятся белесыми. При остром голодании, которое обычно бывает на кислых почвах, отмирают точки роста. У плодовых отмирают ткани верхних листьев, после чего начинается отмирание верхушек побегов. На концах корней многих растений образуются вздутия. При недостатке бора особенно страдают верхушки стеблей: они не растут вверх, а сильно ветвятся. Цветы бесплодные, а при остром голодании они вовсе не образуются. У цветной капусты кочаны темнеют. У свеклы и других корнеплодов из-за отмирания точки роста развивается болезнь — гниль сердечка. У картофеля — клубни мелкие, часто с трещинами. Клевер, люцерна, горох и другие бобовые очень чувствительны к борному голоданию. На почвах, богатых известью, потребность в боре усиливается. Когда растению не хватает марганца, рост его задерживается, Но верхняя точка роста не отмирает. На верхних листьях появляются светло-зеленые, бело-зеленые, красные или серые участки (серая пятнистость, белый вилт). У столовой свеклы листва темно-красная. На кислых почвах может быть вредный избыток марганца. При нем листья искривляются, сморщиваются. В таких случаях требуется известкование. Недостаток меди растения особенно остро ощущают на торфяных, вновь осваиваемых почвах: у хлебных злаков кончики листьев белеют, свертываются, подсыхают. Колосья, метелки плохо развиваются и почти не дают зерна. Существуют признаки недостатка (или вредного избытка) и многих других элементов.Большинство наших почв содержит достаточное количество микроэлементов, и их нехватка может выявиться лишь в особых случаях. Необходимо отмечать все случаи появления признаков голодания растений и выделять контуром на карте участок, где они наблюдаются. Тогда можно будет не только подкормить посевы в том же году, но и принять меры на будущее, чтобы улучшить эти почвы. Установить, в каких удобрениях нуждается растение, можно и раньше. Для этого служит химический анализ растений во время их роста. Есть много методов такого анализа. Проще всего определить содержание резервных минеральных веществ, т. е. поступивших в растение, но еще не использованных им на построение органических соединений. Это можно сделать с помощью приборов «ОП-2 Церлинг» или «Сумка Магницкого». Чтобы определить, как обеспечены растения азотом, фосфором и калием, собирают в поле несколько (10—15 штук) растений с разных участков. Если они сильно различаются по росту и другим признакам, берут и анализируют отдельно растения хорошие и плохие. Потом, сравнивая результаты анализов, выясняют причины такого различия. Для анализа берут нижние части растения: стебли или черешки листьев. Их протирают сырой ватой, чтобы удалить грязь. Анализ при помощи прибора «ОП-2 Церлинг» проводится так. Бритвой из прибора отрезают поперечные кусочки растения толщиной около 2 мм и раскладывают их на стекла для анализа: на азот (определяемый в виде нитратов, т. е. солей азотной кислоты) — прямо на стекло, а для анализа на фосфор и калий — на кусочки фильтровальной бумаги, положенные на стекла. Пестиками (отдельно для каждого элемента!) раздавливают срезы, отодвигают срез от капли сока и наносят на срез и на каплю сока по одной капле реактивов. Азот определяется с одним реактивом — дифениламином (приготовлен на крепкой серной кислоте, может ожечь!). Если в растении много азота, то его сок окрашивается в синий цвет, чем больше азота, тем сильнее окраска. Ее сравнивают с цветной шкалой, приложенной к прибору, и определяют балл (см. цветную вклейку). Результаты нескольких анализов одинаковых растений записывают в тетрадь и вычисляют средний балл. Фосфор определяется с помощью трех реактивов: молибденовокислого аммония, бензидина и уксуснокислого натрия, капли которых наносят последовательно. Если в тканях есть фосфаты, появляется тоже синяя окраска, которая сравнивается с соответствующей цветной шкалой. Для определения содержания калия применяются два реактива: дипикриламинат магния и соляная кислота, капли которых тоже последовательно наносят на срез и каплю сока на фильтровальной бумажке. Калий образует красную соль дипикриламината, которая нерастворима в соляной кислоте. Избыток реактива (тоже красного цвета) под действием соляной кислоты переходит в соединение, имеющее лимонно-желтый цвет. Если же красный цвет среза и капли сока сохраняется, это говорит о присутствии в них калия. Чем больше калия, тем сильнее красная окраска. Ее сравнивают с калийной шкалой прибора. Каждый из трех анализов (на азот, фосфор и калий) проводят параллельно, не менее чем на пяти срезах. Затем вычисляют среднее арифметическое из результатов отдельно для азота, фосфора и калия. В приборе Магницкого принцип анализа тот же, но только нужно прессом выжать сок из изрезанных стеблей или черешков листьев. Сок по каплям наливают в углубления фарфоровой палетки прибора и сюда же капают соответствующие реактивы. Они несколько иные, чем в приборе «ОП-2 Церлинг». Окраску капель сока также сравнивают со шкалами. Этот способ особенно удобен для сочных растений, таких, как картофель и овощные культуры. С возрастом растений концентрация веществ в них уменьшается. Поэтому в молодых растениях питательных веществ должно быть больше, чем во взрослых, и соотношения их несколько иные. Питательные вещества, поступившие через корни, по мере движения вверх по растению превращаются в другие формы, не определяемые реактивами этих двух приборов. Поэтому резервных веществ больше в нижних частях растений, где и рекомендуется брать пробы для анализа. В некоторых растениях, например в яблоне, груше, вишне, розах и других, нитраты быстро превращаются в иные формы уже в корнях, и потому их нельзя обнаружить в надземных частях. Для правильного заключения надо результаты химического анализа сопоставить с показателями роста и всего состояния растения. Если рост плохой и содержание питательных веществ в растении низкое, ясно — растение голодает. А если при плохом росте химический состав богат, значит, не питание, а что-то другое ограничивает рост растения. Можно установить, в чем нуждается растение, и другим способом — выращивая его при разных удобрениях. Для этого на участке отделяют площадки (делянки), на которые вносят то или иное удобрение по одному или по два их вида или все три; надо иметь, кроме того, неудобренную делянку, чтобы узнать, чем может прокормить сама почва. Затем ведут наблюдение за ростом растения, делают химический анализ, отмечают все видимые признаки голодания растений, в конце концов взвешивают урожай. Так определяют, при каком удобрении растение росло лучше всего и дало наибольший урожай. Такие опыты можно проводить и в комнате. Для этого цветочные горшки наполняют либо неудобренной почвой, либо той же почвой, но смешанной с определенным количеством удобрения. |
ПОИСК
Block title
|