Василий Прохорович Горячкин
Василий Прохорович Горячкин(1868—1935)
Автомобиль, трактор, корабль, самолет — любая
техническая конструкция должна быть спроектирована и рассчитана на строго
научной основе, которую дает теория машин. Отступление от требований теории
ведет к тем или иным дефектам в машине, а иногда и полной ее негодности.
До начала нашего столетия теории сельскохозяйственных
машин вовсе не существовало, хотя к тому времени было уже много всевозможных
орудий и машин для сельского хозяйства: от плугов, борон, катков,
культиваторов до косилок, жнеек, сноповязалок, молотилок. А в Америке были уже
и комбайны для одновременной уборки и обмолота зерновых колосовых хлебов
(передвигали эти комбайны по полю мулы или лошади). Но все эти машины создавались и
совершенствовались чисто опытным путем. Это был путь трудный, долгий, крайне
медленный, дорогой и ненадежный, путь поисков вслепую, которые часто не
оправдывают надежд.
Основоположником теории сельскохозяйственных машин был
замечательный русский ученый Василий Прохорович Горячкин. Именно он впервые в
мире разработал теоретические основы расчета и построения сельскохозяйственных
машин и орудий.
Василий Прохорович родился в Москве в семье бывшего
крепостного горнозаводского мастерового. Отец его, Прохор Иванович Горячкин,
был отпущен на оброк. Переехав в Москву, он поступил слесарем на Николаевскую (ныне
Октябрьская) железную дорогу. Способный и энергичный человек, он вскоре стал
помощником главного механика, а затем и главным механиком ремонтных мастерских.
Когда Василию не было еще трех лет, он лишился матери. Попечение над
осиротевшими детьми Прохора Ивановича (а их было одиннадцать) взяла на себя
семья его старшего сына.Двенадцати лет Василий потерял и отца. Воспитывался он в
семье старшего брата Николая. Николай Прохорович, как и отец, был от природы
одаренным человеком. Он обучался грамоте у дьячка и не имел никакого другого
образования. Между тем после смерти отца Николай Прохорович занял должность
главного механика железнодорожных мастерских и успешно справлялся с этим
делом. А должность эта требовала и административных способностей, и
технических знаний. Брат-опекун заботился об образовании и воспитании Василия
Прохоровича, но в его семье царили суровые и строгие порядки, мальчик видел
мало теплоты и ласки. Это наложило отпечаток на характер Василия Прохоровича,
на всю его жизнь. Но внешняя сухость и суровость сочетались у него с
чрезвычайной добротой и благожелательностью к тем, в ком он замечал интерес и
стремление к науке и способность творчески мыслить.
После гимназии Василий Прохорович поступил на отделение
математических наук физико-математического факультета Московского
университета, которое окончил в 1890 г., а в 1894 г. он окончил и Московское
высшее техническое училище (МВТУ). Здесь темой его дипломного проекта был
паровоз. По-видимому, интерес к паровозу он унаследовал от отца к брата.
По рекомендации директора училища он был назначен
исполняющим обязанности адъюнкт-профессора по кафедре «учения о сельскохозяйственных
машинах, орудиях и двигателях» в Московском сельскохозяйственном институте
(ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева).
Для подготовки к научной работе и преподаванию в
сельскохозяйственном институте Василий Прохорович Горячкин был командирован «в
Россию и за границу».
В те годы, как мы уже говорили, все больше и больше
машин применялось в сельском хозяйстве, быстро развивалось
сельскохозяйственное машиностроение.
Но на эти машины было принято смотреть как на
примитивные устройства, которые не могут быть предметом научного изучения, так
как в них все просто и ясно.
Вся литература по сельскохозяйственным машинам в те
времена сводилась к так называемому описательному машиноведению, не имеющему
ничего общего с научной технической дисциплиной.
«Сельскохозяйственное машиностроение, находясь в руках
практиков, не имеет под собой научной почвы. До сих пор не существовало ни
одной книги ни на русском, ни на иностранном языке по изучению конструктивных
форм и расчета сельскохозяйственных машин и орудий. Поэтому общий уровень
сельскохозяйственного машиностроения очень низок и производит грустное
впечатление», — писал Василий Прохорович в 1913 г.
И Горячкин поставил перед собой задачу разработать
научную теорию сельскохозяйственных машин, поднять ее на уровень современной
технической дисциплины.
Начав преподавание, или, как в то время говорили,
чтение, своего курса на таком материале, который его самого не удовлетворял,
Горячкин углубился в изучение огромного количества уже существовавших машин.
Он стремился прежде всего выяснить основные механические явления и процессы,
определяющие действие каждой машины, и не только выразить механический
принцип, на котором основано ее действие, но и определить законы, управляющие ее рабочим процессом. Постепенно Василий Прохорович
создал новую техническую дисциплину, заключающую в себе основы теории каждого
вида сельскохозяйственных машин. Ее он назвал земледельческой механикой. Из
этой дисциплины вытекают методы проектирования и расчета каждой машины. Часть
этих методов разработал сам Василий Прохорович. Его дело продолжают новые и
новые поколения инженеров.
Для изучения сельскохозяйственных машин Горячкин
организовал в 1913 г. при своей кафедре большую научную лабораторию, которую
он назвал машиноиспытательной станцией. Это была его основная опытная база.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла
перед ученым новые, неограниченные возможности. Неизмеримо возросли масштабы
исследований. В 1928 г., когда машиноиспытательная станция уже не могла
служить для них базой, под Москвой был организован первый в СССР крупный
Научно-исследовательский институт земледельческой механики, вскоре
переименованный во Всесоюзный научно-исследовательский институт
сельскохозяйственного машиностроения (он успешно работает и сейчас).
В дальнейшем такой же институт возник на Украине.
Позднее подобные институты были организованы и в некоторых соседних с СССР
социалистических странах.
Разработка конструкций сельскохозяйственных машин в
СССР теперь основана на строгих научно-технических расчетах и стала предметом
современного инженерного проектирования.
В Московской сельскохозяйственной академии на
инженерном отделении при энергичном участии Горячкина был организован факультет
сельскохозяйственного машиностроения на основе земледельческой механики.
Позднее он был преобразован в Московский институт инженеров
сельскохозяйственного производства. Так Василий Прохорович положил начало двум
новым инженерным специальностям: проектирование и производство сельскохозяйственных
машин и инженерное руководство сельскохозяйственным производством.
Какое значение имел переход к методам инженерного
проектирования сельскохозяйственных машин и орудий на основах, разработанных
В. П. Горячкиным, видно из такого наглядного примера. В двадцатых годах на плугостроительном
заводе в Челябинске проходил производственную практику студент факультета сельскохозяйственного
машиностроения Московской сельскохозяйственной академии, ученик Василия
Прохоровича. Ему поручили исправить рабочую поверхность плужного корпуса, которая
получалась при штамповке искаженной из-за износа штампа.
Для исправления этой поверхности ему было предложено
покрыть ее слоем гипса, затем слепку придать нужную форму, выровняв его на
глаз линейкой. По исправленной этим способом рабочей поверхности корпуса плуга
предполагалось отформовать литейную модель для отливки нового штампа.
Изумленный студент сообщил
технической администрации, что ему нужны не гипс и линейка, а чертежные
принадлежности и бумага, потому что он владеет точным графическим методом
проектирования как плужных рабочих поверхностей, так и штампов для штамповки их
по заранее заданным геометрическим параметрам. Этот метод разработан
профессором В. П. Горячкиным. Теперь удивились работники завода и целой
группой с недоверием следили за работой студента: они считали, что этот объект
не поддается техническому проектированию.
А в наше время не только плуги, но и все
сельскохозяйственные машины спроектированы советскими конструкторами на строго
научной основе. В трудах В. П. Горячкина для каждого вида машин конструкторы
находят теоретические основы проектирования и расчета. Развивая начатое В. П.
Горячкиным, советская техническая наука прочно удерживает в мире приоритет в
области земледельческой механики и методов проектирования сельскохозяйственных
машин.
Болезнь прервала жизнь Василия Прохоровича, когда он
был еще полон творческих сил.
Немного есть ученых, которые за свою жизнь выполнили
такой колоссальный научный труд, как почетный член Академии наук СССР Василий
Прохорович Горячкин.
Он создал новую научную дисциплину, из которой выросла целая отрасль
технических знаний, ставшая в СССР основой технической культуры
сельскохозяйственного машиностроения и социалистического сельскохозяйственного
производства.
|