.
Меню сайта
|
Дмитрий Николаевич ПрянишниковДмитрий Николаевич Прянишников(1865—1948) Выдающийся советский ученый — агрохимик, физиолог растений и биохимик, растениевод — Дмитрий Николаевич Прянишников родился в забайкальском городе Кяхте (ныне Бурятская АССР). В эти отдаленные места был сослан его дед, солдат николаевского времени, за какую-то дерзость офицеру. Дмитрий Николаевич рано лишился отца и не помнил его, но на всю жизнь сохранил память о матери, которая воспитала в нем уважение к труду и трудовому народу. Всегда с благодарностью отзывался Дмитрий Николаевич о некоторых своих учителях из иркутской гимназии. В мрачные годы реакции они будили у юношей ненависть к тирании, к царизму. Большое влияние оказал на Прянишникова-гимназиста и прогрессивный журнал «Отечественные записки». Окончив гимназию с золотой медалью, юноша поступил в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Здесь его любимыми учителями стали выдающиеся ученые — ботаник, физиолог К. А. Тимирязев, физик А. Г. Столетов, химик В. В. Марковников и др. В студенческие годы Прянишников увлекался химией. Профессор В. В. Марковников, оценив его одаренность и склонность к научной работе, пригласил юношу остаться при его кафедре. Но Дмитрий Николаевич решил «быть ближе к народу, к практике» и по окончании университета поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева). Студент академии Прянишников проводит опыты, изучая питание и удобрение сахарной свеклы, в Воронежской губернии. Результаты этих опытов были настолько интересны и значительны, что К. А. Тимирязев предложил оставить Прянишникова в академии для подготовки к научной работе. Молодой ученый начал исследовать превращение азотистых веществ в растениях. Он сделал выдающееся открытие, установив, что в обмене азотистых веществ у животных и растений много общего. Это открытие имело большое значение для познания законов эволюции живых организмов. В организме животных часть распадающегося белка превращается в аммиак— ядовитое азотистое вещество. Он обезвреживается, превращаясь в мочевину, которая выделяется из организма. В растениях в процессе распада белков также образуется аммиак, который связывается в аспарагин. Аспарагин играет такую же роль в растительных организмах, как мочевина в животных, но растения не выбрасывают его. Аспарагин откладывается в растении — это как бы склад запасного аммиака. Когда растению понадобится новое количество белка, аммиак при помощи особого фермента отщепляется от аспарагина и идет на построение новых аминокислот, а из них и белковых веществ. Так Прянишников доказал, что с аммиака начинается и аммиаком заканчивается превращение азотистых веществ в растении. Эти исследования принесли Прянишникову славу замечательного биохимика и физиолога растений. Они стали фундаментом современной теории азотного питания растений. В 1895 г. Дмитрий Николаевич становится профессором и с этих пор сочетает огромную научную работу с подготовкой ученых и специалистов. Почти шестьдесят лет ученый был неразрывно связан с Тимирязевской сельскохозяйственной академией, вплоть до своей кончины в 1948 г. Здесь, в академии, Дмитрий Николаевич долгие годы читал курсы частного земледелия (растениеводства) и учения об удобрении. С 1928 г. он целиком сосредоточил свое внимание на курсе агрохимии. Со своими многочисленными учениками Прянишников систематически проводил вегетационные опыты. Изучая питание растений, он выращивал их на водных растворах, в почве, в стерильном песке. Подобно Буссенго (см. стр. 371) он считал, что нужно «спрашивать само растение», в чем оно нуждается. И сам умел это делать в совершенстве. Тонкими химическими анализами он выведывал все тайны обмена веществ в растениях. Особенно тщательно разрабатывал ученый теорию азотного питания растений и применения азотных удобрений. Азот играет исключительно важную роль в жизни всех организмов. Он входит в состав белков, нуклеиновых кислот, хлорофилла и ряда других важнейших веществ, синтезируемых зелеными растениями. При азотном голоде листья теряют зеленую окраску, рост растения приостанавливается. Напротив, достаточное количество азотистой пищи вызывает буйный рост растения, придает интенсивную зеленую окраску листьям, увеличивает их размеры и удлиняет продолжительность их жизни. При достаточной обеспеченности азотом не только повышается урожай, но и возрастает содержание в растениях белка и клейковины в зерне, увеличивается питательная ценность продукции. Еще в начале XX в. Прянишников на основании своих опытов назвал азотнокислый аммоний удобрением будущего. Он имел в виду высокое содержание азота в этой соли (почти 35%), кроме того, в ней одновременно присутствуют две формы азота — восстановленная (NH4) и окисленная (NO3), поэтому растения могут выбирать ту форму, которая для них в тот или иной период роста наиболее приемлема. Предвидение ученого полностью сбылось еще при его жизни. В начале первой пятилетки советская химическая промышленность освоила производство аммиачной селитры. В наше время это главное азотное удобрение, и к тому же одно из сильнодействующих. В последние годы получают распространение жидкие азотные удобрения (сжиженный аммиак, аммиачная вода, аммиакаты). Работы Прянишникова, начатые им в 1900 г., задолго до того как возникла промышленность по синтезу аммиака из азота воздуха, дают агрономам правильные указания, как применять нитратные, аммиачные и аммиачно-нитратные удобрения в тех или иных конкретных условиях. Прянишников всегда тесно связывал воедино агрохимию, физиологию растений и земледелие. В нашей стране много залежей фосфоритов, но значительная часть их содержит низкий процент фосфора и не может служить сырьем для изготовления суперфосфата и других легкодоступных растениям минеральных фосфорных удобрений. Еще в 1896 г. Дмитрий Николаевич заинтересовался вопросом, нельзя ли применить в качестве удобрений тонкоразмолотый фосфорит без химической переработки. Прежде всего он решил выяснить, какую роль в усвоении разными растениями фосфорной кислоты из фосфоритной муки играют в отдельности особенности растения, почвы и природа самих фосфоритов. Уже первые опыты показали, что хлебные злаки неспособны питаться фосфорной кислотой фосфоритов, а горчица, люпин, отчасти и горох усваивали такой фосфор хорошо. Впоследствии это свойство было обнаружено у гречихи, донника, эспарцета и конопли. Затем Прянишников установил, что только кислые подзолистые и торфяные почвы, а также северные (деградированные) черноземы делают фосфориты доступными для злаков. И наконец, не меньшее значение имеют и свойства самих фосфоритов, так как разные фосфориты на одних и тех же почвах неодинаково усваивались растениями. Очень многое зависит от степени размола фосфоритов: чем размол тоньше, тем выше действие фосфоритной муки на урожай. Претворение в жизнь результатов этих работ ученого имеет большое народнохозяйственное значение: 80 млн. га кислых и слабокислых почв в СССР можно с успехом удобрять фосфоритной мукой — самым дешевым фосфорным удобрением. Нет такой области агрохимии, которую Дмитрий Николаевич не обогатил бы своими трудами. Эти труды составили научные основы химизации земледелия. Всего он опубликовал свыше 550 работ, в том числе много книг: «Агрохимия», «Азот в жизни растений и в земледелии СССР», «Химия растения», «Частное земледелие» и др. Они еще долгие годы будут настольными книгами агрономов и агрохимиков. Прянишников всю жизнь был окружен молодежью, которая любила его как мудрого учителя, бескорыстного наставника и пламенного патриота. А Дмитрий Николаевич ценил в своих учениках прежде всего трудолюбие, самостоятельность мысли, критическое отношение к полученным результатам, стремление не успокаиваться на достигнутом. Дмитрий Николаевич заботился о том, чтобы высшая сельскохозяйственная школа не ограничивалась пассивным ознакомлением слушателей с результатами научных исследований, а вооружала бы их методами таких исследований, чтобы студенты знали, как добываются научные факты, и по возможности сами попробовали сделать хотя бы первые шаги на исследовательском пути. «Это относится не только к тем,— писал ученый,— которые имеют в виду дорогу к кафедре, и не только для деятелей опытного дела, но и для каждого агронома... Чрезвычайно важной является возможность самому прикоснуться к научной работе, хотя бы временно и в скромной форме; такая прикосновенность оставляет след на всю жизнь, приучает к более разносторонней оценке явлений, к самокритике, предостерегает от наклонности к слишком упрощенным решениям». Дмитрий Николаевич всегда верил в талантливость простого народа. Еще в 1914 г. он категорически возражал против распространенного в буржуазной среде мнения, что семья должна пройти через несколько поколений культуры, пока дети будут способны к высшим проявлениям творчества. Он говорил тогда: «....не возвращаясь к Ломоносову, мы видим и теперь, как то там, то тут одаренные самородки из крестьянской среды становятся видными научными работниками... Сколько же подобных дарований в народной массе остается теперь непроявленными». Прянишников настаивал уже тогда на такой системе образования, которая «не только проявляла бы серьезные дарования детей народа, но и создавала бы у них привычку к постоянному творческому труду...». Эта мечта ученого осуществилась только после Великого Октября. Как подлинный гуманист, Прянишников воевал с человеконенавистниками мальтузианцами — последователями учения Мальтуса, английского буржуазного экономиста конца XVIII — начала XIX в. Мальтус считал, что население земного шара увеличивается слишком быстро и вскоре не хватит продовольствия, чтобы прокормить его, и на этом основании называл войны и эпидемии, уносящие миллионы человеческих жизней, благодетелями человечества. Прянишников показал, что Мальтус неправ: подняв культуру земледелия, в частности с помощью химизации, можно так резко увеличить производство сельскохозяйственных продуктов, что их хватит с избытком на все возрастающее население мира. Всю свою яркую жизнь, талант исследователя и дар педагога Дмитрий Николаевич отдал на благо народа. Родина высоко оценила заслуги своего выдающегося сына. Он был избран академиком, удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден многими орденами, Ленинской и Государственной премиями. Ученики Прянишникова — академики, профессора, сотни научных работников и тысячи агрономов — развивают его учение, помогают реализовать на практике его научные открытия. |
ПОИСК
Block title
|