.
Меню сайта
|
Василий Робертович ВильямсВасилий Робертович Вильямс(1863 — 1939) Вот еще одно имя из славной плеяды выдающихся ученых — биологов, почвоведов и агрономов, которых дала науке наша родина. Василий Робертович родился в Москве. Отец его, Роберт Васильевич Вильямс, был потомком индейцев, коренных жителей Америки. У себя на родине ему удалось получить хорошее образование и стать инженером. Но работать по специальности инженеру туземного происхождения было трудно, к нему относились с презрением. Роберт Васильевич так и не нашел себе места на земле своих отцов и в 1854 г. приехал из США в Россию, которая стала его второй родиной. Он участвовал в постройке первой в России Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. Мать Василия Робертовича, Елена Федоровна, была из крепостных крестьян. Энергичная и умная, она уделяла много внимания воспитанию семерых детей. Мальчик сначала учился дома с помощью отца и приходящих учителей. Он овладел английским, французским и немецким языками, получил хорошие знания по математике и естествознанию. Шестнадцати лет В. Р. Вильямс поступил в четвертый класс славившегося тогда в Москве реального училища. Здесь у него сложился тот пытливый интерес к естествознанию, который определил его дальнейший жизненный путь. Особенно интересовали его ботаника, химия и физика, горные породы и мир насекомых. Он неутомимо собирает коллекции и гербарии и превращает квартиру в своего рода музей природы, организовывает в училище химическую лабораторию. Училище окончено с отличием. Василий Робертович осенью того же, 1883 года поступает в Петровскую земледельческую и лесную академию. «Здесь,— писал ее воспитанник В. Г. Короленко,— наука, трактующая вопросы земли — самые жизненные интересы страны и народа,— устроилась в прелестнейшем уголке среди парков, рощ, прудов и полей, достаточно далеко от столицы для того, чтобы городская сутолока не врывалась сюда своим назойливым шумом и суетой, но и достаточно близко, чтобы кипучие интересы умственного центра могли находить здесь отклик и непосредственное живое участие». В Петровской академии преподавали тогда замечательные ученые — И. А. Стебут, К. А. Тимирязев, Г. Г. Густавсон, А. А. Фадеев и др., создавшие новые научные теории в области агрономии. Они прекрасно обучали и воспитывали молодежь. Студент третьего курса В. Р. Вильямс стал работать ассистентом у профессора А. А. Фадеева, талантливого ученого, преподававшего почвоведение и земледелие. Этой области естественных наук на всю жизнь отдал Василий Робертович ум и сердце. В 1887 г. он отлично закончил полный курс учебы в академии и по решению ученого совета получил заграничную командировку (во Францию и Германию) на три года для углубления полученных знаний и подготовки к научной деятельности. Вернувшись на родину, В. Р. Вильямс начал преподавать в академии основы почвоведения, земледелия и сельскохозяйственного машиноведения. С этих пор до конца своей жизни, более полувека, Василий Робертович преподавал в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Вильямс был выдающимся лектором. Его лекции, глубоко содержательные, блестящие по логике мысли и форме изложения, студенты всегда встречали с восторгом. Они любили Василия Робертовича и за его отзывчивость, постоянную заботу и внимание, которые он уделял своим питомцам. С Тимирязевской академией связана и разнообразная научная деятельность этого крупного ученого. Титаническое трудолюбие, умение организовать свое рабочее место и заранее обдумать весь ход предстоящего исследования, неутомимая страсть к познанию — эти качества, выработанные еще в юношеские годы, помогли Василию Робертовичу сделать важнейшие научные открытия в области биологии, почвоведения и земледелия. Вильямс был крупнейшим знатоком растений лугов, речных пойм и беспредельных полей России. Он создал редчайший биологический гербарий, отличавшийся полнотой и тщательностью подбора экземпляров растений. Этот гербарий служил прекрасным наглядным пособием при чтении лекций по почвоведению и луговодству. Василий Робертович собрал и уникальную коллекцию образцов всех видов почв нашей страны. Позже на основе этой коллекции и ботанического гербария был создан Почвенно-агрономический музей, который носит имя Вильямса. Ученый исследовал биологические особенности злаковых и бобовых трав, их взаимодействие с почвой и атмосферой. При этом он в совершенстве применял метод эксперимента (опыта), закладывая на больших площадях питомники злаков и бобовых, не имевшие себе равных в мире по разнообразию и количеству видов, рас и форм этих растений. В изучении почв эксперимент он дополнял историческим методом исследования, т. е. рассматривал почву, ее плодородие в историческом развитии. По хорошо задуманному плану под руководством Вильямса почти непрерывно совершались научные экспедиции в различные уголки нашей Родины. Постепенно ученый собрал огромный запас фактического материала. Изучив его и обобщив полученные данные, Вильямс выявил основные законы луговедения и луговодства, агрономического почвоведения и земледелия. Он создал учение о луговодстве и луговедении, заложив основы научного луговодства в России. Но, пожалуй, самая важная проблема, которой посвятил свои исследования талантливый ученый,— изучение органического вещества почвы. Эта проблема захватила его на долгие годы. Василий Робертович понимал, что одним только обобщением результатов, уже добытых другими учеными, обойтись нельзя — необходимы детальные, многочисленные полевые и лабораторные экспериментальные исследования. И опытным путем он проверяет все, что в этой области было сделано до него. Чтобы собрать необходимое количество органических (гумусовых) кислот, изучить их природу и законы поведения в почвах в зависимости от условий среды, Вильямс с 1903 г. предпринимает ряд крупных опытов. Он избирает метод лизиметрических исследований, которым пользовались ученые для наблюдений за свободным передвижением в почве воды, растворенных элементов питания растений, гумуса и пр. Эти исследования проводятся при помощи особых устройств — лизиметров (от греческих слов «лизис» — растворение и «метрео» — мерю), которые изготовляются из разных материалов (бетона, металла, кирпича) в виде котлованов, больших воронок, цилиндров и колонок и пр. Вильямс заложил рядом с лабораторией десять больших бетонированных камер — бункеров. В каждый такой лизиметр помещалось по нескольку тонн почвы разных видов: подзол, чернозем, солончак, торфяная почва, материнская порода (глина), зернистая почва с поймы реки Москвы и т. д. На каждой почве был создан растительный покров. Круглый год из лизиметров почвенные воды собирались в приемники, размещенные в подземном коридоре. Опыт в лизиметрах продолжался в течение четырнадцати лет. Из собранных растворов после выпаривания получали сухой остаток, который служил материалом для выделения перегнойных кислот (гуминовой, ульминовой, креповой и др.). Вильямс детально изучил их свойства, условия образования в зависимости от характера растительности, определил их роль в физических и химических процессах, совершающихся в почве, в создании структуры почвы и условий питания растений. Он сделал вывод, что органические кислоты почвы — это продукты, создаваемые почвенными микроорганизмами в процессе жизнедеятельности. Одновременно с изучением органических веществ почвы при помощи лизиметров Василий Робертович накапливал экспериментальный материал при помощи длительных полевых опытов, биологических питомников и экспедиций. В 1919 г. Вильямс приступил к обобщению громадного материала, накопленного в процессе долголетней непрерывной работы. В результате он создал новое, оригинальное направление в науке о почве. Основоположники науки о почве В. В. Докучаев и П. А. Костычев установили, что решающее значение в образовании почв имеют биологические факторы. Процессы выветривания — только первый шаг к образованию почвы, в результате их создается рыхлая порода, так называемая материнская. Затем под воздействием климата, микроорганизмов, растений и животных материнская порода превращается в почву, которая отличается от горной породы новым свойством — плодородием. Развивая это учение, Вильямс вскрыл сущность процесса образования почвы. Оказывается, в почве постоянно создается и разрушается органическое вещество. Это основной закон жизни и развития почв. Нужно знать и умело применять этот закон в практике земледелия, подчеркивал ученый, чтобы не разрушать, а, наоборот, повышать плодородие почв, от которого зависит урожай. Ведь именно в органическом веществе почвы содержится почти весь запас почвенного азота, много фосфора, калия и других необходимых для жизни растений питательных элементов. Кроме того, органические вещества почвы склеивают мелкие механические частицы ее в органо-минеральные комки, устойчивые против размывающего действия воды — эрозии и разрушающего действия ветра — дефляции и черных бурь. Вильямс считал органическое вещество почвы главным рычагом, при помощи которого можно сознательно регулировать деятельность почвенных микроорганизмов, добиваться образования агрономически ценной структуры почвы и благоприятного для растений строения пахотного слоя, улучшать химические и физические свойства почвы. Ученый особо подчеркивал важнейшую роль трав, дернового покрова в процессе образования почвы, создания ее структуры, запасов органического вещества — гумуса. Выпаханная и распыленная почва, засеянная травами, в ходе естественного дернового процесса снова приобретает мелкозернистое прочное структурное состояние, восстанавливается ее плодородие, создаются условия для получения высокого урожая. Василий Робертович Вильямс был последовательным борцом за органическое единство теории с практикой, за подъем продуктивности и культуры земледелия. Все свои исследования, гипотезы и теории в области биологии и почвоведения он воплотил в стройное оригинальное учение — агробиологическое почвоведение, или учение о системе восстановления плодородия почв. Эта система включает три применяемых всюду звена — рациональную обработку почвы, научно обоснованную систему удобрений и правильные севообороты. В восстановлении плодородия почвы и ее окультуривании главную роль Вильямс отводил травосеянию с применением бобовых и злаковых многолетних трав. Основываясь на учении о жизни трав и их биологических особенностях, о дерновом процессе почвообразования, обобщив накопленные к тому времени данные науки и практики о полевом травосеянии, Вильямс рекомендовал травопольную систему земледелия. Важное место в севооборотах ученый отвел посевам многолетних трав (смеси злаковых и бобовых). Причем в полевых севооборотах многолетние травы занимают поле 2—3 года, а в кормовых — 4—8 лет. Травопольная система применяется сейчас в ряде районов нашей страны. В. Р. Вильямс был избран академиком и депутатом Верховного Совета СССР, награжден тремя орденами, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. По решению Советского правительства выдающемуся ученому, педагогу, большевику на территории Тимирязевской академии сооружен памятник. |
ПОИСК
Block title
|