. Василий Робертович Вильямс
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Василий Робертович Вильямс

Василий Робертович Вильямс

(1863 — 1939)


Вот еще одно имя из славной плеяды выда­ющихся ученых — биологов, почвоведов и аг­рономов, которых дала науке наша родина.

Василий Робертович родился в Москве. Отец его, Роберт Васильевич Вильямс, был потомком индейцев, коренных жителей Аме­рики. У себя на родине ему удалось получить хорошее образование и стать инженером. Но работать по специальности инженеру туземного происхождения было трудно, к нему относились с презрением. Роберт Васильевич так и не нашел себе места на земле своих отцов и в 1854 г. приехал из США в Россию, которая стала его второй родиной. Он участвовал в постройке первой в России Николаевской (ны­не Октябрьской) железной дороги.

Мать Василия Робертовича, Елена Федо­ровна, была из крепостных крестьян. Энергич­ная и умная, она уделяла много внимания вос­питанию семерых детей. Мальчик сначала учился дома с помощью отца и приходящих учите­лей. Он овладел английским, французским и немецким языками, получил хорошие знания по математике и естествознанию.

Шестнадцати лет В. Р. Вильямс поступил в четвертый класс славившегося тогда в Москве реального училища. Здесь у него сложился тот пытливый интерес к естествознанию, ко­торый определил его дальнейший жизненный путь. Особенно интересовали его ботаника, химия и физика, горные породы и мир насекомых.

Он неутомимо собирает коллекции и гер­барии и превращает квартиру в своего рода музей природы, организовывает в училище химическую лабораторию.

Училище окончено с отличием. Василий Ро­бертович осенью того же, 1883 года поступает в Петровскую земледельческую и лесную акаде­мию. «Здесь,— писал ее воспитанник В. Г. Коро­ленко,— наука, трактующая вопросы земли — самые жизненные интересы страны и наро­да,— устроилась в прелестнейшем уголке среди парков, рощ, прудов и полей, достаточно далеко от столицы для того, чтобы городская сутолока не врывалась сюда своим назойли­вым шумом и суетой, но и достаточно близко, чтобы кипучие интересы умственного центра могли находить здесь отклик и непосредствен­ное живое участие».

В Петровской академии преподавали тог­да замечательные ученые — И. А. Стебут, К. А. Тимирязев, Г. Г. Густавсон, А. А. Фа­деев и др., создавшие новые научные теории в области агрономии. Они прекрасно обучали и воспитывали молодежь.

Студент третьего курса В. Р. Вильямс стал работать ассистентом у профессора А. А. Фа­деева, талантливого ученого, преподававшего почвоведение и земледелие. Этой области ес­тественных наук на всю жизнь отдал Василий Робертович ум и сердце.

В 1887 г. он отлично закончил полный курс учебы в академии и по решению ученого сове­та получил заграничную командировку (во Францию и Германию) на три года для углуб­ления полученных знаний и подготовки к на­учной деятельности.

Вернувшись на родину, В. Р. Вильямс на­чал преподавать в академии основы почвове­дения, земледелия и сельскохозяйственного машиноведения.

С этих пор до конца своей жизни, более по­лувека, Василий Робертович преподавал в Ти­мирязевской сельскохозяйственной академии.

Вильямс был выдающимся лектором. Его лекции, глубоко содержательные, блестящие по логике мысли и форме изложения, студенты всегда встречали с восторгом. Они любили Ва­силия Робертовича и за его отзывчивость, по­стоянную заботу и внимание, которые он уде­лял своим питомцам.

С Тимирязевской академией связана и раз­нообразная научная деятельность этого круп­ного ученого.

Титаническое трудолюбие, умение органи­зовать свое рабочее место и заранее обдумать весь ход предстоящего исследования, неуто­мимая страсть к познанию — эти качества, вы­работанные еще в юношеские годы, помогли Василию Робертовичу сделать важнейшие на­учные открытия в области биологии, почвове­дения и земледелия.

Вильямс был крупнейшим знатоком расте­ний лугов, речных пойм и беспредельных полей России. Он создал редчайший биологический гербарий, отличавшийся полнотой и тщатель­ностью подбора экземпляров растений. Этот гербарий служил прекрасным наглядным по­собием при чтении лекций по почвоведению и луговодству.

Василий Робертович собрал и уникальную коллекцию образцов всех видов почв нашей страны. Позже на основе этой коллекции и ботанического гербария был создан Почвенно-агрономический музей, который носит имя Вильямса.

Ученый исследовал биологические особен­ности злаковых и бобовых трав, их взаимодей­ствие с почвой и атмосферой. При этом он в со­вершенстве применял метод эксперимента (опы­та), закладывая на больших площадях питом­ники злаков и бобовых, не имевшие себе рав­ных в мире по разнообразию и количеству ви­дов, рас и форм этих растений. В изучении почв эксперимент он дополнял историческим методом исследования, т. е. рассматривал поч­ву, ее плодородие в историческом развитии.

По хорошо задуманному плану под руковод­ством Вильямса почти непрерывно совершались научные экспедиции в различные уголки на­шей Родины.

Постепенно ученый собрал огромный за­пас фактического материала. Изучив его и обобщив полученные данные, Вильямс выявил основные законы луговедения и луговодства, агрономического почвоведения и земледелия. Он создал учение о луговодстве и луговедении, заложив основы научного луговодства в России.

Но, пожалуй, самая важная проблема, ко­торой посвятил свои исследования талантливый ученый,— изучение органического вещества почвы. Эта проблема захватила его на долгие годы. Василий Робертович понимал, что одним только обобщением результатов, уже добытых другими учеными, обойтись нельзя — необхо­димы детальные, многочисленные полевые и лабораторные экспериментальные исследова­ния. И опытным путем он проверяет все, что в этой области было сделано до него.

Чтобы собрать необходимое количество ор­ганических (гумусовых) кислот, изучить их природу и законы поведения в почвах в зави­симости от условий среды, Вильямс с 1903 г. предпринимает ряд крупных опытов. Он из­бирает метод лизиметрических исследований, которым пользовались ученые для наблюдений за свободным передвижением в почве воды, растворенных элементов питания растений, гу­муса и пр. Эти исследования проводятся при помощи особых устройств — лизиметров (от греческих слов «лизис» — растворение и «метрео» — мерю), которые изготовляются из раз­ных материалов (бетона, металла, кирпича) в виде котлованов, больших воронок, цилин­дров и колонок и пр.

Вильямс заложил рядом с лабораторией десять больших бетонированных камер — бун­керов. В каждый такой лизиметр помещалось по нескольку тонн почвы разных видов: под­зол, чернозем, солончак, торфяная почва, материнская порода (глина), зернистая почва с поймы реки Москвы и т. д. На каждой почве был создан растительный покров. Круглый год из лизиметров почвенные воды собирались в приемники, размещенные в подземном кори­доре.

Опыт в лизиметрах продолжался в течение четырнадцати лет. Из собранных растворов после выпаривания получали сухой остаток, который служил материалом для выделения перегнойных кислот (гуминовой, ульминовой, креповой и др.). Вильямс детально изучил их свойства, условия образования в зависимости от характера растительности, определил их роль в физических и химических процессах, совершающихся в почве, в создании структу­ры почвы и условий питания растений. Он сде­лал вывод, что органические кислоты почвы — это продукты, создаваемые почвенными микро­организмами в процессе жизнедеятельности.

Одновременно с изучением органических веществ почвы при помощи лизиметров Васи­лий Робертович накапливал эксперименталь­ный материал при помощи длительных поле­вых опытов, биологических питомников и эк­спедиций.

В 1919 г. Вильямс приступил к обобщению громадного материала, накопленного в про­цессе долголетней непрерывной работы. В ре­зультате он создал новое, оригинальное на­правление в науке о почве.

Основоположники науки о почве В. В. До­кучаев и П. А. Костычев установили, что ре­шающее значение в образовании почв име­ют биологические факторы. Процессы вывет­ривания — только первый шаг к образова­нию почвы, в результате их создается рыхлая порода, так называемая материнская. Затем под воздействием климата, микроорганизмов, растений и животных материнская порода пре­вращается в почву, которая отличается от горной породы новым свойством — плодородием.

Развивая это учение, Вильямс вскрыл сущ­ность процесса образования почвы. Оказыва­ется, в почве постоянно создается и разруша­ется органическое вещество. Это основной за­кон жизни и развития почв. Нужно знать и умело применять этот закон в практике земле­делия, подчеркивал ученый, чтобы не разру­шать, а, наоборот, повышать плодородие почв, от которого зависит урожай. Ведь именно в органическом веществе почвы содержится поч­ти весь запас почвенного азота, много фосфо­ра, калия и других необходимых для жизни растений питательных элементов.

Кроме того, органические вещества почвы склеивают мелкие механические частицы ее в органо-минеральные комки, устойчивые про­тив размывающего действия воды — эрозии и разрушающего действия ветра — дефляции и черных бурь.

Вильямс считал органическое вещество поч­вы главным рычагом, при помощи которого можно сознательно регулировать деятельность почвенных микроорганизмов, добиваться обра­зования агрономически ценной структуры почвы и благоприятного для растений строения пахот­ного слоя, улучшать химические и физические свойства почвы.

Ученый особо подчеркивал важнейшую роль трав, дернового покрова в процессе об­разования почвы, создания ее структуры, запасов органического вещества — гумуса. Выпаханная и распыленная почва, засеянная травами, в ходе естественного дернового про­цесса снова приобретает мелкозернистое прочное структурное состояние, восстанавливается ее плодородие, создаются условия для получения высокого урожая.

Василий Робертович Вильямс был после­довательным борцом за органическое единство теории с практикой, за подъем продуктивности и культуры земледелия. Все свои исследова­ния, гипотезы и теории в области биологии и почвоведения он воплотил в стройное оригинальное учение — агробиологиче­ское почвоведение, или учение о системе восстановления плодородия почв. Эта система включает три применяемых всюду звена — рациональную обработку почвы, на­учно обоснованную систему удобрений и пра­вильные севообороты. В восстановлении пло­дородия почвы и ее окультуривании главную роль Вильямс отводил травосеянию с приме­нением бобовых и злаковых многолетних трав.

Основываясь на учении о жизни трав и их биологических особенностях, о дерновом про­цессе почвообразования, обобщив накоплен­ные к тому времени данные науки и практики о полевом травосеянии, Вильямс рекомендо­вал травопольную систему земледелия. Важ­ное место в севооборотах ученый отвел посевам многолетних трав (смеси злаковых и бобовых). Причем в полевых севооборотах многолетние травы занимают поле 2—3 года, а в кормовых — 4—8 лет. Травопольная система применяется сейчас в ряде районов нашей страны.

В. Р. Вильямс был избран академиком и депутатом Верховного Совета СССР, награж­ден тремя орденами, ему было присвоено зва­ние Героя Социалистического Труда.

По решению Советского правительства вы­дающемуся ученому, педагогу, большевику на территории Тимирязевской академии сооружен памятник.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ