.
Меню сайта
|
Жан Батист БуссенгоЖан Батист Буссенго(1802—1882) В 20—30-х годах прошлого столетия в странах Южной Америки шла освободительная война против испанского владычества. К предводителю армии восставших, легендарному Симону Боливару, явился юноша с письмом от знаменитого ученого, исследователя Южной Америки Александра Гумбольдта. Гумбольдт рекомендовал его, Жана Батиста Буссенго, в качестве горного инженера. В то время Жану Буссенго было всего 20 лет. Окончив горную школу во французском городе Сент-Этьенне, юноша отправился за океан, в Южную Америку, чтобы изучать природу этой страны. У Боливара не было должности горного инженера, и он предложил юноше чин офицера в своей армии. Шесть лет провел Буссенго в армии, боровшейся за независимость своего народа, и потом на всю жизнь остался убежденным демократом и республиканцем. В Южной Америке Буссенго изучал залежи чилийской селитры, определял состав газов в кратерах вулканов, проводил немало других интересных и новых для того времени исследований. Вернувшись на родину, во Францию, уже известным ученым, Буссенго получил место профессора в г. Лионе, затем переехал в Париж, где преподавал в Высшей школе искусств и ремесел. Вскоре ученый был удостоен звания академика. Жизнь Буссенго внешне текла теперь очень однообразно, но за этим внешним спокойствием скрывалась напряженнейшая работа мысли, повседневный подвиг ученого. Буссенго был одним из создателей новой науки — агрономической химии, т. е. химии почв, растений и удобрений. Буссенго ввел в агрономию «весы», т. е. точные методы химического анализа растений, почв и удобрения в поле. Кроме того, он внес важный вклад в физиологию растений — науку о жизненных процессах в растительных организмах. К. А. Тимирязев с гордостью называл себя учеником Буссенго и посвятил его памяти замечательный труд «Земледелие и физиология растений». В 1870 г. Климент Аркадьевич слушал лекции Буссенго и оставил нам яркие воспоминания о нем. Тимирязев сообщает такую интересную деталь. Когда он попросил у Буссенго разрешения поработать в его лаборатории, тот отказал. Оказывается, его лаборатория была настолько мала, что в ней не было места для лишнего человека. Однако Буссенго тут же пригласил Тимирязева прослушать курс его лекций и обещал осветить в них более подробно интересовавшие Тимирязева вопросы. Во время лекций Буссенго и его ассистенты проделывали самые сложные опыты и тут же производили вычисления полученных результатов. Таким образом, перед слушателями проходил весь процесс доказательства научного положения. С 1836 г. Буссенго в своих имениях в Эльзасе ставил полевые опыты, сопровождая их точными химическими анализами. Из его работ ученые-химики впервые узнали, что азот входит в состав организма не только животных, как тогда считали, но и растений. Тщательно анализируя химический состав растений, Буссенго заинтересовался тем, как происходит обмен веществ, в частности азота, в их организме. Он установил, что с урожаем растений выносится азота из почвы больше, чем было его во внесенных удобрениях. Буссенго проводил анализы в пятипольном севообороте. где пропашные культуры чередовались с зерновыми и бобовыми таким образом: пропашные, яровая пшеница, клевер, озимая пшеница, овес. Ученый пришел к выводу, что после зерновых культур количество азота в почве уменьшается, а после бобовых — увеличивается. Таким образом, злаки и другие культурные растения истощают запасы азота в почве, а бобовые культуры, например клевер, обогащают почву азотом. Он высказал предположение, что бобовые берут часть азота из воздуха. Благотворное действие навоза и других удобрений Буссенго объяснял тем, что с ними в почву вносится азот. Ученый еще в Южной Америке наблюдал, что бесплодные почвы пустыни, удобренные птичьим пометом (гуано), становились плодородными и приносили хорошие урожаи. Азот в гуано содержится в форме аммонийных солей. Во взглядах на азотное питание растений Буссенго резко расходился с другим крупным химиком того времени Юстусом Либихом. Либих, не проведя соответствующих опытов, утверждал, что все растения получают азот из воздуха и что небольших количеств аммиака в воздухе достаточно, чтобы обеспечить потребность растений в азоте. Он советовал земледельцам не вывозить навоз на поля, что требует затраты сил и средств, а сжигать его и вносить в почву золу (при сжигании любого органического вещества азот в виде газообразных окислов улетучивается в атмосферу, в золе остаются только минеральные вещества). Буссенго всегда подходил к растению как физиолог, пытаясь поставить специальный опыт и выведать ответ у самого растения. Для опровержения взглядов Либиха Буссенго проделал такой опыт. На одной делянке он вносил в почву навоз, а на другой — только золу от такого же количества навоза. Делянка с золой не дала хорошего урожая. Этим простым опытом было доказано, что Либих неправ. Выводы Буссенго о значении азотных удобрений для растений были вскоре подтверждены на Ротамстедской опытной станции в Англии. Здесь ученые Лооз и Гильберт с 1842 г. стали систематически изучать роль удобрений в жизни растений. Ротамстедская станция существует до сих пор. Приезжающим на станцию в первую очередь показывают эти классические опыты, которые ведутся непрерывно уже свыше 120 лет. Полевые опыты Буссенго положили начало опытному делу во всех странах мира. Сейчас в любой стране на многочисленных опытных станциях выводятся новые сорта растений, разрабатывается и проверяется новая агротехника, изучаются вопросы животноводства. Буссенго проделал и первые точные опыты с кормлением животных, сопровождавшиеся точными химическими анализами. Эти опыты показали, что самые ценные корма те, которые наиболее богаты азотом. Но самое большое значение для науки имели его исследования азотного питания растений. Как усваивают растения азот? Вопрос этот так захватил Буссенго, что он в шестидесятых годах снова возвращается к нему. Он проделывает точнейшие опыты: выращивает растения на прокаленном толченом кирпиче в закрытом стеклянным колпаком пространстве, где нет и следа аммиака, и поливает их водой, лишенной азотных солей. В этих условиях выросли очень маленькие растения, ученый их назвал предельными. Предельные растения развивались за счет азота, имевшегося в семени. Анализы показали, что в каждом растении было такое же количество азота, как и в семени, из которого оно развилось. Другие же растения, которые получали азот в виде солей азотной кислоты или солей аммония, развивались нормально. На основании этих опытов ученый сделал окончательный вывод: зеленые растения не усваивают молекулярный азот атмосферы, а получают азот из почвы через свою корневую систему. Это было верное решение. Только как же быть с бобовыми? Ведь еще в ранних своих опытах, поставленных в полевых условиях, Буссенго отметил, что бобовые усваивают часть азота из воздуха. Теперь же, уточняя в лаборатории постановку опыта, прокаливая почву или толченый кирпич, Буссенго уничтожал все бактерии, в том числе и клубеньковые, и бобовые культуры в его опытах не образовывали клубеньков и не могли усваивать азот из воздуха. Ученый распространил свой вывод и на бобовые растения. И это было ошибкой. Исправить ее помогли через тридцать с лишним лет немецкие ученые Гель-ригель и Вильфарт. К тому времени, после исследований Пастера, уже появилось новое учение о микробах — наука микробиология. Гельригель установил, что на корнях бобовых растений есть клубеньки, в которых находятся бактерии, усваивающие азот из воздуха и обогащающие почву азотом. Изучая азотное питание растений, Буссенго фактически разработал новый вегетационный метод выращивания растений в специальных вазонах (горшочках) с почвой, песком и другими материалами. Этот метод и сейчас используется агрохимиками и физиологами растений, изучающими корневое питание растений. Буссенго уделил много внимания и изучению процесса фотосинтеза, ряд его открытий в этой области не потерял своего значения и теперь. |
ПОИСК
Block title
|