. Виды тракторов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Виды тракторов

Виды тракторов

Тракторы предназначены для разных работ и подразделяются на сельскохозяйственные, промышленные и транспортные. В зависимости от назначения они имеют свои особенности в устройстве и действии. Кроме того, тракторы различаются по силе тяги, типу ходовой части (колесный, гусеничный и колесно-гусеничный), типу двигателя (дизельный, карбюраторный или газовый).

Среди сельскохозяйственных тракторов есть тракторы общего назначения, пропашные, са­довые и виноградниковые, самоходные шасси, тракторы повышенной проходимости, тракторы-тягачи и горные тракторы.

Тракторы общего назначе­ния (см. вклейку) исполь­зуют на пахоте, севе, уборке колосовых и на других работах.

У пропашных тракторов (см. цветную вклейку и рис. 2), предназначен­ных для обработки междурядий, увеличен так называемый агротехнический просвет — расстояние от поверхности почвы до нижних частей машины. Это нужно для того, чтобы не повреждать растения. Кроме того, у пропаш­ного трактора регулируется колея (расстояние между серединами колес), так как расстояние между рядками расте­ний различно: для свек­лы, например, одно, а для хлопчатника — дру­гое. Эти тракторы очень поворотливы, или, как говорят, маневренны. На пропашных тракто­рах можно выполнять и многие другие работы, поэтому их называют универсальными.

На виноградниках для глубокой обработки междурядий и других тяжелых работ приме­няют виноградниновые тракторы (рис. 3). Они обте­каемой формы, неширо­кие (около 1000 мм) и невысокие.

Садово-огород­ные тракторы (рис. 4) могут выполнять пропашные работы в поле, в садах, под кронами деревьев и в междурядьях ягодников. Такие тракторы имеют обтекаемую форму и минималь­ные размеры; их можно делать высокими и низ­кими, без дополнительных запасных частей. Садо­во-огородные тракторы очень маневренны, у них регулируется не только колея, но и агротех­нический просвет.

У самоходного шасси (рис. 5) двигатель, трансмиссия и рабочее место водите­ля расположены в задней части, а машины на­вешивают на ту часть рамы, которая располо­жена между передними и задними осями. Это позволяет трактористу хорошо видеть между­рядья и легко следить за ходом и действием ра­бочих органов машин. Самоходное шасси мож­но также оборудовать навесным самосвальным кузовом для перевозки грузов или другими ма­шинами и установками.

Самоходные шасси чаще всего имеют регули­руемую колею. Обычно они универсальны. Но некоторые типы шасси приспособлены выпол­нять только определенные работы, главным об­разом уборочные.

Для работы в трудных условиях — на за­болоченных, рыхлых и песчаных почвах, а также на плохих дорогах — предназначены ко­лесные и гусеничные тракторы повы­шенной проходимости. Колесные

имеют не два, как обычно, а четыре ведущих колеса, а гусе­ничные — гусеницу с увеличен­ной опорной поверхностью (рис. 6 и 7).

Для выполнения тяжелых работ в сельском хозяйстве и внутрихозяйственных перево­зок во многих отраслях про­мышленности и в строительстве широко используют тракторы-тягачи (рис. 8), а на лесозаготовках трелевоч­ные тракторы (рис. 9).

В горных районах нашей страны много полей на крутых склонах. Обычный трактор здесь работать не может. Его заме­няет специальный круто­склонный трактор. У этого трактора имеется второе (переднее) навесное устройство для машин, два сиденья для тракториста и органы управ­ления двойного действия. Особый механизм (реверсивный) позволяет двигаться с одинако­вой скоростью и вперед и назад. Такой трактор ходит по полю вперед и назад, не разворачи­ваясь в конце гона, как челнок в швейной маши­не. Крутосклонный трактор может работать на склонах крутизной до 20°.

На более крутых склонах (до 25°), напри­мер на чайных плантациях, работает гор­ный трактор. Он имеет приспособление, которое вручную или автоматически изменяет положение ходовой части в зависимости от ве­личины наклона поля и тем поддерживает трак­тор в вертикальном положении.

Советские инженеры и конструкторы разра­ботали сравнительно немного основных моделей тракторов, на базе которых создаются различ­ные видоизмененные модели.

Тракторы различаются величиной силы тя­ги и разделяются на классы: 0,6; 0,9; 1,4; 2,0; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0; 9,0 и 15,0 тонн (при скорости 6 км/час у колесных и 5 км/час у гусеничных тракторов).

Один из основных путей повышения произ­водительности труда в сельскохозяйственном производстве — увеличение скорости движе­ния машинно-тракторных агрегатов. Поэтому современные тракторы обладают повышенными скоростями. Кроме того, тракторы имеют боль­шое число передач в широком диапазоне ско­ростей движения: колесные тракторы от 0,5 до 2,3 км/час на замедленных, до 6—9 на основных рабочих и до 20—30 на транспортных переда­чах и гусеничные соответственно 2—2,5; 5—8 и 9—12 км /час.

Наша промышленность выпускает тракторы высокого качества, и их можно увидеть на по­лях многих зарубежных стран. На заводах раз­работаны еще более совершенные машины. Так, например, Харьковский тракторный завод под­готовил к производству мощный быстроходный колесный трактор-тягач Т-125, Алтайский —производит мощный гусеничный трактор Т-4 общего назначения (рис. 10), а завод им. Киро­ва в Ленинграде выпускает самые мощные трак­торы К-700.

Сельскохозяйственное производство сезон­ное, и многие машины и орудия используются только 15—20 дней в году. Чтобы использовать тракторы в большей мере, в Советском Союзе создано для них много различных машин и ору­дий. Это позволило расширить фронт работ, выполняемых тракторами. Однако существую­щие тракторы можно использовать только со сравнительно небольшими и легкими навесны­ми машинами и орудиями, а современные высокопроизводительные уборочные и другие машины имеют большие размеры и вес. Поэто­му Таганрогский комбайновый завод приступил к производству мощного самоходного шасси СШ-75 (рис. 11), а Ростовский комбайновый завод — к производству навесных зерновых комбайнов к этому шасси. Одновременно на ря­де специализированных заводов приступают к производству других машин, предназначенных для работы на самоходном шасси.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ