.
Меню сайта
|
Виды тракторовВиды тракторовТракторы предназначены для разных работ и подразделяются на сельскохозяйственные, промышленные и транспортные. В зависимости от назначения они имеют свои особенности в устройстве и действии. Кроме того, тракторы различаются по силе тяги, типу ходовой части (колесный, гусеничный и колесно-гусеничный), типу двигателя (дизельный, карбюраторный или газовый). Среди сельскохозяйственных тракторов есть тракторы общего назначения, пропашные, садовые и виноградниковые, самоходные шасси, тракторы повышенной проходимости, тракторы-тягачи и горные тракторы. Тракторы общего назначения (см. вклейку) используют на пахоте, севе, уборке колосовых и на других работах. У пропашных тракторов (см. цветную вклейку и рис. 2), предназначенных для обработки междурядий, увеличен так называемый агротехнический просвет — расстояние от поверхности почвы до нижних частей машины. Это нужно для того, чтобы не повреждать растения. Кроме того, у пропашного трактора регулируется колея (расстояние между серединами колес), так как расстояние между рядками растений различно: для свеклы, например, одно, а для хлопчатника — другое. Эти тракторы очень поворотливы, или, как говорят, маневренны. На пропашных тракторах можно выполнять и многие другие работы, поэтому их называют универсальными. На виноградниках для глубокой обработки междурядий и других тяжелых работ применяют виноградниновые тракторы (рис. 3). Они обтекаемой формы, неширокие (около 1000 мм) и невысокие. Садово-огородные тракторы (рис. 4) могут выполнять пропашные работы в поле, в садах, под кронами деревьев и в междурядьях ягодников. Такие тракторы имеют обтекаемую форму и минимальные размеры; их можно делать высокими и низкими, без дополнительных запасных частей. Садово-огородные тракторы очень маневренны, у них регулируется не только колея, но и агротехнический просвет. У самоходного шасси (рис. 5) двигатель, трансмиссия и рабочее место водителя расположены в задней части, а машины навешивают на ту часть рамы, которая расположена между передними и задними осями. Это позволяет трактористу хорошо видеть междурядья и легко следить за ходом и действием рабочих органов машин. Самоходное шасси можно также оборудовать навесным самосвальным кузовом для перевозки грузов или другими машинами и установками. Самоходные шасси чаще всего имеют регулируемую колею. Обычно они универсальны. Но некоторые типы шасси приспособлены выполнять только определенные работы, главным образом уборочные. Для работы в трудных условиях — на заболоченных, рыхлых и песчаных почвах, а также на плохих дорогах — предназначены колесные и гусеничные тракторы повышенной проходимости. Колесные имеют не два, как обычно, а четыре ведущих колеса, а гусеничные — гусеницу с увеличенной опорной поверхностью (рис. 6 и 7). Для выполнения тяжелых работ в сельском хозяйстве и внутрихозяйственных перевозок во многих отраслях промышленности и в строительстве широко используют тракторы-тягачи (рис. 8), а на лесозаготовках трелевочные тракторы (рис. 9). В горных районах нашей страны много полей на крутых склонах. Обычный трактор здесь работать не может. Его заменяет специальный крутосклонный трактор. У этого трактора имеется второе (переднее) навесное устройство для машин, два сиденья для тракториста и органы управления двойного действия. Особый механизм (реверсивный) позволяет двигаться с одинаковой скоростью и вперед и назад. Такой трактор ходит по полю вперед и назад, не разворачиваясь в конце гона, как челнок в швейной машине. Крутосклонный трактор может работать на склонах крутизной до 20°. На более крутых склонах (до 25°), например на чайных плантациях, работает горный трактор. Он имеет приспособление, которое вручную или автоматически изменяет положение ходовой части в зависимости от величины наклона поля и тем поддерживает трактор в вертикальном положении. Советские инженеры и конструкторы разработали сравнительно немного основных моделей тракторов, на базе которых создаются различные видоизмененные модели. Тракторы различаются величиной силы тяги и разделяются на классы: 0,6; 0,9; 1,4; 2,0; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0; 9,0 и 15,0 тонн (при скорости 6 км/час у колесных и 5 км/час у гусеничных тракторов). Один из основных путей повышения производительности труда в сельскохозяйственном производстве — увеличение скорости движения машинно-тракторных агрегатов. Поэтому современные тракторы обладают повышенными скоростями. Кроме того, тракторы имеют большое число передач в широком диапазоне скоростей движения: колесные тракторы от 0,5 до 2,3 км/час на замедленных, до 6—9 на основных рабочих и до 20—30 на транспортных передачах и гусеничные соответственно 2—2,5; 5—8 и 9—12 км /час. Наша промышленность выпускает тракторы высокого качества, и их можно увидеть на полях многих зарубежных стран. На заводах разработаны еще более совершенные машины. Так, например, Харьковский тракторный завод подготовил к производству мощный быстроходный колесный трактор-тягач Т-125, Алтайский —производит мощный гусеничный трактор Т-4 общего назначения (рис. 10), а завод им. Кирова в Ленинграде выпускает самые мощные тракторы К-700. Сельскохозяйственное производство сезонное, и многие машины и орудия используются только 15—20 дней в году. Чтобы использовать тракторы в большей мере, в Советском Союзе создано для них много различных машин и орудий. Это позволило расширить фронт работ, выполняемых тракторами. Однако существующие тракторы можно использовать только со сравнительно небольшими и легкими навесными машинами и орудиями, а современные высокопроизводительные уборочные и другие машины имеют большие размеры и вес. Поэтому Таганрогский комбайновый завод приступил к производству мощного самоходного шасси СШ-75 (рис. 11), а Ростовский комбайновый завод — к производству навесных зерновых комбайнов к этому шасси. Одновременно на ряде специализированных заводов приступают к производству других машин, предназначенных для работы на самоходном шасси. |
ПОИСК
Block title
|