.
Меню сайта
|
"Язык" пчел"Язык" пчелУ пчелы есть, как и у всех насекомых, хорошо развитая нервная система и связанные с ней органы чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус, которые позволяют ей ориентироваться в пространстве, поддерживать. связь внутри семьи, работать в улье, летать за взятком. Многие действия пчел можно отнести к врожденным, наследственным инстинктам: кормление личинок, постройка сотов, ужаление и т. д. Некоторые действия пчелы так сложны, что их нужно считать условными рефлексами (узнавание места, где находится улей, источник корма). Наиболее сложно поведение пчелы, когда она сигнализирует другим пчелам об источнике корма. Такая сигнализация носит название вербовочного танца. Найдя хороший источник корма, пчела возвращается в улей и особыми движениями — танцем на сотах — привлекает внимание других пчел. Характер танца указывает им, куда и как далеко надо лететь, чтобы найти источник. Танец может быть круговым и виляющим. При круговом танце пчела быстрыми прыгающими шагами описывает круг, затем резко поворачивается и пробегает круг в обратном направлении. Круговой танец продолжается от нескольких секунд до минуты. Он указывает на то, что источник корма надо искать вокруг улья не дальше 100 м. Если источник корма находится дальше чем на 100 м от улья, пчела-разведчица выполняет виляющий танец. При этом танце пчела пробегает половину круга, затем по прямой линии возвращается обратно, поворачивается в другую сторону и пробегает вторую половину полного круга. По круговым линиям пчела пробегает спокойно, а в прямолинейном беге виляет телом и особенно брюшком, поэтому этот танец называют виляющим. Темп танца указывает расстояние до источника корма: чем дальше он от улья, тем меньше делает пчела круговых и прямолинейных пробегов и меньше виляет брюшком. Так, при расстоянии от улья до источника корма в 200 м брюшко делает 8—9 колебаний, при 300 м — 6—7 колебаний, при 500 м — 5 колебаний. Число колебаний не является постоянным, абсолютным и подвержено индивидуальным для каждой семьи изменениям. Кроме того, пчела-разведчица может ошибиться при определении расстояния, например когда полету препятствует встречный ветер или пчела летит в улей с горы. Виляющий танец указывает также и на направление полета к источнику корма. Установлено, что «язык» пчел у ряда пород имеет свои особенности. Всегда легко расшифровать направление виляющего танца, если мысленно представить соты в горизонтальном положении, так чтобы верхняя планка их рамки была обращена к солнцу. Тогда направление прямолинейного пробега пчелы-разведчицы непосредственно укажет на источник корма. Например, ее голова обращена к нижней планке — лететь надо в сторону, противоположную солнцу. Если же голова обращена к верхней планке рамки, лететь надо на солнце. В том случае, когда прямолинейный бег направлен вправо под углом в 30°, надо лететь под тем же углом, имея солнце слева. Танцуя, пчела-разведчица как бы говорит: «Внимание! Я нашла новый источник корма, к нему надо лететь прямо по солнцу на 300 м от улья. Он пахнет так, как пахну я». При первых же движениях танцовщицы окружающие ее пчелы приходят в возбуждение. Некоторые из них начинают следовать за ней, стараясь держать свои усики около брюшка танцующей пчелы. Они повторяют ее движения и одновременно воспринимают запах цветков, на которых она собирала нектар или пыльцу. Завербованные пчелы тотчас после танца вылетают из улья и самостоятельно ищут источник корма. Куда была обращена в прямолинейном беге головка танцовщицы, туда и полетят завербованные ею пчелы.
|
ПОИСК
Block title
|