. Что необходимо растениям для жизни
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Что необходимо растениям для жизни

Что необходимо растениям для жизни

Посеем в почву семя любого растения и хо­рошо польем его. Через несколько дней из земли покажется проросток, он желтоватого цвета, но на свету очень быстро становится зеле­ным. Что означает эта перемена? Сначала про­росток жил еще за счет запасов питательных веществ (жира, крахмала, белков), которые накопило для него в семенах материнское рас­тение. А теперь он начал самостоятельную жизнь: в нем на свету происходит фотосинтез. Крошечное зеленое растеньице, поглощая угле­кислый газ и воду, строит из них, используя энергию солнечных лучей, углеводы, сахар и крахмал, а часть кислорода воды выделяет в ат­мосферу.

Чем же питается растение и откуда берет оно остальные питательные вещества? Известно, что в состав протоплазмы клеток растения вхо­дят белки. Значит, растение должно получать материал для построения белков — азот. Азот растение берет из почвы в виде солей азот­ной кислоты и аммония. Из этих солей и созданных в процессе фотосинтеза углеводов в рас­тении образуются белки — вещества, состав­ляющие основу всего живого. Этой замечательной способностью — из углекислого газа и воды под влиянием солнечной энергии создавать слож­ные органические вещества — углеводы, а из углеводов и минерального азота образовывать белки — зеленое растение и отличается от жи­вотного организма.

Однако растению нужны соли, содержащие не только азот, но и другие минеральные веще­ства, в состав которых входят химические эле­менты: фосфор, сера, калий, железо, кальций, магний. Кроме того, в ничтожных количествах ему нужны и микроэлементы: бор, цинк, медь, молибден, марганец и др.

Воды растению нужно очень много, ведь его тело больше чем на 80% состоит из воды. Но усваивает оно лишь 2—3% поглощенной воды, остальные 98—97% ее все время испаря­ются с поверхности растения. Такая трата воды только на первый взгляд кажется бесполезной.

Опыт показывает, что, постоянно испаряя воду, растение защищает себя от перегревания. Лишь очень устойчивые к повышению температуры тела растения, например кактусы, испаряют мало воды. Если бы пшеница испаряла воду так же слабо, она быстро погибла бы в жаркий сол­нечный день. Измерьте температуру пшеницы, и она окажется примерно одинаковой с темпе­ратурой окружающего воздуха. А у кактуса в солнечный день температура будет на 5—15° выше температуры воздуха. У этого обитателя знойных пустынь температура тела может до­стигать 62—65°, а пшеница, если нагреется выше 45°, погибнет через несколько минут.

Наука, изучающая жизнь растений, назы­вается физиологией растений. Основоположником этой науки в нашей стране был Климент Аркадьевич Тимирязев, профессор Московского университета и Петровской зем­ледельческой и лесной академии (ныне Москов­ская сельскохозяйственная академия им. Ти­мирязева). Он считал, что физиология растений и агрохимия составляют основу рационального, т. е. правильного, растениеводства. Его иссле­дования процесса фотосинтеза вошли в золотой фонд мировой науки (см. т. 4 ДЭ, ст. «Климент Аркадьевич Тимирязев»).

Сейчас физиологи растений уже знают, как питается, растет и развивается растение. Но перед наукой встала еще и другая задача, реше­ние которой имеет важное значение для земле­делия: одинакова ли потребность различных растений в количестве и качестве питательных веществ, в солнечном свете, тепле и других жиз­ненных условиях?

Основные закономерности жизни растений изучает общая физиология расте­ний, а изучением своеобразия жизни отдель­ных видов и даже сортов культурных расте­ний — хлопчатника, кукурузы, сахарной свек­лы, пшеницы и др. — занимается частная физиология растений. Основопо­ложником этой области науки о жизни расте­ний тоже был К. А. Тимирязев. В замечатель­ной книге «Земледелие и физиология растений» он показал, как важно для успеха в земледелии изучать жизнь растений. В одной из глав своей книги Тимирязев описал строение и жизнь льна и показал, как применить эти знания в агроно­мии. По существу эта работа К. А. Тимирязева была первым обобщением по частной физиологии растений.

Много важнейших вопросов, тесно связан­ных с практикой земледелия, решили физио­логи растений.

Оказывается, отдельные виды растений, на­пример пшеница и фасоль, и даже отдельные сорта отличаются друг от друга потребностями в минеральном питании. Для примера возьмем потребность фасоли и пшеницы в минеральных элементах, знать которую необходимо, чтобы правильно удобрять почву под эти культуры и получать хороший урожай. Для фасоли надо много калия и фосфора, для пшеницы — азота и фосфора, но последнего несколько меньше, чем для фасоли. Фасоль не нуждается в азот­ном удобрении: азотом снабжают ее клубенько­вые бактерии, живущие на корнях. Однако не всегда в почве есть эти бактерии. Чтобы на корнях обязательно образовались клубеньки, надо почву заразить этими бактериями. Такое бактериальное удобрение — нитрагин — изготов­ляется на заводах.

Для роста и развития растениям необходим свет. Если в поле очень загущен посев, то уро­жай получится плохой. Надо сеять так, чтобы растения не мешали друг другу. Поэтому очень важно для каждого вида растений установить норму высева семян на единицу площади.

Для одной и той же культуры необходим раз­ный уход в зависимости от того, находится ли она в поливных (орошаемых) или неполивных (богарных) условиях.

Пшенице при орошении нужно больше эле­ментов минерального питания, так как она дает больший урожай. Разные виды хлопчатника в Средней Азии нуждаются в различном количе­стве воды. Более скороспелому виду хлопчат­ника — упланду—нужно 5—6 тыс. м3 воды на гектар посева, а более позднеспелому виду — египетскому — 8—10 тыс. м3. Поливы очень важно делать вовремя, от этого во многом зави­сит урожай. Лучше всего «спросить» само расте­ние, когда ему нужен полив. Физиологи расте­ний определяют время полива по концентрации выжатого из растения сока. Делается это в не­сколько минут при помощи прибора рефракто­метра. Когда концентрация сухого вещества в соке достигнет величины около 10%, растение надо поливать. Опыт показал, что полив, про­веденный на такой строго научной основе, силь­но повышает урожай хлопчатника.

В засушливых районах нужно высевать более засухоустойчивые сорта растений. Оп­ределить, какие же сорта лучше отвечают этим требованиям, тоже помогают физиологи растений.

Мы знаем, что просо более засухоустойчиво, чем ячмень, а ячмень более засухоустойчив, чем пшеница. Обезвоживание и перегрев клеток засухоустойчивые растения переносят лучше, чем не устойчивые к засухе, и даже в условиях засухи дадут лучший урожай. Если сравнить два сорта мягких устойчивых пшениц, напри­мер сорта Альбидум 43 и Пиротрикс, то их физиологические признаки говорят о том, что сорт Альбидум устойчив как к обезвоживанию, так и к перегреву, а сорт Пиротрикс более устойчив к обезвоживанию и менее устойчив к перегреву.

Можно ли повысить устойчивость растений к засухе? Оказывается, можно. Ученые-селек­ционеры выводят специальные засухоустойчи­вые сорта. Важна и закалка семян (см. стр. 108). Ученые установили, что переносить засуху рас­тениям помогают и удобрения, в частности со­держащие микроэлементы (бор и цинк), на­ряду, конечно, с агротехникой, способствую­щей задержанию воды в почве (снегозадержа­ние), правильная обработка почвы, борьба с сор­няками, которые расхищают влагу.

В засушливом климате очень большой урон посевам приносит и засоление почвы. С засоле­нием почвы борются, вымывая из почвы избыток солей в зимнее время большими порциями воды. Кроме того, можно увеличить продуктивность самого растения на засоленных почвах, приспо­собив к ним культурные растения. Селекцио­неры еще не добились хороших результатов в выведении солеустойчивых сортов. И здесь им на помощь пришли физиологи растений, они нашли причину этих неудач. Дело в том, что почва в разных местах засоляется разными солями. В одном месте преобладает хлористый натрий (хлоридное засоление), в другом — сер­нокислый натрий (сульфатное засоление), в третьем — углекислый натрий (сода).

Оказывается, растения, по-разному приспо­собляются к той или иной засоленной почве, т. е. обмен веществ в них идет по-разному. На хлоридном засолении обмен падает, замед­ляется, на сульфатном — возрастает. Естест­венно, что и селекцию надо вести применительно к разным типам засоления почвы. В Средней Азии каждая большая долина имеет свой тип засоления. Например, в Голодной степи пре­обладает хлоридное засоление, а в Ферган­ской — сульфатное. Очевидно, и агротехника, и методы селекции должны быть для этих почв разные — применительно к типу засоления.

Вот какие важные для земледелия вопросы решает наука, которая называется частной фи­зиологией растений.

Но много еще не разгаданных наукой тайн жизни растений надо открыть и сделать достоя­нием человечества. Может быть, для кого-ни­будь из вас, наши читатели, разгадка одной из таких тайн станет делом всей жизни.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ