. Александр Николаевич Лодыгин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Александр Николаевич Лодыгин

Александр Николаевич Лодыгин

(1847-1923)

Еще учась в Московском юнкерском училище, Александр Лодыгин начал изобретать летательную ма­шину и отдавал этому делу все свободные часы. Лета­тельная машина Лодыгина была геликоптером, или, как мы теперь говорим, вертолетом. Разработал Лоды­гин и другую машину — с машущими крыльями. Но ни та ни другая не была построена.

Проектируя свои летательные машины, Александр Николаевич задумался над их освещением во время ночных полетов. У дуговых ламп были в то время слож­ные и несовершенные регуляторы, и каждой лампе для питания нужна была особая динамо-машина. Кроме того, свет ламп был очень силен, а от их жара мог заго­реться будущий «электролет». Лампа накаливания пред­ставлялась Лодыгину более подходящей.

Первая лампа Лодыгина представляла собой гер­метически закупоренный стеклянный цилиндр. Сквозь его крышки были пропущены металлические провод­ники. К одному проводнику ток шел от гальванической батареи или от динамо-машины. Пройдя через угольный стержень, ток через другой проводник выходил из лампы и возвращался к источнику. Горела лампа Лодыгина всего 30—40 минут. Потом угли сгорали. Тогда Александр Николаевич применил выкачивание воздуха из цилиндра. После этой операции лампа го­рела уже несколько часов.

В 1873 г. Лодыгин осветил своими лампами одну из улиц Петербурга. Успех был большой, но средств не прибавилось. А между тем американский изоб­ретатель Эдисон (см. ст. «Томас Алва Эдисон») начал разрабатывать свою лампу накаливания, что ему блестяще удалось.

Итак, лампа Лодыгина ушла за границу, а вскоре за ней последовал изобретатель. Он служил в фирме Вестингауз, в Нью-Йорке, конструировал электро­печи. Работа была интересной, но Лодыгин тосковал по родине. В 1905 г. он вернулся в Россию, но здесь по-прежнему почти все электротехнические пред­приятия принадлежали немецким фирмам, а работу Лодыгину предложило только Управление петербург­ским трамваем, которому нужен был заведующий под­станциями. Лодыгин снова уехал в США.

Александр Николаевич радостно встретил изве­стие об Октябрьской революции. Но изобретатель был уже слишком стар, чтобы вернуться на родину. Когда в 1923 г. Русское техническое общество, отмечая пяти­десятилетие опытов Лодыгина, избрало его своим по­четным членом, приветственное письмо уже не застало Александра Николаевича в живых.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ