. Николай Егорович Жуковский
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Николай Егорович Жуковский

Николай Егорович Жуковский

(1847—1921)

Окончив в 21 год физико-математический факуль­тет Московского университета, Николай Егорович Жуковский начал изучать законы движения жид­кости. Эта работа принесла ему ученую степень магистра.

Молодой ученый поехал за границу. Он посещал лекции в университетах Берлина и Парижа, знако­мился с инженерами и изобретателями. Особый инте­рес у него вызвали встречи с авиационными исследо­вателями, наблюдения за полетами их моделей. С этого времени мечта о покорении воздушной сти­хии не покидала Жуковского, ставшего, по словам В. И. Ленина, «отцом русской авиации».

Один за другим следовали научные доклады Жу­ковского: «К теории летания», «О летательных при­борах», «О парении птиц». В последней работе, кстати, он доказал возможность мертвой петли на аэроплане, впервые осуществленной почти четверть века спустя русским летчиком П. Н. Нестеровым.

С 1904 по 1906 г. Жуковский работал в Кучино, под Москвой, где был создан первый в мире институт для аэродинамических исследований. Здесь он нашел источник силы, поддерживающей самолет, дал формулу для расчета этой силы. И сейчас во всем мире в учеб­никах по аэродинамике излагается теория Жуковского о подъемной силе.

В 1910 г. Жуковский создал аэродинамическую лабораторию Московского высшего технического учи­лища. В ней начинали свою работу члены научного студенческого воздухоплавательного кружка. Этот кружок стал школой русской аэродинамики.

С помощью членов кружка Жуковский создал за­мечательные работы. Особенно важной была теория и метод расчета воздушных винтов. Этот труд не утра­тил своего значения и сегодня. Он послужил также осно­вой построения теории вентиляторов и компрессоров.

Вместе со своим учеником, впоследствии академи­ком С. А. Чаплыгиным, Жуковский разработал теорию крыла самолета. Построенные на основании этой тео­рии крылья во всех странах мира называются «крылья­ми Жуковского». С другим своим учеником, ныне зна­менитым авиаконструктором А. Н. Туполевым, он разработал аэродинамический расчет самолета.

Жуковский был не только аэродинамиком. Он с оди­наковым мастерством и глубиной рассматривал вопро­сы математики, теоретической, прикладной, строитель­ной механики, астрономии, баллистики, гидродина­мики и т. д.

Октябрьскую социалистическую революцию Жу­ковский встретил семидесятилетним стариком. Николай Егорович понял, что именно теперь его идеи претво­рятся в жизнь. Он предложил проект создания Ин­ститута аэродинамики и гидродинамики и возглавил этот институт — ныне Центральный аэрогидродинами­ческий институт его имени. По его идее и при его уча­стии было создано крупнейшее авиационное учебное заведение — Военно-воздушная академия, тоже теперь носящая его имя.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ