. Механики Черепановы
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Механики Черепановы

Механики Черепановы

В последней четверти XVIII в. на уральских заво­дах трудилось много крепостных мастеров, изобрета­тельность которых способствовала успехам русской металлургии. Одним из них был Ефим Черепанов (1774—1842). Ефим ревностно изучал все отрасли заводского мастерства, особенно интересовался устрой­ством воздуходувных мехов и иных «махин», приводи­мых в движение силой воды, лошадей или просто вруч­ную. В свободное от работы время Ефим самостоятель­но изучал основы механики и другие науки.

Ефиму было немногим больше 20 лет, когда его послали как отличного специалиста по воздуходувным мехам на строящийся под Петербургом завод. Три года провел молодой специалист вблизи столицы с ее много­численными заводами. Его кругозор расширился, он приобрел много новых знаний в различных областях производства. В 1807 г. он стал «плотинным мастером» Выйского завода.

Это был важный пост. «Плотинный» руководил постройкой и эксплуатацией гидротехнических соору­жений — плотин, водохранилищ, каналов, а также водя­ных колес и всех вододействующих конных и ручных устройств.

Грамотным, сметливым, хоть и менее способным к изобретательству, был брат Ефима «заводской служи­тель» Алексей (1786—1817). С его помощью Ефим организовал на Выйском заводе механический цех («фабрику»).

У выйского «плотинного» подрастал еще один вер­ный помощник — его сын Мирон (1803—1849). Смет­ливость и работоспособность Мирона были удивитель­ны. Под руководством отца он так хорошо обучился грамоте, арифметике и черчению, что уже в 12 лет его приняли писцом на Выйский завод.

О достижениях Ефима Черепанова и его механиче­ском цехе узнал владелец Выйского завода Демидов и послал его в Англию с важным и спешным поруче­нием: выяснить, почему снизился сбыт русского железа. В Англии Черепанов пришел к заключению, что для успешной конкуренции русского железа с западноевропейским нужно переоборудовать ураль­скую промышленность, и в частности ввести паро­вые двигатели. Демидов после долгих колебаний согласился.

С помощью сына Мирона и «механического штата» мастеров, собранных на Выйском заводе, Е. А. Черепа­нов в 1824 г. построил паровую машину в 4 л. с., в 1826— 1827 гг. — другую, мощностью более 30 л. с., а еще через три года — третью, в 40 л. с.

Отец и сын Черепановы не переставали учиться. Они не раз ездили на предприятия Урала, Москвы, Петербурга, побывали в Швеции. К этому времени у них подрос еще один помощник — сын Алексея Аммос.

Демидовы решили проявить великодушие к ма­стеру, отмеченному официальной наградой, и в 1833 г. дали Е. А. Черепанову вольную. Но семья его по-преж­нему оставалась в крепостной зависимости.

Между тем Мирон Черепанов приступил к работе над созданием «паровой телеги» — паровоза. По-види­мому, к этой мысли механик пришел вместе с отцом и талантливым инженером Ф. И. Швецовым, тоже выходцем из крепостных. Первый черепановский паро­воз (1834) вел состав весом до 3,2 т, а второй (1835) — до 32 т со скоростью 13—16 км/час.

Наследие Черепановых многообразно. Одновре­менно с созданием первых в России паровозов они успешно усовершенствовали различные отрасли завод­ского производства. Они строили гидротехнические сооружения, создавали металлургическое оборудова­ние, металлообрабатывающие станки, паровые маши­ны. Вместе с Швецовым работали они и над использо­ванием тепла и теплотворности отходящих газов меде­плавильных и доменных печей.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ