.
Меню сайта
|
Механики ЧерепановыМеханики ЧерепановыВ последней четверти XVIII в. на уральских заводах трудилось много крепостных мастеров, изобретательность которых способствовала успехам русской металлургии. Одним из них был Ефим Черепанов (1774—1842). Ефим ревностно изучал все отрасли заводского мастерства, особенно интересовался устройством воздуходувных мехов и иных «махин», приводимых в движение силой воды, лошадей или просто вручную. В свободное от работы время Ефим самостоятельно изучал основы механики и другие науки. Ефиму было немногим больше 20 лет, когда его послали как отличного специалиста по воздуходувным мехам на строящийся под Петербургом завод. Три года провел молодой специалист вблизи столицы с ее многочисленными заводами. Его кругозор расширился, он приобрел много новых знаний в различных областях производства. В 1807 г. он стал «плотинным мастером» Выйского завода. Это был важный пост. «Плотинный» руководил постройкой и эксплуатацией гидротехнических сооружений — плотин, водохранилищ, каналов, а также водяных колес и всех вододействующих конных и ручных устройств. Грамотным, сметливым, хоть и менее способным к изобретательству, был брат Ефима «заводской служитель» Алексей (1786—1817). С его помощью Ефим организовал на Выйском заводе механический цех («фабрику»). У выйского «плотинного» подрастал еще один верный помощник — его сын Мирон (1803—1849). Сметливость и работоспособность Мирона были удивительны. Под руководством отца он так хорошо обучился грамоте, арифметике и черчению, что уже в 12 лет его приняли писцом на Выйский завод. О достижениях Ефима Черепанова и его механическом цехе узнал владелец Выйского завода Демидов и послал его в Англию с важным и спешным поручением: выяснить, почему снизился сбыт русского железа. В Англии Черепанов пришел к заключению, что для успешной конкуренции русского железа с западноевропейским нужно переоборудовать уральскую промышленность, и в частности ввести паровые двигатели. Демидов после долгих колебаний согласился. С помощью сына Мирона и «механического штата» мастеров, собранных на Выйском заводе, Е. А. Черепанов в 1824 г. построил паровую машину в 4 л. с., в 1826— 1827 гг. — другую, мощностью более 30 л. с., а еще через три года — третью, в 40 л. с. Отец и сын Черепановы не переставали учиться. Они не раз ездили на предприятия Урала, Москвы, Петербурга, побывали в Швеции. К этому времени у них подрос еще один помощник — сын Алексея Аммос. Демидовы решили проявить великодушие к мастеру, отмеченному официальной наградой, и в 1833 г. дали Е. А. Черепанову вольную. Но семья его по-прежнему оставалась в крепостной зависимости. Между тем Мирон Черепанов приступил к работе над созданием «паровой телеги» — паровоза. По-видимому, к этой мысли механик пришел вместе с отцом и талантливым инженером Ф. И. Швецовым, тоже выходцем из крепостных. Первый черепановский паровоз (1834) вел состав весом до 3,2 т, а второй (1835) — до 32 т со скоростью 13—16 км/час. Наследие Черепановых многообразно. Одновременно с созданием первых в России паровозов они успешно усовершенствовали различные отрасли заводского производства. Они строили гидротехнические сооружения, создавали металлургическое оборудование, металлообрабатывающие станки, паровые машины. Вместе с Швецовым работали они и над использованием тепла и теплотворности отходящих газов медеплавильных и доменных печей. |
ПОИСК
Block title
|