.
Меню сайта
|
Джемс УаттДжемс Уатт(1736—1819) На памятнике Джемсу Уатту написано: «Увеличил власть человека над природой». Так оценили современники деятельность знаменитого английского изобретателя. Уатт родился в Шотландии, неподалеку от крупного промышленного города Глазго. Отец его был механиком. Мальчик с детства присматривался к его работе и сам с увлечением мастерил модели машин. А став взрослым, Дж. Уатт открыл свою мастерскую при местном университете. Он принимал заказы на изготовление и починку всевозможных точных приборов и музыкальных инструментов. В 1763 г. Уатту пришлось заняться усовершенствованием пароатмосферной машины Ньюкомена. Принцип ее работы был такой. Пар поднимал поршень в цилиндре до самого верха. Затем в цилиндр под поршень впрыскивали воду. Большая часть пара, охладившись, конденсировалась. Под поршнем образовывался вакуум, и атмосферное давление гнало поршень вниз. Машина действовала медленно, неравномерно, была громоздкой, «пожирала» массу топлива. Усовершенствовать машину пытались многие изобретатели, но неудачно. Настойчивость и упорство «мастера математических инструментов» — так называлась должность Уатта — привели к желанной цели. У него явилась мысль разделить цилиндр на две части: горячую, куда будет впускаться пар и где будет совершаться рабочий ход, и холодную, конденсирующую пар. Кроме того, Уатт сделал еще несколько усовершенствований, окончательно превративших пароатмосферную машину в паровую. В 1768 г. он подал прошение о патенте на свое изобретение. Патент он получил, но построить паровую машину ему долго не удавалось. Только в 1774 г. паровая машина Уатта была, наконец, построена и успешно прошла испытание. Она оказалась вдвое эффективнее машины Ньюкомена. А в 1784 г. Уатт создал новую замечательную машину — первую универсальную паровую машину двойного действия. В ней пар поступал в цилиндр попеременно, то с одной стороны поршня, то с другой. Поэтому поршень совершал и рабочий и обратный ход с помощью пара, чего не было в прежних машинах. Двигатель Уатта годился для любой машины. К. Маркс писал: «Великий гений Уатта обнаруживается в том, что патент, взятый им в апреле 1784 г., давая описание паровой машины, изображает ее не как изобретение лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности». За эти годы Уатт изобрел также пять способов превращения возвратно-поступательного движения во вращательное. Один из них — замена крипошипно-шатунного механизма зубчатой передачей — был очень важным изобретением. Другой до сих пор называют параллелограммом Уатта. Уатт занимался не только усовершенствованием своей машины. Ему принадлежали и такие важные изобретения, как первый в мире паровой молот и паровое отопление. Сконструировал он и несколько счетных машин, копировальных прессов и т. п. |
ПОИСК
Block title
|