. Джемс Уатт
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Джемс Уатт

Джемс Уатт

(1736—1819)

На памятнике Джемсу Уатту написано: «Увеличил власть человека над природой». Так оценили современ­ники деятельность знаменитого английского изобрета­теля.

Уатт родился в Шотландии, неподалеку от круп­ного промышленного города Глазго. Отец его был меха­ником. Мальчик с детства присматривался к его работе и сам с увлечением мастерил модели машин. А став взрослым, Дж. Уатт открыл свою мастерскую при мест­ном университете. Он принимал заказы на изготовление и починку всевозможных точных приборов и музыкаль­ных инструментов.

В 1763 г. Уатту пришлось заняться усовершенство­ванием пароатмосферной машины Ньюкомена. Прин­цип ее работы был такой. Пар поднимал поршень в ци­линдре до самого верха. Затем в цилиндр под поршень впрыскивали воду. Большая часть пара, охладившись, конденсировалась. Под поршнем образовывался ва­куум, и атмосферное давление гнало поршень вниз. Машина действовала медленно, неравномерно, была громоздкой, «пожирала» массу топлива. Усовершен­ствовать машину пытались многие изобретатели, но неудачно.

Настойчивость и упорство «мастера математических инструментов» — так называлась должность Уатта — привели к желанной цели. У него явилась мысль раз­делить цилиндр на две части: горячую, куда будет впу­скаться пар и где будет совершаться рабочий ход, и холодную, конденсирующую пар. Кроме того, Уатт сделал еще несколько усовершенствований, окончатель­но превративших пароатмосферную машину в паровую. В 1768 г. он подал прошение о патенте на свое изобре­тение.

Патент он получил, но построить паровую машину ему долго не удавалось. Только в 1774 г. паровая машина Уатта была, наконец, построена и успеш­но прошла испытание. Она оказалась вдвое эффективнее машины Ньюкомена.

А в 1784 г. Уатт создал новую замечательную ма­шину — первую универсальную паровую машину двой­ного действия. В ней пар поступал в цилиндр попере­менно, то с одной стороны поршня, то с другой. Поэтому поршень совершал и рабочий и обратный ход с помощью пара, чего не было в прежних машинах.

Двигатель Уатта годился для любой машины. К. Маркс писал: «Великий гений Уатта обнаруживается в том, что патент, взятый им в апреле 1784 г., давая описание паровой машины, изображает ее не как изо­бретение лишь для особых целей, но как универсаль­ный двигатель крупной промышленности».

За эти годы Уатт изобрел также пять способов превращения возвратно-поступательного движения во вращательное. Один из них — замена крипошипно-шатунного механизма зубчатой передачей — был очень важным изобретением. Другой до сих пор называют параллелограммом Уатта.

Уатт занимался не только усовершенствованием своей машины. Ему принадлежали и такие важные изобретения, как первый в мире паровой молот и паровое отопление. Сконструировал он и несколько счетных машин, копировальных прессов и т. п.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ