.
Меню сайта
|
Техника и спортТехника и спортТишину пустынной местности разорвал мощный рев моторов, и по желтой глади высохшего соляного озера помчалось что-то похожее на гигантскую сигару. Казалось, что «сигара» вот-вот подымется в воздух: она неслась быстрее, чем любой самолет перед взлетом. Когда «сигара» остановилась, к ней со всех сторон устремились люди. Они спешили поздравить американского гонщика А. Арфонса с абсолютным мировым рекордом скорости на автомобиле — 863, 72 км/час. Именно так быстро промчалась его машина — специальный гоночный автомобиль с авиационным реактивным двигателем мощностью 17 000 л. с. Очень долго спорт ограничивался состязаниями в упражнениях, требующих только силу, ловкость, отвагу. Эти качества и поныне играют решающую роль в борьбе за первенство на спортивной арене. Но вместе с тем уже давно в спорте начала «соревноваться» и техника. Первым видом таких состязаний были гонки на колесницах. Первенство в этом виде спорта разыгрывалось на Олимпийских играх в древней Греции. С тех пор минуло более двух тысячелетий. Появились самодвижущиеся экипажи: велосипед, мотоцикл, автомобиль, и новые транспортные средства сразу нашли свое место в спорте. Развернулась борьба за высшие показатели в скорости. Инженеры начали совершенствовать конструкции машин, создавать более мощные двигатели. Появились спортивно-гоночные машины. Все лучшее в этих машинах, что оправдало себя в трудных испытаниях спортивных гонок, находило затем применение в серийных машинах, предназначенных для транспортных целей. Немалые заслуги в развитии «большой» техники сыграли и играют соревнования создателей моделей самолетов, планеров, судов, автомобилей. Так спорт способствует прогрессу техники. Первым из машин был приобщен к спорту велосипед. Сто лет назад стихийные гонки велосипедистов приняли форму организованных состязаний. И наряду с массовым выпуском дорожных велосипедов стали изготовляться спортивные машины для гонок по шоссе и по треку. Современный гоночный велосипед имеет легкую и довольно простую конструкцию. Рама, ободья и спицы облегчены, камера и покрышка объединены в однотрубку. Большое передаточное число (соотношение ведущей и ведомой шестерен) позволяет развить скорость до 67 км/час в индивидуальной гонке и более 80 км/час в гонке за лидером (мотоциклом) . Для повышения скорости до предела облегчаются и гоночные мотоциклы. Прежде всего у них, конечно, очень мощные моторы. Но зато на них нет фар, багажника, аккумуляторных батарей — короче, всего, что не нужно в гонках. А массивные детали делают из легких сплавов или высверливают. Большую роль для увеличения скорости играет снижение сопротивления встречного воздуха. Это делается с помощью лобовых обтекателей, в которые заключена передняя часть мотоцикла. Все это позволяет развить огромные скорости. Так, на гоночном мотоцикле «НСУ» с двигателями, развивающими мощность до 200— 210 л. с. на 1 л рабочего объема, и с обтекателем, полностью закрывающим машину и водителя, немецкий гонщик В. Герц в 1956 г. установил мировой рекорд скорости — 338 км/час. Спортивные мотоциклы сейчас делятся по мощности на 14 классов. Почти одновременно с мотоциклом, в конце XIX в., прочное место в спорте занял автомобиль. С той поры и начали создаваться спортивные машины, которые разделяются теперь на 15 классов по рабочему объему двигателей: до 400 см3 (1-й кл.) и свыше 5000 см3 (15-й кл.). В конструкцию спортивного автомобиля входят оборудование и моторы серийных легковых машин, но кузова иные. Они двухместные, низкие, меньших размеров и с хорошей обтекаемостью. Для получения наивысших скоростей создаются гоночные машины с одноместным кузовом. Они предназначены для гонок по кольцу со многими поворотами, спусками и подъемами. А чтобы достичь рекордных скоростей, строят специальные гоночные автомобили. У них тоже одноместный обтекаемый кузов, но сзади на нем размещены стабилизаторы. На таких машинах — впереди или сзади — устанавливаются авиационные двигатели. На подобном автомобиле и был установлен в 1965 г. мировой рекорд скорости, о котором рассказано в начале статьи. Но вряд ли этот рекорд продержится долго. Борьба за скорость ведется и на воде. Гоночные суда делятся по техническим показателям на две основные группы: 1) мотосуда с подвесными моторами — мотолодки и скутеры (вес от 60 до 130 кг); 2) мотосуда со стационарными моторами — катера и глиссеры. Скутеры и мотолодки разделяются на классы по величине рабочего объема двигателя — от 125 до 1000 см3, а катера — от 900 до 7000 см3. Глиссеры же классифицируются по общему весу — от 250 до 1200 кг и более. Мотосуда одного класса могут развивать весьма различную скорость. Это зависит от совершенства наружной формы, тщательности отделки смачиваемой поверхности корпуса, от снижения сопротивления воде подводной коробки передач и, конечно, от режима работы двигателя. Скорость мотосудов стремительно растет. Если в 1903 г. глиссеры, например, развивали скорость немногим больше 30 км/час, то в 1964 г. английский глиссер с воздушно-реактивным двигателем показал 444 км/час. Это абсолютный мировой рекорд скорости на воде. ... По водной глади со скоростью 60 км/час мчится моторное судно. За ним, держась за трос, скользит по волнам спортсмен на коротких и широких водных лыжах. По пути он выполняет сложные фигуры, ловко объезжая препятствия. Или с ходу бесстрашно въезжает на трамплин и может пролететь по воздуху до 27 м (мировой рекорд). Благодаря технике спортом можно заниматься и под водой. Для этого служит акваланг (см. ст. «Техника помогает изучать подводный мир»). С появлением летательных аппаратов появились и воздушные виды спорта: самолетный, планерный, парашютный. Состязания в скорости и в дальности полетов планеров и спортивных самолетов способствуют развитию воздухоплавания, самолетостроения и подготовке пилотов гражданской и военной авиации. А весь комплекс воздушных видов спорта составляет необходимую часть подготовки человека к полетам в космос. Таковы виды спорта, в которых борьба — на земле и в воздухе, на воде и под водой —ведется на основе техники. Но, помимо мастерства в управлении машинами и совершенных технических знаний, от спортсмена — автогонщика и мотоциклиста, аквалангиста, планериста и т. д. требуются отличная физическая подготовка, смелость, выдержка, быстрота реакции. Вот почему в подготовку спортсменов, занимающихся техническими видами спорта, включены регулярные занятия гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, спортивными играми. * * * Десятки различных приборов, аппаратов и приспособлений применяются на тренировках. Например, бегунам на средние и длинные дистанции в тренировках помогает автоматический лидер. Вдоль бровки беговой дорожки на переносных стойках через 10— 20 м подвешивается электрокабель с яркими лампочками. Кабель соединен со специальным механизмом коллекторного типа. Когда бегун набирает нужную скорость, по кругу начинают последовательно зажигаться лампочки, задавая правильный темп бега. «Световой лидер» может применяться также в конькобежном спорте, в плавании, во время тренировок велосипедистов на треке. В большинстве видов спорта успех спортсмена зависит от того, насколько он овладел техникой выполнения различных движений. Здесь на помощь пришла ускоренная киносъемка. Выступление спортсмена (или его тренировка) снимается с повышенной скоростью — 96 кадров в секунду вместо обычных 24. Затем киноленту демонстрируют на экране со скоростью 24 кадра в секунду, и движения спортсмена на экране оказываются замедленными в 4 раза. Эта «лупа времени» позволяет спортсменам детально изучить совершенную технику чемпионов, а также разглядеть свои собственные недостатки. Благодаря технике летом на искусственно замороженном льду катаются фигуристы, проводятся хоккейные игры. А вот другой подарок техники — синтетическое покрытие лыжных трамплинов. На таких трамплинах можно тренироваться и летом. * * * ...Это было захватывающее зрелище. В одном из решающих забегов мужчин на 100 м восемь спортсменов всю дистанцию бежали грудь в грудь. Так одной шеренгой они и пересекли линию финиша. Кто же из них первый? Человеческий глаз был не в состоянии уловить разницу между финишами спортсменов. Если бы этот вопрос решали судьи, вероятность ошибки была бы достаточно велика. Но победитель был назван совершенно точно. За судей это сделал прибор — фотофиниш. Как же работает это устройство? На финише с двух сторон беговой дорожки устанавливаются осветитель и фотоэлемент, соединенный с прибором, в котором имеется несколько двухстрелочных секундомеров. Они пускаются в ход автоматически, с помощью электроконтакта на стартовом пистолете, который связан с прибором специальным кабелем. Когда первый бегун пересекает линию финиша, он прерывает световой луч, идущий к фотоэлементу. Первый секундомер останавливается. Второй бегун, пройдя мимо фотоэлемента, останавливает второй секундомер, следующий — третий и т. д. А фотокамера, тоже связанная с фотоэлементами и установленная где-нибудь наверху, сбоку или в плоскости финиша, автоматически фиксирует, кто же именно прошел дистанцию первым, вторым, третьим... Практически неизбежны и ошибки при обычном судействе соревнований фехтовальщиков. Соперники часто нападают друг на друга одновременно, и на глаз просто невозможно определить, кто же из них первым нанес укол противнику. И вновь на помощь спорту пришла техника. Электрофиксаторы безошибочно улавливают это мгновение. Они имеют различные схемы: релейные, релейные с применением полупроводниковых триодов и бесконтактные проводниковые. Реле, фиксирующее укол шпагой, срабатывает при замыкании контакта, который монтируется в наконечнике шпаги. Вспыхивает лампочка! И судьям и зрителям видно, кто и когда нанес укол. Через 0,04—0,05 секунды после нанесения первого укола реле отключает схему фиксации; если ответный укол был нанесен позже, он уже не фиксируется. При фехтовании на рапирах укол должен наноситься только в корпус — от шеи до пояса. Соперники надевают специальные электрокуртки, закрывающие эту часть тела. Реле срабатывает только при уколе в электрокуртку. В последние годы на крупных соревнованиях все шире применяются электронно-счетные машины, автоматические счетчики различных систем, электротабло и другие устройства. Они помогают судьям оперативно информировать спортсменов и зрителей о ходе состязаний. |
ПОИСК
Block title
|