. Картинка из точек
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Картинка из точек

Картинка из точек

Но это еще не все. Одного текста мало, ведь в нашей книге очень много иллюстраций. Их тоже помогают делать машины. Такие машины установлены в цехе цинкографии.

Вы, конечно, видели не раз, как ставят печать. Вырезанное из меди или резины изобра­жение прижимают сперва к пропитанной крас­кой подушечке, а затем к бумаге. Изображение состоит из выпуклых линий, к которым при­стает краска с подушечки. С этих линий краска переходит на бумагу.

Но ведь нарисованная художником картинка совсем гладкая. Чтобы получить ее оттиск, надо сделать рельефную копию картинки. Этим и занимаются цинкографы.

Прежде всего рисунок художника фото­графируют. Репродукционные фото­аппараты, которыми при этом пользуются, совсем не похожи на «Смену» или «Зоркий». Они так велики, что с трудом уместятся и на грузовике. Зато ими можно делать снимки боль­ше метра шириной и высотой.

Перед объективом такого аппарата ставят рамку с рисунком и снимают его на стеклян­ную пластинку. Получается обыкновенный не­гатив, с которого цинкографы делают отпе­чатки, но не на фотобумагу, как фотографы, а на большую гладко отшлифованную цинко­вую пластинку, покрытую тонким слоем свето­чувствительного вещества.

На первый взгляд отпечаток ничем не отли­чается от картинки, с которой он снят. Но это не так. В лупу видно, что весь он состоит из мельчайших точек — темных и светлых. От­куда же появились точки?

Дело в том, что картинку фотографировали через растр — прозрачное стекло с нанесен­ной на него очень мелкой черной сеткой. Каж­дое отверстие в сетке пропускает только узкий луч света, который оставляет на цинке точку. Сколько было отверстий, столько получилось и точек.

Там, где на картинке были светлые места, на негативе точки вышли почти черные. Там, где на картинках были темные места, точки вышли совсем светлые. А на отпечатке полу­чилось наоборот: на светлых местах рисунка цинк остался почти чистым, а там, где были тем­ные линии и пятна, точки на цинке получились большие и почти слились. Теперь цинковую пластинку с отпечатком картинки заливают раствором азотной кислоты. Кислота выедает чистый цинк, а потемневшие точки остаются нетронутыми — эти места пластинки уже не боятся кислоты.

Так вместо гладкого рисунка, сделанного художником на бумаге, в цинкографии полу­чают точно такой же рисунок на тонкой цинко­вой пластинке, но уже не гладкий, а рельефный, состоящий из крохотных выпуклых точек. Если этот рисунок намазать краской, как печать или как металлические буквы шрифта, и сильно прижать к чистой бумаге, получится точная копия рисунка художника.

Цинковые пластинки, с которых в типогра­фии печатают иллюстрации, называются клише. Их набивают на деревянные колодки, и верстальщики вставляют клише между метал­лическими строчками там, где в книжке дол­жны быть картинки.

Обычно в типографиях для экономии вре­мени делают одновременно по нескольку ре­продукций, ставя перед фотоаппаратом-гиган­том не один, а до десятка рисунков. Получен­ную большую пластину цинка затем разрезают на отдельные клише.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ