.
Меню сайта
|
Картинка из точекКартинка из точекНо это еще не все. Одного текста мало, ведь в нашей книге очень много иллюстраций. Их тоже помогают делать машины. Такие машины установлены в цехе цинкографии. Вы, конечно, видели не раз, как ставят печать. Вырезанное из меди или резины изображение прижимают сперва к пропитанной краской подушечке, а затем к бумаге. Изображение состоит из выпуклых линий, к которым пристает краска с подушечки. С этих линий краска переходит на бумагу. Но ведь нарисованная художником картинка совсем гладкая. Чтобы получить ее оттиск, надо сделать рельефную копию картинки. Этим и занимаются цинкографы. Прежде всего рисунок художника фотографируют. Репродукционные фотоаппараты, которыми при этом пользуются, совсем не похожи на «Смену» или «Зоркий». Они так велики, что с трудом уместятся и на грузовике. Зато ими можно делать снимки больше метра шириной и высотой. Перед объективом такого аппарата ставят рамку с рисунком и снимают его на стеклянную пластинку. Получается обыкновенный негатив, с которого цинкографы делают отпечатки, но не на фотобумагу, как фотографы, а на большую гладко отшлифованную цинковую пластинку, покрытую тонким слоем светочувствительного вещества. На первый взгляд отпечаток ничем не отличается от картинки, с которой он снят. Но это не так. В лупу видно, что весь он состоит из мельчайших точек — темных и светлых. Откуда же появились точки? Дело в том, что картинку фотографировали через растр — прозрачное стекло с нанесенной на него очень мелкой черной сеткой. Каждое отверстие в сетке пропускает только узкий луч света, который оставляет на цинке точку. Сколько было отверстий, столько получилось и точек. Там, где на картинке были светлые места, на негативе точки вышли почти черные. Там, где на картинках были темные места, точки вышли совсем светлые. А на отпечатке получилось наоборот: на светлых местах рисунка цинк остался почти чистым, а там, где были темные линии и пятна, точки на цинке получились большие и почти слились. Теперь цинковую пластинку с отпечатком картинки заливают раствором азотной кислоты. Кислота выедает чистый цинк, а потемневшие точки остаются нетронутыми — эти места пластинки уже не боятся кислоты. Так вместо гладкого рисунка, сделанного художником на бумаге, в цинкографии получают точно такой же рисунок на тонкой цинковой пластинке, но уже не гладкий, а рельефный, состоящий из крохотных выпуклых точек. Если этот рисунок намазать краской, как печать или как металлические буквы шрифта, и сильно прижать к чистой бумаге, получится точная копия рисунка художника. Цинковые пластинки, с которых в типографии печатают иллюстрации, называются клише. Их набивают на деревянные колодки, и верстальщики вставляют клише между металлическими строчками там, где в книжке должны быть картинки. Обычно в типографиях для экономии времени делают одновременно по нескольку репродукций, ставя перед фотоаппаратом-гигантом не один, а до десятка рисунков. Полученную большую пластину цинка затем разрезают на отдельные клише. |
ПОИСК
Block title
|