.
Меню сайта
|
КАК ПЕЧАТАЛАСЬ ЭТА КНИГА. Буквы торопятся по местамКАК ПЕЧАТАЛАСЬ ЭТА КНИГА. Буквы торопятся по местамПятьсот лет назад книги переписывали от руки. Писец сидел, склонившись над листом бумаги, и гусиным пером старательно выводил строчку за строчкой заказанной ему книги. За день самый усидчивый и. опытный писец мог переписать не больше 10—15 страниц. Чтобы переписать, например, книгу размером с этот том, ему пришлось бы проработать целый год. И результатом его утомительного труда была бы всего одна книга. Всего одна! Сколько же писцов пришлось бы усадить за работу, чтобы изготовить 500 тыс. книг — тираж каждого тома Детской энциклопедии! А у нас одна только московская типография «Фабрика детской книги» выпускает десятки тысяч экземпляров различных книг для детей. И не за год, а за день. Да разве могли бы получиться переписанные от руки книги такими же аккуратными, нарядными, а главное, абсолютно похожими одна на другую? Конечно, нет! У одного писца книга вышла бы красивее, у другого — похуже; на одной страничке строчки были бы ровные, на другой— не очень. А экземпляры любой новой книжки все одинаково нарядны. Как же их делают? Давайте пройдем по цехам типографии и посмотрим, к примеру, как печаталась эта книга. Прежде всего нужно зайти в наборный цех. Сюда поступает напечатанная на пишущей машинке рукопись будущей книги, и все ее слова здесь набирают металлическими буквами. Еще не так давно все это делалось вручную. Наборщик стоял перед кассой — плоским ящиком с множеством небольших отделений. В каждом отделении лежали маленькие металлические буквы — литеры: в одном — только литера «а», в другом — «б», в третьем — «в» и т. д. Наборщик брал нужные литеры и составлял из них слова, а затем строчки. Дело шло медленно. Каждую крохотную литеру надо было повернуть головкой кверху, поставить рядом с соседней, да еще втиснуть между отдельными словами тонкие металлические пластинки — шпации, чтобы получились промежутки между словами и все строчки вышли бы одинаковой длины. Сто лет назад, когда в России книг выходило не очень много, их успевали набирать руками. Теперь без машин не управиться. Сегодня наборщик работает уже при помощи наборных машин — монотипа и линотипа. Первая из них отливает набор отдельными буквами, вторая — строчками. С виду линотип похож на большой металлический шкаф с множеством различных колесиков, рычагов и пружин, в который вставлена пишущая машинка. Сбоку к линотипу приделана небольшая электрическая печь, а на ней — котелок с расплавленным металлом. Вот наборщик стал набирать первое слово заголовка этой статьи. Он ударяет по очереди клавиши «К», «А», «К». С каждым ударом из маленьких гнезд, расположенных в верхней части машины, выскакивают металлические формочки букв. Они стремительно мчатся по желобкам вниз и выстраиваются одна за другой в небольшой плоской коробочке — верстатке. Когда в верстатке соберется целая строка из формочек, наборщик нажимает на рычаг, и тот придвигает верстатку к отверстию котла с расплавленным металлом. В формочки льется жидкий металл. Он быстро застывает, образуя металлическую строчку из тех букв, которые нажимал на клавишах наборщик. Стальная «лапка» осторожно вынимает еще теплую строчку и кладет ее на длинный узкий подносик. А наборщик тем временем набирает все новые и новые строки. Постепенно растет колонка металлических строк, отлитых машиной. А использованные формочки возвращаются на свои места: длинная железная «рука» забирает строку пустых формочек и прицепляет их к рельсу, проходящему по верху машины. Формочки скользят по рельсу над длинным ящиком с гнездами, в которых они лежали прежде. Каждая формочка отцепляется от рельса над своим гнездом. Там она лежит до тех пор, пока наборщик снова не нажмет клавишу с ее изображением. В наборном цехе каждой типографии стоят длинные ряды линотипов. На одном из них наборщик начал набирать первую страницу этой статьи, на втором — другой наборщик первую страницу другой статьи и т. д. Через несколько дней вся книга уже набрана металлическими буквами. |
ПОИСК
Block title
|