. Техника кино
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Техника кино

Техника кино

Рассмотрите фотоснимок. На нем словно застыл тот миг, когда фотограф нажал на спуск своего аппарата. Неподвижно висит самолет, не колышется листва деревьев, и люди застыли, совсем как в сказочном сонном царстве. Но люди сумели оживить фотографию. Это «чудо», к которому мы привыкли и которое почти не замечаем, происходит в кино.

Конечно, одну фотографию оживить нельзя, для кино их нужно много. Вот часть киноленты, здесь несколько картинок-кадров. Присмотри­тесь внимательнее — вы увидите, что картинки немножко разные, хоть и очень похожи друг на друга. Рассматривая их одну за другой, вы сможете проследить все движения изобра­женных предметов. И если сменять эти кар­тинки с неуловимой для глаза скоростью, вы уже не сможете заметить, когда одна картинка сменяется другой. Движение покажется вам непрерывным. Киносъемочная камера 24 раза в секунду открывает свой «глаз» и делает сни­мок. А потом в проекционном аппарате 24 сним­ка сменяют друг друга на экране тоже в течение секунды.

Кинематограф родился в конце прошлого века. И более тридцати лет он оставался немым. Только в конце 20-х годов развитие техники подготовило все необходимое для создания зву­кового кино. И тогда его создали сразу многие изобретатели в разных странах. У нас в СССР звуковое кино изобрели одновременно два уче­ных — А. Ф. Шорин и П. Г. Тагер. В деталях их системы различались, но сущность была одна: звук записывался на кинопленку. Кадрики изображения немного уменьшили и сдвинули в сторону, чтобы освободить место для зву­козаписи — звуковую дорожку.

Сначала звук с помощью микрофона превращают в электрические колебания. Затем колебания усиливают и подводят к гальва­нометру. Колебания тока заставляют лен­точку гальванометра колебаться в магнитном поле и то больше, то меньше загораживать све­товой луч, идущий от лампы к кинопленке. От этого и кинопленка освещается то больше, то меньше. Пленка бежит в аппарате, светлые места чередуются с темными. Потом звуковую пленку проявляют и печатают вместе с изобра­жением. На звуковой дорожке видны темные и светлые зубчики. Это и есть записанный звук.

Как же заставить пленку зазвучать? Для этого в кинопроекционном аппарате тоже ставят лампу, а перед ней делают узкую щелочку. Тоненький луч попадает на звуковую дорожку, за которой находится электрический глаз — фотоэлемент. Этот прибор под действием света дает электрический ток. Когда на пленке попадается светлый зубчик, луч вспыхивает и фотоэлемент дает большой ток. А набежит темный зубчик, закроет луч — и ток в фото­элементе уменьшится. Затем ток усиливают и подводят к громкоговорителям.

После того как закончены съемки и звук записан, кинопленку отправляют в цех обра­ботки. Увлекаемая вращающимися ба­рабанами и роликами пленка опускается на дно глубоких баков, проходит через раст­вор проявителя. Затем она промывается водой и попадает в бак с фиксажным раст­вором. После фиксажа пленка снова промывается и отправляется в сушильный шкаф.

Высушенная пленка наматывается на приемную катушку. (Путь цветной пленки еще длиннее.)

С проявленных негативов изображения и звука на копировальных аппара­тах печатают позитивы. Их тоже проявляют и передают в цех монтажа. Монтажницы склеи­вают все сцены в нужной последовательности по указанию режиссера. Звуковую пленку мон­тируют пока отдельно. Потом, когда фильм уже смонтирован, звук перезаписывают, добав­ляя музыку и недостающие шумы. Готовый фильм отправляют на кинокопировальную фабрику.

Цвет в кино появился после того, как создали цветную фотографию. Кинокартина стала еще более жизненной. Но и она осталась картиной: зритель сидит в зале, а действие происходит в рамке, на стене. А нельзя ли сделать так, чтобы зритель чувствовал себя участником дей­ствия? Для решения этого вопроса нужно было прежде всего определить, чего же именно недо­стает киноизображению. После долгих иссле­дований ученые пришли к выводу, что недостает объемности и «эффекта присутствия».

Два глаза человека видят то, на что он смот­рит, немного по-разному. Сливаясь воедино в нашем сознании, эти два изображения создают впечатление объемности предметов, глубины пространства (см. т. 6 ДЭ). Поэтому, чтобы изображение в кино стало объемным, нужно на киноленте иметь два изображения: для каж­дого глаза свое. Киносъемочному аппарату дали второй «глаз» — второй объектив. Проекцион­ный аппарат отбрасывает на экран сразу два изображения: правое и левое. Но каждый глаз зрителя должен видеть только свое. Для этого зрителям надевают специальные очки либо устанавливают перед экраном растр — сетку из тонких проволочек.

Так удалось «перекинуть мост» между экра­ном и зрительным залом. Живая картина как бы вышла из своей рамы навстречу зрителю. Но есть и другой путь: не картину вынести в зал, а зрителя вовлечь в картину. Представьте себе, что вы сидите в классе. Вы ясно, отчетливо видите учителя, классную доску. Краешком глаза вы видите также товарищей, сидящих справа и слева. Изображения их вырисовыва­ются смутно, однако стоит одному из них сде­лать резкое движение — вы сразу заметите.

Боковое зрение создает впечатление глубины окружающего пространства, ощущение вашего присутствия в нем. Это и есть так называемый «эффект присутствия». И для его создания в ки­но нужен экран, который захватывал бы все поле зрения.

В широкоэкранном кинотеатре зрителю прежде всего бросаются в глаза раз­меры и форма экрана. Ширина его 15—20 м, а высота мало отличается от обычной. Мы смот­рим двумя глазами, и в высоту каждый глаз видит столько же, сколько и другой, тут они друг другу не помогают. Зато в ширину оба глаза вместе захватывают пространство, почти в два раза большее, чем один. Именно поэтому ширину экрана делают в 2—2,5 раза больше его высоты. Для того чтобы широкий экран еще лучше «окружал» зрителя, его делают во­гнутым.

При создании широкоэкранного фильма осо­бое значение приобретает качество кинопленки. Размер каждой картинки на пленке приблизи­тельно 1,6 X 2,2 см. Увеличенное изображение этих картинок проекционный аппарат отбра­сывает на экран. В обычном кино изображение увеличивают в 200, даже в 300 раз, а для широ­кого экрана увеличение нужно в 800, а то и в 1000 раз. При таком увеличении малейший недостаток пленки становится огромным, а недо­статков у нее много. Главный из них, пожалуй, в том, что изображение на пленке состоит из отдельных зернышек, и на экране при очень большом увеличении оно распадается на пятна, делается рябым, нечетким. Значит, для широко­экранного кино необходимо улучшать качество пленки.

Другая трудность — это размещение широ­коэкранной картинки на кинопленке. Сделать ширину кадра в 2,5 раза больше высоты не так просто. Ведь при прежней высоте это будет около 4 см, а ширина обычной кинопленки всего 3,5 см. Да еще по бокам на ней два ряда отвер­стий, на которые нельзя залезать. Как же быть? Уменьшить высоту? Но тогда и вся картинка уменьшится и увеличение потребуется еще большее.

Чтобы решить эту задачу, применяют для съемки особый объектив. Изображения предме­тов, снятых через такой объектив, искажаются, как в кривом зеркале, — они сжимаются, слов­но «худеют». Но если на кинопроекционном ап­парате тоже поставить специальный объектив, то он восстановит нормальное соотношение и на экране все примет свой естественный вид.

Еще одна трудность широкого экрана — это свет. Если для нормального киноэкрана хватает света от обычной проекционной лампы, то при широком экране нужен целый прожектор с мощной электрической дугой, со специальной системой охлаждения. Не менее сложное дело и звук в широкоэкранном кино. В обычном кино громкоговорители стоят возле экрана. От экрана приходит к нам не только изображе­ние, но и звук. Но в широкоэкранном кино экран занимает все поле зрения, и мы видим, как мотоцикл, например, пересекает весь зал. При этом и звук должен перемещаться. Поэтому громкоговорители ставят в разных местах и для каждой их группы делают особую запись звука, на отдельной дорожке пленки.

В простом кино одна звуковая дорожка в широкоэкранном — четыре: по две с каждой стороны пленки. На одной записан звук для левой группы громкоговорителей. Если мото­цикл выезжает слева, то сначала работает эта группа. Потом запись переходит на вторую до­рожку, для центральных громкоговорителей. От третьей дорожки работает правая группа. А четвертая дорожка управляет громкоговори­телями, подвешенными вокруг всего зала. Они используются для создания мощных звуковых эффектов, охватывающих все помещение, на­пример грома. Такая система называется сте­реофонической, т. е. системой объемного звучания.

Но и широкоэкранный кинематограф пол­ного «эффекта присутствия» все же не дает. Для этого ширину экрана нужно было бы довес­ти до 25—30 м. Однако с обычной 35-миллимет­ровой пленкой этого не сделать. Увеличение по­лучается слишком большим.

Одна из систем, создающих полный эффект присутствия, — это так называемый широ­коформатный кинематограф. Здесь используется пленка более широкого формата: не 35 мм, а 70. На такой широкой пленке изобра­жение с нужным соотношением сторон разме­щается уже без специальных оптических ухищ­рений. Никто здесь не худеет и не толстеет. Зато приходится создавать новые, особые аппа­раты и для съемки, и для монтажа, и для проекции.

Кроме широкоформатного, есть еще так на­зываемое панорамное кино, или кино­панорама. Фильм снимается на трех отдельных пленках шириной по 35 мм. Стереофо­нический звук записывается на особой магнит­ной ленте с девятью дорожками.

После обработки три пленки и магнитная лента поступают в кинотеатр. Здесь каждый из трех проекционных аппаратов отбрасывает свою треть изображения на свою треть огромного вогнутого экрана. Звук, записанный на маг­нитной ленте, воспроизводится через особый аппарат — фильмофонограф — и по­дается к девяти группам громкоговорителей (пять за экраном и четыре в зрительном зале).

До сих пор мы говорили о технике съемки и воспроизведения художественного и доку­ментального кино. Но есть у кино и еще одна профессия: оно играет очень большую, порой незаменимую роль как средство научного иссле­дования. Особенно широко в научных целях используется замечательная способность кине­матографа ускорять или замедлять течение времени.

В тропических лесах живет крошечная птич­ка колибри. Она питается цветочным нектаром. Но колибри не садится на цветок, она как бы висит над ним. Как работают при этом ее крылья, не видно — настолько быстро они трепещут. Исследовать полет колибри помогла скоростная киносъемка. Птичку, висящую над цветком, сняли со скоростью 2400 кадров в секунду. А по­том пленку проявили и показали на экране со скоростью всего 24 кадра в секунду. Движение замедлилось в 100 раз! Оказалось, что колибри делает в секунду примерно 50 взмахов крылыш­ками. Конечно, глаз не может за этим уследить. Но на экране каждый взмах был хорошо виден. Ведь теперь он длился уже не 0,02, а целых 2 секунды.

В природе есть и значительно большие ско­рости. Вот во мгле нависших туч мгновенно вспыхивает молния. Немало бед может она принести. Чтобы защититься от молнии, надо ее изучить. Для этого создали специальную машину, делающую искусственную молнию. Лиловая искра с оглушительным треском про­скакивает между двумя металлическими шара­ми. Очень быстро, ничего не успели рассмот­реть. Как быть? Да очень просто: нужно снять молнию на кинопленку. Приносят сверхско­ростную съемочную камеру. Ее включают одно­временно с машиной. Жужжание. Удар! Камеру останавливают, пленку несут прояв­лять.

Но — увы! Замедление в 100, в 500, даже в 1000 раз не помогает. Молния на экране появ­ляется и исчезает практически так же быстро, как и в жизни. Промышленность выпускает все бо­лее быстроходные камеры. Их преследуют неуда­чи. Без конца ломаются перегруженные механиз­мы. Кинопленка, не выдержав страшной скоро­сти, разлетается на куски... Потребовались годы труда, чтобы создать камеру, делающую 10 млн. снимков в секунду. И только после этого неуло­вимости молнии пришел конец. Ее движение раскрылось во всех подробностях. На экране прекрасно видно, как от металлического шара ползет зигзагами — от пылинки к пылинке — светящийся червячок. За ним остается огненный след — полоса раскаленного воздуха. И как толь­ко червячок доползает до другого шара, по про­ложенной им дороге проносится ослепительно яркая лавина электрического разряда. Это и есть молния.

Кино помогает не только замедлять течение времени, но и ускорять его. Такая съемка поз­воляет увидеть, как прорастают семена и про­биваются всходы, как формируется растение, как развивается в яйце цыпленок. А исследова­ние микробов? Ученые часами сидят над микро­скопом и наблюдают, как делится какой-ни­будь микроорганизм. Но вот к микроскопу пристраивают киноаппарат с автоматом, кото­рый делает, скажем, один снимок в минуту. Теперь ученый может заниматься другим делом; потом он увидит деление бациллы на экране за десять секунд!

Своей способностью замедлять и ускорять бег времени кино напоминает «машину време­ни», придуманную писателями-фантастами. Правда, оно не может переносить нас в буду­щее. Но в прошлое путешествовать можно. На экране кино оживает Лев Толстой или адми­рал Макаров, снятые в начале века. Мы можем увидеть бои времен Великой Отечественной войны. Можем «присутствовать» при проклады­вании первой борозды на целине. Самые инте­ресные кадры кинохроники отбираются для особого архива — кинолетописи. Пройдут деся­тилетия, даже века, сменятся многие поколения, а волнующие события прошлого будут снова и снова оживать на волшебном экране кино.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ