.
Меню сайта
|
Техника киноТехника киноРассмотрите фотоснимок. На нем словно застыл тот миг, когда фотограф нажал на спуск своего аппарата. Неподвижно висит самолет, не колышется листва деревьев, и люди застыли, совсем как в сказочном сонном царстве. Но люди сумели оживить фотографию. Это «чудо», к которому мы привыкли и которое почти не замечаем, происходит в кино. Конечно, одну фотографию оживить нельзя, для кино их нужно много. Вот часть киноленты, здесь несколько картинок-кадров. Присмотритесь внимательнее — вы увидите, что картинки немножко разные, хоть и очень похожи друг на друга. Рассматривая их одну за другой, вы сможете проследить все движения изображенных предметов. И если сменять эти картинки с неуловимой для глаза скоростью, вы уже не сможете заметить, когда одна картинка сменяется другой. Движение покажется вам непрерывным. Киносъемочная камера 24 раза в секунду открывает свой «глаз» и делает снимок. А потом в проекционном аппарате 24 снимка сменяют друг друга на экране тоже в течение секунды. Кинематограф родился в конце прошлого века. И более тридцати лет он оставался немым. Только в конце 20-х годов развитие техники подготовило все необходимое для создания звукового кино. И тогда его создали сразу многие изобретатели в разных странах. У нас в СССР звуковое кино изобрели одновременно два ученых — А. Ф. Шорин и П. Г. Тагер. В деталях их системы различались, но сущность была одна: звук записывался на кинопленку. Кадрики изображения немного уменьшили и сдвинули в сторону, чтобы освободить место для звукозаписи — звуковую дорожку. Сначала звук с помощью микрофона превращают в электрические колебания. Затем колебания усиливают и подводят к гальванометру. Колебания тока заставляют ленточку гальванометра колебаться в магнитном поле и то больше, то меньше загораживать световой луч, идущий от лампы к кинопленке. От этого и кинопленка освещается то больше, то меньше. Пленка бежит в аппарате, светлые места чередуются с темными. Потом звуковую пленку проявляют и печатают вместе с изображением. На звуковой дорожке видны темные и светлые зубчики. Это и есть записанный звук. Как же заставить пленку зазвучать? Для этого в кинопроекционном аппарате тоже ставят лампу, а перед ней делают узкую щелочку. Тоненький луч попадает на звуковую дорожку, за которой находится электрический глаз — фотоэлемент. Этот прибор под действием света дает электрический ток. Когда на пленке попадается светлый зубчик, луч вспыхивает и фотоэлемент дает большой ток. А набежит темный зубчик, закроет луч — и ток в фотоэлементе уменьшится. Затем ток усиливают и подводят к громкоговорителям. После того как закончены съемки и звук записан, кинопленку отправляют в цех обработки. Увлекаемая вращающимися барабанами и роликами пленка опускается на дно глубоких баков, проходит через раствор проявителя. Затем она промывается водой и попадает в бак с фиксажным раствором. После фиксажа пленка снова промывается и отправляется в сушильный шкаф. Высушенная пленка наматывается на приемную катушку. (Путь цветной пленки еще длиннее.) С проявленных негативов изображения и звука на копировальных аппаратах печатают позитивы. Их тоже проявляют и передают в цех монтажа. Монтажницы склеивают все сцены в нужной последовательности по указанию режиссера. Звуковую пленку монтируют пока отдельно. Потом, когда фильм уже смонтирован, звук перезаписывают, добавляя музыку и недостающие шумы. Готовый фильм отправляют на кинокопировальную фабрику. Цвет в кино появился после того, как создали цветную фотографию. Кинокартина стала еще более жизненной. Но и она осталась картиной: зритель сидит в зале, а действие происходит в рамке, на стене. А нельзя ли сделать так, чтобы зритель чувствовал себя участником действия? Для решения этого вопроса нужно было прежде всего определить, чего же именно недостает киноизображению. После долгих исследований ученые пришли к выводу, что недостает объемности и «эффекта присутствия». Два глаза человека видят то, на что он смотрит, немного по-разному. Сливаясь воедино в нашем сознании, эти два изображения создают впечатление объемности предметов, глубины пространства (см. т. 6 ДЭ). Поэтому, чтобы изображение в кино стало объемным, нужно на киноленте иметь два изображения: для каждого глаза свое. Киносъемочному аппарату дали второй «глаз» — второй объектив. Проекционный аппарат отбрасывает на экран сразу два изображения: правое и левое. Но каждый глаз зрителя должен видеть только свое. Для этого зрителям надевают специальные очки либо устанавливают перед экраном растр — сетку из тонких проволочек. Так удалось «перекинуть мост» между экраном и зрительным залом. Живая картина как бы вышла из своей рамы навстречу зрителю. Но есть и другой путь: не картину вынести в зал, а зрителя вовлечь в картину. Представьте себе, что вы сидите в классе. Вы ясно, отчетливо видите учителя, классную доску. Краешком глаза вы видите также товарищей, сидящих справа и слева. Изображения их вырисовываются смутно, однако стоит одному из них сделать резкое движение — вы сразу заметите. Боковое зрение создает впечатление глубины окружающего пространства, ощущение вашего присутствия в нем. Это и есть так называемый «эффект присутствия». И для его создания в кино нужен экран, который захватывал бы все поле зрения. В широкоэкранном кинотеатре зрителю прежде всего бросаются в глаза размеры и форма экрана. Ширина его 15—20 м, а высота мало отличается от обычной. Мы смотрим двумя глазами, и в высоту каждый глаз видит столько же, сколько и другой, тут они друг другу не помогают. Зато в ширину оба глаза вместе захватывают пространство, почти в два раза большее, чем один. Именно поэтому ширину экрана делают в 2—2,5 раза больше его высоты. Для того чтобы широкий экран еще лучше «окружал» зрителя, его делают вогнутым. При создании широкоэкранного фильма особое значение приобретает качество кинопленки. Размер каждой картинки на пленке приблизительно 1,6 X 2,2 см. Увеличенное изображение этих картинок проекционный аппарат отбрасывает на экран. В обычном кино изображение увеличивают в 200, даже в 300 раз, а для широкого экрана увеличение нужно в 800, а то и в 1000 раз. При таком увеличении малейший недостаток пленки становится огромным, а недостатков у нее много. Главный из них, пожалуй, в том, что изображение на пленке состоит из отдельных зернышек, и на экране при очень большом увеличении оно распадается на пятна, делается рябым, нечетким. Значит, для широкоэкранного кино необходимо улучшать качество пленки. Другая трудность — это размещение широкоэкранной картинки на кинопленке. Сделать ширину кадра в 2,5 раза больше высоты не так просто. Ведь при прежней высоте это будет около 4 см, а ширина обычной кинопленки всего 3,5 см. Да еще по бокам на ней два ряда отверстий, на которые нельзя залезать. Как же быть? Уменьшить высоту? Но тогда и вся картинка уменьшится и увеличение потребуется еще большее. Чтобы решить эту задачу, применяют для съемки особый объектив. Изображения предметов, снятых через такой объектив, искажаются, как в кривом зеркале, — они сжимаются, словно «худеют». Но если на кинопроекционном аппарате тоже поставить специальный объектив, то он восстановит нормальное соотношение и на экране все примет свой естественный вид. Еще одна трудность широкого экрана — это свет. Если для нормального киноэкрана хватает света от обычной проекционной лампы, то при широком экране нужен целый прожектор с мощной электрической дугой, со специальной системой охлаждения. Не менее сложное дело и звук в широкоэкранном кино. В обычном кино громкоговорители стоят возле экрана. От экрана приходит к нам не только изображение, но и звук. Но в широкоэкранном кино экран занимает все поле зрения, и мы видим, как мотоцикл, например, пересекает весь зал. При этом и звук должен перемещаться. Поэтому громкоговорители ставят в разных местах и для каждой их группы делают особую запись звука, на отдельной дорожке пленки. В простом кино одна звуковая дорожка в широкоэкранном — четыре: по две с каждой стороны пленки. На одной записан звук для левой группы громкоговорителей. Если мотоцикл выезжает слева, то сначала работает эта группа. Потом запись переходит на вторую дорожку, для центральных громкоговорителей. От третьей дорожки работает правая группа. А четвертая дорожка управляет громкоговорителями, подвешенными вокруг всего зала. Они используются для создания мощных звуковых эффектов, охватывающих все помещение, например грома. Такая система называется стереофонической, т. е. системой объемного звучания. Но и широкоэкранный кинематограф полного «эффекта присутствия» все же не дает. Для этого ширину экрана нужно было бы довести до 25—30 м. Однако с обычной 35-миллиметровой пленкой этого не сделать. Увеличение получается слишком большим. Одна из систем, создающих полный эффект присутствия, — это так называемый широкоформатный кинематограф. Здесь используется пленка более широкого формата: не 35 мм, а 70. На такой широкой пленке изображение с нужным соотношением сторон размещается уже без специальных оптических ухищрений. Никто здесь не худеет и не толстеет. Зато приходится создавать новые, особые аппараты и для съемки, и для монтажа, и для проекции. Кроме широкоформатного, есть еще так называемое панорамное кино, или кинопанорама. Фильм снимается на трех отдельных пленках шириной по 35 мм. Стереофонический звук записывается на особой магнитной ленте с девятью дорожками. После обработки три пленки и магнитная лента поступают в кинотеатр. Здесь каждый из трех проекционных аппаратов отбрасывает свою треть изображения на свою треть огромного вогнутого экрана. Звук, записанный на магнитной ленте, воспроизводится через особый аппарат — фильмофонограф — и подается к девяти группам громкоговорителей (пять за экраном и четыре в зрительном зале). До сих пор мы говорили о технике съемки и воспроизведения художественного и документального кино. Но есть у кино и еще одна профессия: оно играет очень большую, порой незаменимую роль как средство научного исследования. Особенно широко в научных целях используется замечательная способность кинематографа ускорять или замедлять течение времени. В тропических лесах живет крошечная птичка колибри. Она питается цветочным нектаром. Но колибри не садится на цветок, она как бы висит над ним. Как работают при этом ее крылья, не видно — настолько быстро они трепещут. Исследовать полет колибри помогла скоростная киносъемка. Птичку, висящую над цветком, сняли со скоростью 2400 кадров в секунду. А потом пленку проявили и показали на экране со скоростью всего 24 кадра в секунду. Движение замедлилось в 100 раз! Оказалось, что колибри делает в секунду примерно 50 взмахов крылышками. Конечно, глаз не может за этим уследить. Но на экране каждый взмах был хорошо виден. Ведь теперь он длился уже не 0,02, а целых 2 секунды. В природе есть и значительно большие скорости. Вот во мгле нависших туч мгновенно вспыхивает молния. Немало бед может она принести. Чтобы защититься от молнии, надо ее изучить. Для этого создали специальную машину, делающую искусственную молнию. Лиловая искра с оглушительным треском проскакивает между двумя металлическими шарами. Очень быстро, ничего не успели рассмотреть. Как быть? Да очень просто: нужно снять молнию на кинопленку. Приносят сверхскоростную съемочную камеру. Ее включают одновременно с машиной. Жужжание. Удар! Камеру останавливают, пленку несут проявлять. Но — увы! Замедление в 100, в 500, даже в 1000 раз не помогает. Молния на экране появляется и исчезает практически так же быстро, как и в жизни. Промышленность выпускает все более быстроходные камеры. Их преследуют неудачи. Без конца ломаются перегруженные механизмы. Кинопленка, не выдержав страшной скорости, разлетается на куски... Потребовались годы труда, чтобы создать камеру, делающую 10 млн. снимков в секунду. И только после этого неуловимости молнии пришел конец. Ее движение раскрылось во всех подробностях. На экране прекрасно видно, как от металлического шара ползет зигзагами — от пылинки к пылинке — светящийся червячок. За ним остается огненный след — полоса раскаленного воздуха. И как только червячок доползает до другого шара, по проложенной им дороге проносится ослепительно яркая лавина электрического разряда. Это и есть молния. Кино помогает не только замедлять течение времени, но и ускорять его. Такая съемка позволяет увидеть, как прорастают семена и пробиваются всходы, как формируется растение, как развивается в яйце цыпленок. А исследование микробов? Ученые часами сидят над микроскопом и наблюдают, как делится какой-нибудь микроорганизм. Но вот к микроскопу пристраивают киноаппарат с автоматом, который делает, скажем, один снимок в минуту. Теперь ученый может заниматься другим делом; потом он увидит деление бациллы на экране за десять секунд! Своей способностью замедлять и ускорять бег времени кино напоминает «машину времени», придуманную писателями-фантастами. Правда, оно не может переносить нас в будущее. Но в прошлое путешествовать можно. На экране кино оживает Лев Толстой или адмирал Макаров, снятые в начале века. Мы можем увидеть бои времен Великой Отечественной войны. Можем «присутствовать» при прокладывании первой борозды на целине. Самые интересные кадры кинохроники отбираются для особого архива — кинолетописи. Пройдут десятилетия, даже века, сменятся многие поколения, а волнующие события прошлого будут снова и снова оживать на волшебном экране кино. |
ПОИСК
Block title
|