. Фотоаппарат и киносъемочная камера
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Фотоаппарат и киносъемочная камера

Фотоаппарат и киносъемочная   камера

«Спокойно... Снимаю!» Раздается легкий щелчок, и юный фотолюбитель опускает свой «Юнкор». «Готово!»

Что же произошло в аппарате в момент съемки? Затвор, помещенный между двумя лин­зами объектива, раскрылся на 1/60 секунды. Лучи света прошли через объектив и попали на светочувствительную пленку, спрятанную в непроницаемом для лучей корпусе аппарата. Потом затвор снова закрылся, но в светочув­ствительном слое пленки осталось скрытое фотографическое изображение. При последую­щей химической обработке оно проявится, станет видимым.

На цветном рисунке показаны 14 моделей фотоаппаратов, от простых до самых совершенных. По принципу действия все они, да и десятки других аппаратов, выпускаемых нашей промышленностью, не отличаются друг от друга. Для чего же так много разных аппа­ратов, если принцип их действия одинаков?

Разные аппараты существуют для разных видов работы, разных условий съемки, для фотографов разной квалификации.

Многие аппараты снимают на роликовую пленку шириной 6 см. На такой пленке нега­тивы получаются сравнительно крупные и не требуют при печати больших увеличений. Бла­годаря этому лучше сохраняются резкость снимка, его контрастность, менее заметна зер­нистость пленки и царапинка на негативе не превращается в целую полосу. Еще более высокое качество снимков дает па­вильонная камера «Восток». Она снимает на пластинках или форматной пленке размером 9 X 12 см.

Но камеры большого формата имеют и не­достатки. Они тяжелы, громоздки, а количество снимков, которые можно сделать без перезаряд­ки, невелико. Поэтому такими камерами поль­зуются в основном для художественной фото­графии: ведь там самое важное — это качество снимка.

Гораздо легче и компактнее так называемые малоформатные камеры, снимающие на перфо­рированную пленку шириной 35 мм. При поль­зовании мелкозернистыми пленками и не слиш­ком больших увеличениях они также позво­ляют получать прекрасные снимки.

Наконец, есть совсем маленькие камеры, которые снимают на пленку шириной 16 мм. По размерам они всего вдвое больше спичечной коробки. Но качество снимков здесь получается заметно хуже, чем у больших камер.

Самая важная часть любого фотоаппарата — это объектив. От него зависит качество фотографии: ее резкость, четкость, отсутствие искажений. Линзы в объективах обычно разде­лены на две группы, между которыми находится диафрагма. С ее помощью изменяют коли­чество света, проходящего через объектив.

Затворы фотоаппаратов чаще всего бывают либо центральные, либо шторные. Центральный, или секторный, затвор показан на цветном рисунке вверху. Центральным он назы­вается потому, что размещается в центре объек­тива, рядом с диафрагмой; секторным — пото­му, что состоит из нескольких одинаковых сек­торов. На рисунке они для наглядности окра­шены в разные цвета. Такой затвор компактен и надежен в работе. Но он не позволяет полу­чать выдержки короче чем 1/500 секунды. Более универсален шторный, или щелевой, затвор. Он показан на схеме в центре в виде ленты на двух катушечках, установленной перед свето­чувствительным материалом. Величина выдерж­ки регулируется путем изменения ширины ще­ли. Этот затвор не связан с объективом. Он позволяет получать короткие выдержки (до 1/2000 секунды).

В большинстве аппаратов имеется само­спуск затвора. Если вы хотите снять самого себя, попросите товарища постоять на облюбован­ном вами месте. Укрепив камеру на штативе, вы наводите ее, а затем включаете самоспуск. На­чинает работать механизм, который откроет затвор камеры примерно через 10 секунд. Впол­не достаточно времени для того, чтобы попро­сить товарища отойти и самому встать на его место.

Для моментальных съемок при слабом осве­щении применяется лампа-вспышка. Большинство аппаратов имеет специальное приспособление, позволяющее включать вспышку одновременно с открыванием затвора.

Для того чтобы навести камеру точно на объект съемки, служит видоискатель. В простейших камерах он сделан в виде рамоч­ки или в виде отверстия без оптики. В «Юнкоре» и большинстве других камер применен так называемый галилеевский видоискатель с лин­зами. В более совершенных моделях он объеди­нен с дальномером, а в некоторых аппаратах имеет еще наводку по глазу для близоруких и дальнозорких.

В аппаратах «Зенит», «Старт», «Салют», «Комсомолец», «Любитель» и некоторых других применен зеркальный видоискатель. Он дает более крупное изображение объекта съемки, что облегчает компоновку снимка. Однако удоб­ство пользования тем или иным типом видо­искателя в основном зависит от навыка фото­графа.

Наиболее совершенные аппараты — «Киев-3А», «Киев-4», «Зенит-4», «Зенит-5», «Искра-2»— имеют встроенный экспонометр. Че­рез специальное окно свет от снимаемой сцены попадает на селеновый фотоэлемент: В фотоэлементе возникает электрический ток. Проходя по обмотке измерительного прибора, этот ток вызывает отклонение стрелки. Чем ярче освещенность, тем больше отклонение. По показаниям прибора определяют необхо­димые условия экспозиции (диафрагму и вы­держку).

Но фотоаппарат не может передать дви­жение участников снимаемой сцены. А как иногда хочется запечатлеть их! Ну что ж, тех­ника уже давно решила эту проблему. Вы уже догадались, правда? Конечно, это кино.

Кинотеатр можно устроить и у себя дома, в школе, в красном уголке. Повесить маленький экран, поставить кинопроектор и смотреть фильмы, снятые юными кинолюбителями: вами и вашими товарищами.

Схема устройства киносъемочной камеры показана в середине цветного рисунка, вверху. Светочувствительная пленка сматывается с верх­него, подающего ролика и направ­ляется в фильмовой канал. В канале прорезано окно, в которое попадает изображе­ние, даваемое объективом.

Но если бы пленка в фильмовом канале двигалась равномерно, на ней вместо отдельных четких картинок — кадриков — получились бы «смазанные» полосы. Для съемки каждого кадрика пленку необходимо останавливать перед кадровым окном, а потом продергивать дальше.

И на время продергивания свет от объектива нужно прикрывать.

Пленку продергивает грейфер. Это лап­ка, управляемая особым механизмом. Работа грейфера показана на рисунке под схемой устройства камеры (см. цв. рис. ). Сначала (1) грейфер входит в перфорационное отверстие на краю пленки. Затем (2) грейфер перемещается вниз и продергивает кинопленку на один кадрик. Закончив продергивание (3), грейфер оттягивается назад и выходит из пер­форационного отверстия. Наконец (4), он снова поднимается в исходное положение.

Грейфер приводится в движение, когда вра­щается механизм камеры. И от этого же меха­низма получает свое вращение обтюратор — затвор кинокамеры. Он действует по­добно затвору фотоаппарата. Часто обтюратор имеет форму диска с вырезанным сектором, как показано на нашей схеме. Диск все время вра­щается, и притом в точном согласии с движе­ниями грейфера.

Пока грейфер проделывает свое «раз-два-три», он находится в соприкосновении с плен­кой. Все это время обтюратор закрыт и свет от объектива на пленку не попадает. И только на счет «четыре», когда грейфер выходит из отверстия, мимо кадрового окна как раз про­ходит вырез обтюратора. Именно в этот момент и снимается очередной кадрик.

Выйдя из фильмового канала, уже отснятая пленка сматывается на нижний, принимаю­щий ролик.

По такой схеме работают все киносъемочные камеры, показанные на цветном рисунке по бокам. В разных моделях устройство грейфера и обтюратора может быть разное, но принцип их действия всегда один и тот же.

Подобно разным моделям фотоаппаратов, различные киносъемочные камеры существуют для разных видов работы и для любителей раз­ной квалификации. Поэтому, несмотря на одина­ковый принцип действия, они различны по своим конструктивным особенностям.

Большинство любительских камер имеет пленку шириной 8 мм («Экран») или 2Х8 мм («Спорт», «Кварц», «Нева»). Ролик кинопленки 2Х8 мм пропускается через камеру дважды; сначала съемка производится на одну половину, а потом на другую. Достаточно поменять мес­тами подающую и приемную катушки и заря­дить пленку в аппарат другим концом. После проявления пленка 2Х8 мм разрезается вдоль осевой линии на две киноленты, по 8 мм каждая.

Для домашнего экрана шириной 1—1,5 м черно-белые кинофильмы на 8-миллиметровой пленке получаются вполне удовлетворитель­ного качества, особенно при съемке крупным планом. Цветные 8-миллиметровые кинофильмы обычно страдают недостатком резкости. Значи­тельно лучшее качество цветного изображения получается при съемке на пленку шириной 16 мм. Но камеры для 16-миллиметровой пленки заметно сложнее по конструкции и тяжелее по весу. Так, «Киев» (16С-2) весит 1450 г, в то время как «Спорт» — 800 г, а «Экран» — всего только 600 г. 16-миллиметровые камеры чаще применяются не в любительской, а в научной и учебной кинематографии, а также для съемки телевизионных фильмов. Для этих целей выпус­каются более сложные профессиональные каме­ры, которые на нашем рисунке не показаны.

Как и в фотоаппарате, самая важная часть киносъемочной камеры — объектив. При этом важную роль играет не только качество объек­тива, но и его фокусное расстояние. Для съемки небольших групп, средних пейза­жей в кино, как и в фотографии, хороши объек­тивы средних фокусных расстояний. Для 8-мил­лиметровой пленки это 12—13 мм, для 16-мил­лиметровой — 20 мм, для 35-миллиметровой — 50 мм. Именно такая оптика ставится на кино­камерах и фотоаппаратах, не имеющих сменных объективов. Для съемки портретов и удаленных объектов применяют длиннофокусные объекти­вы. Если же нужно охватить широкую сцену — внутренность помещения, панораму города, широкий пейзаж, ставят так называемый широкоугольный объектив с малым фокусным расстоянием.

Все профессиональные киносъемочные каме­ры имеют сменную оптику. Есть она и в наибо­лее совершенных любительских камерах. Так, аппарат «Киев» (16С-2), кроме основного объек­тива — 20 мм, имеет и длиннофокусный — 50 мм. Оба объектива установлены на поворот­ной турели, и смена их занимает несколько секунд. Камеры «Нева» и «Нева-2» имеют только один объектив, но на поворотной турели смон­тированы две насадки. Одна из них телескопи­ческая, увеличивающая фокусное расстояние объектива вдвое. Вторая насадка широкоуголь­ная; она тоже вдвое уменьшает фокусное рассто­яние. К камерам «Кварц» и «Кварц-2» можно купить сменные объективы, устанавливаемые в случае надобности на место основного. Они показаны на средней части рисунка внизу.

А на камере «Кварц-3» установлен объектив «Метеор-2» с переменным фокусным расстоянием. На нашем рисунке (вверху слева) видно, что «Метеор-2» имеет сверху рукоятку. По мере ее вращения фокусное расстояние объектива увеличивается или уменьшается. Практически это означает, что аппарат, стоя на одном месте, как бы «наезжает» на объект съемки либо «отъез­жает» от него. Вы, вероятно, заметили такие «наезды» и «отъезды», когда смотрели футбол по телевидению. Телевизионные камеры тоже имеют объективы с переменным фокусным рас­стоянием.

Подобно лучшим моделям фотоаппаратов, наиболее совершенные любительские кинока­меры («Нева», «Нева-2», «Кварц-2», «Кварц-3») имеют встроенные экспонометры. Стрелка изме­рительного прибора видна в окне видоискателя камеры. Приступая к съемке, кинолюбитель изменяет установку диафрагмы до тех пор, пока стрелка не совместится со специальной отмет­кой. Теперь можно снимать, экспозиция будет правильной!

Такая установка экспозиции называется полуавтоматической. Все-таки здесь нужно устанавливать диафрагму вручную. Любитель­ская киносъемочная камера «Лада» имеет пол­ностью автоматическую установку экспозиции. В ней ток от фотоэлемента отклоняет не стрел­ку измерительного прибора, а рычажок, меня­ющий положение диафрагмы.

Как же все-таки выбрать для себя фото- или киноаппарат? И как им правильно пользовать­ся?

Фотосъемка и киносъемка — большое и сложное искусство. Ему посвящены тысячи книг, написанных на десятках языков. Мы здесь сможем дать лишь несколько основных технических советов для начинающих.

Основа всех основ фото- и киносъемки — это правильная выдержка. Если на пленку попало слишком мало света (недодержка) или слишком много (передержка), снимок будет испорчен и говорить о каких-либо других его достоинствах и недостатках просто не придется.

Но необходимая величина выдержки изме­няется в очень широких пределах. Она зависит и от чувствительности пленки, и от времени дня и года, и от географической широты, и от погоды, и от характера снимаемого объекта. Как же ее определить в тех случаях, когда это не делается автоматически или полуавтомати­чески?

Выдержку можно определять разными спо­собами. Здесь и специальные таблицы, и построенные на основе этих таблиц механические калькуляторы, и экспонометры: простые — оптические и сложные — фотоэлектрические. Наконец, опытные специалисты обычно хорошо умеют определять выдержку просто на глаз. Но для начинающих этот способ, разумеется, недоступен.

Второе основное требование — это резкость снимка. В некоторых простейших фото- и кино­аппаратах резкость обеспечивается сама собой при расстояниях до объекта съемки не меньше чем 1—1,5 м. Но такое упрощение достигается за счет снижения светосилы объектива и ухуд­шения качества изображения. Поэтому в подав­ляющем большинстве камер предусмотрена наводка на резкость. Практически это означает, что положение объектива изменяют в зависи­мости от расстояния до объекта съемки. При этом в простых камерах расстояние определяют на глаз и наводят по шкале. В более сложных камерах наводка производится либо с помощью оптического дальномера, либо по резкости изо­бражения на матовом стекле.

Третье основное требование — правильный выбор границ будущего снимка. Снимая людей, не «срежьте» кому-нибудь голову или часть лица. С другой стороны, следите за тем, чтобы на снимок не попало ничего лишнего, случай­ного, отвлекающего внимание от основного объекта. Если в фотографии еще можно убрать ненужные края кадра в процессе увеличе­ния снимков, то при киносъемке этот путь закрыт: все, что вы сняли, будет показано на экране.

Характерная ошибка начинающих — недо­статочная устойчивость камеры при съемке с рук. Камеру следует держать твердо, а на спуск нажимать плавно, без толчка. Иначе на фотографии контуры изображения «сдваи­ваются», а при киносъемке изображение «пля­шет» на экране.

Выбирая для себя фото- или киноаппарат, помните следующее:

1. Снимает не аппарат, а человек. Конечно, качество аппарата тоже играет роль, но гораздо важнее умение им пользоваться.

2. Начинающему любителю нужен самый простой аппарат. Работа с ним требует меньше знаний и навыков, поэтому меньше будет и ошибок.

3. Не переходите к более сложному аппарату до тех пор, пока не научитесь получать хоро­шие снимки простым.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ