.
Меню сайта
|
Фотоаппарат и киносъемочная камераФотоаппарат и киносъемочная камера«Спокойно... Снимаю!» Раздается легкий щелчок, и юный фотолюбитель опускает свой «Юнкор». «Готово!» Что же произошло в аппарате в момент съемки? Затвор, помещенный между двумя линзами объектива, раскрылся на 1/60 секунды. Лучи света прошли через объектив и попали на светочувствительную пленку, спрятанную в непроницаемом для лучей корпусе аппарата. Потом затвор снова закрылся, но в светочувствительном слое пленки осталось скрытое фотографическое изображение. При последующей химической обработке оно проявится, станет видимым. На цветном рисунке показаны 14 моделей фотоаппаратов, от простых до самых совершенных. По принципу действия все они, да и десятки других аппаратов, выпускаемых нашей промышленностью, не отличаются друг от друга. Для чего же так много разных аппаратов, если принцип их действия одинаков? Разные аппараты существуют для разных видов работы, разных условий съемки, для фотографов разной квалификации. Многие аппараты снимают на роликовую пленку шириной 6 см. На такой пленке негативы получаются сравнительно крупные и не требуют при печати больших увеличений. Благодаря этому лучше сохраняются резкость снимка, его контрастность, менее заметна зернистость пленки и царапинка на негативе не превращается в целую полосу. Еще более высокое качество снимков дает павильонная камера «Восток». Она снимает на пластинках или форматной пленке размером 9 X 12 см. Но камеры большого формата имеют и недостатки. Они тяжелы, громоздки, а количество снимков, которые можно сделать без перезарядки, невелико. Поэтому такими камерами пользуются в основном для художественной фотографии: ведь там самое важное — это качество снимка. Гораздо легче и компактнее так называемые малоформатные камеры, снимающие на перфорированную пленку шириной 35 мм. При пользовании мелкозернистыми пленками и не слишком больших увеличениях они также позволяют получать прекрасные снимки. Наконец, есть совсем маленькие камеры, которые снимают на пленку шириной 16 мм. По размерам они всего вдвое больше спичечной коробки. Но качество снимков здесь получается заметно хуже, чем у больших камер. Самая важная часть любого фотоаппарата — это объектив. От него зависит качество фотографии: ее резкость, четкость, отсутствие искажений. Линзы в объективах обычно разделены на две группы, между которыми находится диафрагма. С ее помощью изменяют количество света, проходящего через объектив. Затворы фотоаппаратов чаще всего бывают либо центральные, либо шторные. Центральный, или секторный, затвор показан на цветном рисунке вверху. Центральным он называется потому, что размещается в центре объектива, рядом с диафрагмой; секторным — потому, что состоит из нескольких одинаковых секторов. На рисунке они для наглядности окрашены в разные цвета. Такой затвор компактен и надежен в работе. Но он не позволяет получать выдержки короче чем 1/500 секунды. Более универсален шторный, или щелевой, затвор. Он показан на схеме в центре в виде ленты на двух катушечках, установленной перед светочувствительным материалом. Величина выдержки регулируется путем изменения ширины щели. Этот затвор не связан с объективом. Он позволяет получать короткие выдержки (до 1/2000 секунды). В большинстве аппаратов имеется самоспуск затвора. Если вы хотите снять самого себя, попросите товарища постоять на облюбованном вами месте. Укрепив камеру на штативе, вы наводите ее, а затем включаете самоспуск. Начинает работать механизм, который откроет затвор камеры примерно через 10 секунд. Вполне достаточно времени для того, чтобы попросить товарища отойти и самому встать на его место. Для моментальных съемок при слабом освещении применяется лампа-вспышка. Большинство аппаратов имеет специальное приспособление, позволяющее включать вспышку одновременно с открыванием затвора. Для того чтобы навести камеру точно на объект съемки, служит видоискатель. В простейших камерах он сделан в виде рамочки или в виде отверстия без оптики. В «Юнкоре» и большинстве других камер применен так называемый галилеевский видоискатель с линзами. В более совершенных моделях он объединен с дальномером, а в некоторых аппаратах имеет еще наводку по глазу для близоруких и дальнозорких. В аппаратах «Зенит», «Старт», «Салют», «Комсомолец», «Любитель» и некоторых других применен зеркальный видоискатель. Он дает более крупное изображение объекта съемки, что облегчает компоновку снимка. Однако удобство пользования тем или иным типом видоискателя в основном зависит от навыка фотографа. Наиболее совершенные аппараты — «Киев-3А», «Киев-4», «Зенит-4», «Зенит-5», «Искра-2»— имеют встроенный экспонометр. Через специальное окно свет от снимаемой сцены попадает на селеновый фотоэлемент: В фотоэлементе возникает электрический ток. Проходя по обмотке измерительного прибора, этот ток вызывает отклонение стрелки. Чем ярче освещенность, тем больше отклонение. По показаниям прибора определяют необходимые условия экспозиции (диафрагму и выдержку). Но фотоаппарат не может передать движение участников снимаемой сцены. А как иногда хочется запечатлеть их! Ну что ж, техника уже давно решила эту проблему. Вы уже догадались, правда? Конечно, это кино. Кинотеатр можно устроить и у себя дома, в школе, в красном уголке. Повесить маленький экран, поставить кинопроектор и смотреть фильмы, снятые юными кинолюбителями: вами и вашими товарищами. Схема устройства киносъемочной камеры показана в середине цветного рисунка, вверху. Светочувствительная пленка сматывается с верхнего, подающего ролика и направляется в фильмовой канал. В канале прорезано окно, в которое попадает изображение, даваемое объективом. Но если бы пленка в фильмовом канале двигалась равномерно, на ней вместо отдельных четких картинок — кадриков — получились бы «смазанные» полосы. Для съемки каждого кадрика пленку необходимо останавливать перед кадровым окном, а потом продергивать дальше. И на время продергивания свет от объектива нужно прикрывать. Пленку продергивает грейфер. Это лапка, управляемая особым механизмом. Работа грейфера показана на рисунке под схемой устройства камеры (см. цв. рис. ). Сначала (1) грейфер входит в перфорационное отверстие на краю пленки. Затем (2) грейфер перемещается вниз и продергивает кинопленку на один кадрик. Закончив продергивание (3), грейфер оттягивается назад и выходит из перфорационного отверстия. Наконец (4), он снова поднимается в исходное положение. Грейфер приводится в движение, когда вращается механизм камеры. И от этого же механизма получает свое вращение обтюратор — затвор кинокамеры. Он действует подобно затвору фотоаппарата. Часто обтюратор имеет форму диска с вырезанным сектором, как показано на нашей схеме. Диск все время вращается, и притом в точном согласии с движениями грейфера. Пока грейфер проделывает свое «раз-два-три», он находится в соприкосновении с пленкой. Все это время обтюратор закрыт и свет от объектива на пленку не попадает. И только на счет «четыре», когда грейфер выходит из отверстия, мимо кадрового окна как раз проходит вырез обтюратора. Именно в этот момент и снимается очередной кадрик. Выйдя из фильмового канала, уже отснятая пленка сматывается на нижний, принимающий ролик. По такой схеме работают все киносъемочные камеры, показанные на цветном рисунке по бокам. В разных моделях устройство грейфера и обтюратора может быть разное, но принцип их действия всегда один и тот же. Подобно разным моделям фотоаппаратов, различные киносъемочные камеры существуют для разных видов работы и для любителей разной квалификации. Поэтому, несмотря на одинаковый принцип действия, они различны по своим конструктивным особенностям. Большинство любительских камер имеет пленку шириной 8 мм («Экран») или 2Х8 мм («Спорт», «Кварц», «Нева»). Ролик кинопленки 2Х8 мм пропускается через камеру дважды; сначала съемка производится на одну половину, а потом на другую. Достаточно поменять местами подающую и приемную катушки и зарядить пленку в аппарат другим концом. После проявления пленка 2Х8 мм разрезается вдоль осевой линии на две киноленты, по 8 мм каждая. Для домашнего экрана шириной 1—1,5 м черно-белые кинофильмы на 8-миллиметровой пленке получаются вполне удовлетворительного качества, особенно при съемке крупным планом. Цветные 8-миллиметровые кинофильмы обычно страдают недостатком резкости. Значительно лучшее качество цветного изображения получается при съемке на пленку шириной 16 мм. Но камеры для 16-миллиметровой пленки заметно сложнее по конструкции и тяжелее по весу. Так, «Киев» (16С-2) весит 1450 г, в то время как «Спорт» — 800 г, а «Экран» — всего только 600 г. 16-миллиметровые камеры чаще применяются не в любительской, а в научной и учебной кинематографии, а также для съемки телевизионных фильмов. Для этих целей выпускаются более сложные профессиональные камеры, которые на нашем рисунке не показаны. Как и в фотоаппарате, самая важная часть киносъемочной камеры — объектив. При этом важную роль играет не только качество объектива, но и его фокусное расстояние. Для съемки небольших групп, средних пейзажей в кино, как и в фотографии, хороши объективы средних фокусных расстояний. Для 8-миллиметровой пленки это 12—13 мм, для 16-миллиметровой — 20 мм, для 35-миллиметровой — 50 мм. Именно такая оптика ставится на кинокамерах и фотоаппаратах, не имеющих сменных объективов. Для съемки портретов и удаленных объектов применяют длиннофокусные объективы. Если же нужно охватить широкую сцену — внутренность помещения, панораму города, широкий пейзаж, ставят так называемый широкоугольный объектив с малым фокусным расстоянием. Все профессиональные киносъемочные камеры имеют сменную оптику. Есть она и в наиболее совершенных любительских камерах. Так, аппарат «Киев» (16С-2), кроме основного объектива — 20 мм, имеет и длиннофокусный — 50 мм. Оба объектива установлены на поворотной турели, и смена их занимает несколько секунд. Камеры «Нева» и «Нева-2» имеют только один объектив, но на поворотной турели смонтированы две насадки. Одна из них телескопическая, увеличивающая фокусное расстояние объектива вдвое. Вторая насадка широкоугольная; она тоже вдвое уменьшает фокусное расстояние. К камерам «Кварц» и «Кварц-2» можно купить сменные объективы, устанавливаемые в случае надобности на место основного. Они показаны на средней части рисунка внизу. А на камере «Кварц-3» установлен объектив «Метеор-2» с переменным фокусным расстоянием. На нашем рисунке (вверху слева) видно, что «Метеор-2» имеет сверху рукоятку. По мере ее вращения фокусное расстояние объектива увеличивается или уменьшается. Практически это означает, что аппарат, стоя на одном месте, как бы «наезжает» на объект съемки либо «отъезжает» от него. Вы, вероятно, заметили такие «наезды» и «отъезды», когда смотрели футбол по телевидению. Телевизионные камеры тоже имеют объективы с переменным фокусным расстоянием. Подобно лучшим моделям фотоаппаратов, наиболее совершенные любительские кинокамеры («Нева», «Нева-2», «Кварц-2», «Кварц-3») имеют встроенные экспонометры. Стрелка измерительного прибора видна в окне видоискателя камеры. Приступая к съемке, кинолюбитель изменяет установку диафрагмы до тех пор, пока стрелка не совместится со специальной отметкой. Теперь можно снимать, экспозиция будет правильной! Такая установка экспозиции называется полуавтоматической. Все-таки здесь нужно устанавливать диафрагму вручную. Любительская киносъемочная камера «Лада» имеет полностью автоматическую установку экспозиции. В ней ток от фотоэлемента отклоняет не стрелку измерительного прибора, а рычажок, меняющий положение диафрагмы. Как же все-таки выбрать для себя фото- или киноаппарат? И как им правильно пользоваться? Фотосъемка и киносъемка — большое и сложное искусство. Ему посвящены тысячи книг, написанных на десятках языков. Мы здесь сможем дать лишь несколько основных технических советов для начинающих. Основа всех основ фото- и киносъемки — это правильная выдержка. Если на пленку попало слишком мало света (недодержка) или слишком много (передержка), снимок будет испорчен и говорить о каких-либо других его достоинствах и недостатках просто не придется. Но необходимая величина выдержки изменяется в очень широких пределах. Она зависит и от чувствительности пленки, и от времени дня и года, и от географической широты, и от погоды, и от характера снимаемого объекта. Как же ее определить в тех случаях, когда это не делается автоматически или полуавтоматически? Выдержку можно определять разными способами. Здесь и специальные таблицы, и построенные на основе этих таблиц механические калькуляторы, и экспонометры: простые — оптические и сложные — фотоэлектрические. Наконец, опытные специалисты обычно хорошо умеют определять выдержку просто на глаз. Но для начинающих этот способ, разумеется, недоступен. Второе основное требование — это резкость снимка. В некоторых простейших фото- и киноаппаратах резкость обеспечивается сама собой при расстояниях до объекта съемки не меньше чем 1—1,5 м. Но такое упрощение достигается за счет снижения светосилы объектива и ухудшения качества изображения. Поэтому в подавляющем большинстве камер предусмотрена наводка на резкость. Практически это означает, что положение объектива изменяют в зависимости от расстояния до объекта съемки. При этом в простых камерах расстояние определяют на глаз и наводят по шкале. В более сложных камерах наводка производится либо с помощью оптического дальномера, либо по резкости изображения на матовом стекле. Третье основное требование — правильный выбор границ будущего снимка. Снимая людей, не «срежьте» кому-нибудь голову или часть лица. С другой стороны, следите за тем, чтобы на снимок не попало ничего лишнего, случайного, отвлекающего внимание от основного объекта. Если в фотографии еще можно убрать ненужные края кадра в процессе увеличения снимков, то при киносъемке этот путь закрыт: все, что вы сняли, будет показано на экране. Характерная ошибка начинающих — недостаточная устойчивость камеры при съемке с рук. Камеру следует держать твердо, а на спуск нажимать плавно, без толчка. Иначе на фотографии контуры изображения «сдваиваются», а при киносъемке изображение «пляшет» на экране. Выбирая для себя фото- или киноаппарат, помните следующее: 1. Снимает не аппарат, а человек. Конечно, качество аппарата тоже играет роль, но гораздо важнее умение им пользоваться. 2. Начинающему любителю нужен самый простой аппарат. Работа с ним требует меньше знаний и навыков, поэтому меньше будет и ошибок. 3. Не переходите к более сложному аппарату до тех пор, пока не научитесь получать хорошие снимки простым. |
ПОИСК
Block title
|