.
Меню сайта
|
Ракеты. Космические корабли. КосмодромыРакеты. Космические корабли. КосмодромыМы познакомились уже со многими видами транспорта, и древними, и молодыми, а теперь настала очередь рассказать о зарождающемся ракетном и космическом транспорте. Читатель может спросить: разве ракета — транспортное средство? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что собой представляют ракеты, где и как они используются. История ракет имеет тысячелетнюю давность. Первые ракеты представляли собой бамбуковые или бумажные трубки, заполненные порохом — твердым, быстро сгорающим горючим веществом. Эти трубки были открыты только с одного конца. Когда порох сгорал, продукты его сгорания — раскаленные газы — вытекали с большой скоростью через это отверстие. Реактивная сила, создаваемая струей, заставляла ракету лететь с большой скоростью (см. ст. «Реактивные двигатели»). Скорее всего, вначале ракеты были своеобразной игрушкой — они так красиво прочерчивали ночное небо огненной дугой. Позднее их стали использовать и в качестве оружия — «огненных стрел». Ведь струя пороховых газов, вытекающих из ракеты, легко поджигала соломенную крышу или деревянное строение. Потом появились ракеты, которые, кроме движущего рабочего заряда пороха, несли и специальный фейерверочный или сигнальный состав. Так появились ракеты — увеселительные огни, сигнальные и разные другие. Следующим шагом было превращение ракеты в боевой снаряд — вместо фейерверочного состава она стала нести на себе боевую головку с фугасным зарядом, шрапнелью и др. В начале нынешнего века были созданы ракеты, работающие не на твердом топливе — порохе, а на жидком. Это замечательное изобретение принадлежит основоположнику современной ракетной техники — К. Э. Циолковскому. Возможности ракет сразу неизмеримо выросли. Основные части любой ракеты — это баки или другое вместилище для топлива и двигатель (в пороховой ракете топливо размещено непосредственно в самом двигателе). Что касается типа двигателя, вида топлива и различного, иной раз очень сложного оборудования, то все это зависит от конкретного назначения ракеты. А назначение всякой ракеты — доставка какого-либо полезного груза в определенное место. Конечно, пока еще редко ракета служит для транспортировки людей или грузовых перевозок, хотя и такие примеры уже есть. Обычно полезным грузом ракет являются различные научные приборы, капсула с летчиком-космонавтом, тот же фейерверочный состав и др. А наши могучие ракеты-защитники, стоящие на страже мира, готовые дать отпор любому агрессору, несут на себе боевые головки. Но в любом случае мы можем говорить, что главное назначение любой ракеты — доставить свой груз к цели на большую высоту, в космос, на терпящий бедствие корабль, неприступную горную вершину, в расположение противника. Теперь вы и сами видите, что ракета замечательное транспортное средство. И мы знаем, наступит время, когда ракетные пассажирские, грузовые или почтовые перевозки станут столь же обычными, как теперь авиационные или железнодорожные. Никакой другой вид транспорта не может сравниться с ракетным по скорости, дальности и высоте полета. Действительно, кому еще под силу, кроме ракеты, переброска груза на расстояние в 10 000 км за полчаса или доставка его на Луну? Конечно, подобные задачи по плечу и не любой ракете. Чтобы ее скорость была большой, полет дальним и точным, полезный груз значительным по весу, ракету приходится снабжать мощными двигателями, точной и высокосовершенной системой управления (т. е. рулями и средствами приведения их в действие), навигационным оборудованием и различными другими устройствами. И, что, пожалуй, самое существенное, в этих случаях простая ракета превращается в целый ракетный поезд, как назвал составную или многоступенчатую ракету предложивший ее впервые К. Э. Циолковский. Идея ракетного поезда очень проста; она заключается в том, что опустевшие баки из-под топлива и двигатели, работавшие на этом топливе, отделяются от ракеты. Ясно, что затрата топлива на разгон уменьшенной и облегченной ракеты оказывается меньшей, а конечная скорость ракеты существенно большей. При взлете ракетного поезда сначала работают двигатели первой ступени, т. е. задней ракеты, входящей в цепочку. Эта ракета уносит весь поезд на определенную высоту и отделяется. Затем включаются двигатели следующей, второй, ступени • и так далее, пока не останется только одна, верхняя, ступень. Таким образом, ракетный поезд как бы постепенно «тает» в полете. В таком поезде весь полезный груз должен находиться, конечно, в самом переднем «вагоне». Особенно важно применение составных ракет для штурма космоса. Ведь чтобы вывести на орбиту искусственный спутник Земли, ракета должна достичь первой космической скорости и второй космической скорости, чтобы преодолеть земное тяготение и уйти в межпланетный полет (см. ст. «Человек вышел в космос» в т. 2 ДЭ). За годы, прошедшие с начала космической эры, т. е. с момента запуска первого советского искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., в космос выведены сотни космических аппаратов различного назначения, разных размеров и форм. И с каждым запуском они становились все больше, все мощнее, а их оборудование • сложнее. Но, конечно, особенно памятны всему человечеству космические корабли-спутники «Восток», на которых был совершен первый космический облет Земли Ю. Гагариным, первый суточный космический полет Г. Титова, первый многодневный групповой полет А. Николаева и П. Поповича, рекордный полет В. Быковского, первый полет женщины-космонавта В. Терешковой. Эти корабли — свидетельство огромных достижений советской космической науки и техники: по своим размерам и весу, по безопасности полета и удобствам для космонавта, по приборному оснащению и точности приземления. В кабине корабля «Восток» во время полетов поддерживался искусственный климат, наиболее удобный, привычный и приятный для космонавта,— давление, температура и влажность воздуха. Обеспечивались подача кислорода и удаление углекислого газа и других вредных веществ. Огромной победой советской техники было создание космических аппаратов с автономным управлением. Это были автоматические устройства «Полет-1» и «Полет-2». 12 октября 1964 г. мощная ракета-носитель нового типа вывела на околоземную орбиту пилотируемый космический корабль «Восход». На его борту находился экипаж из трех человек: командира корабля летчика-космонавта инженер-полковника В. М. Комарова, научного сотрудника космонавта К. П. Феоктистова и врача-космонавта Б. Б. Егорова. Так, впервые в истории человечества в космос была послана целая научная экспедиция, коллектив которой мог не только управлять кораблем, но и совместно вести научную работу в области космонавтики и биологии. Космический корабль «Восход» отличался от кораблей-спутников типа «Восток» не только размерами, позволившими поместить в нем — впервые в мире!— сразу трех космонавтов. Еще более высокая степень надежности дала возможность трем героям-космонавтам совершить полет без скафандров. Кроме того, космический корабль «Восход» был снабжен специальной системой, обеспечившей ему «мягкую» посадку. Это значит, что скорость корабля-спутника в момент соприкосновения с почвой была очень небольшой, почти равной нулю. Еще одним замечательным успехом нашей страны в штурме космоса был выход на орбиту 18 марта 1965 г. корабля-спутника «Восход-2» с двумя космонавтами на борту — командиром корабля П. И. Беляевым и А. А. Леоновым. А спустя полтора часа, в 11 часов 30 минут по московскому времени, впервые в истории космонавтики открылся люк корабля и А. А. Леонов вышел в космическое пространство. Он был одет в скафандр с автономной системой жизнеобеспечения. Так был открыт новый этап в освоении космоса человеком. На следующий день в 12 часов 02 минуты по московскому времени «Восход-2» благополучно приземлился. Посадка была произведена командиром корабля с использованием системы ручного управления. За первыми победами последуют другие, за уже совершенными полетами — новые, более сложные. Не за горами время, когда в космосе будут вестись работы по сборке орбитальных станций — целых научно-исследовательских лабораторий,— космопортов и межпланетных кораблей. Снабжение такой необычной заатмосферной стройки будет обеспечиваться с Земли целым флотом грузовых космических кораблей. Подобный же флот будет поддерживать деятельность научной станции, которую создадут в будущем на Луне. Потом космические корабли «дальнего следования» унесут экипажи космонавтов к планетам солнечной системы, а еще позднее— к звездам! Эти корабли будут стартовать, как правило, с орбитальных космопортов, т. е. с больших населенных искусственных спутников Земли, которые будут служить и кораблестроительными верфями, и доками для обслуживания кораблей, и станциями для их заправки и снаряжения. Использование подобных космических портов даст большую экономию горючего, необходимого для преодоления земного притяжения, и обезопасит старт. Но, конечно, помимо «ожерелья» орбитальных космопортов, будет создана и сеть космодромов на Земле. Ее начало положено прославленным советским космодромом «Байконур». Современные космодромы представляют собой сложные, обширные комплексы разнообразных устройств и сооружений. Обычно космодромы располагаются в уединенных, пустынных местностях, вдали от крупных населенных пунктов. Из-за грохота мощных ракетных двигателей и некоторой опасности, связанной с космическими пусками, космодромы — плохое соседство для городов. На территории космодромов обычно расположено несколько пусковых башен — установок для окончательной сборки, предпусковой проверки, заправки, снаряжения и, наконец, непосредственного запуска космической ракеты. «...Три... Два... Один... Пуск!» Вот он, заветный миг, который готовился, быть может, много лет большим коллективом людей. Из-под ракеты вырывается ослепительный пламенный сноп. Она окутывается багровыми облаками раскаленных газов и медленно, словно нехотя, отрывается от пусковой площадки. Мгновение кажется, что огромная ракета неподвижно висит в воздухе, опираясь на рвущийся из ее недр огненный водопад. Затем она начинает подниматься вертикально ввысь, все быстрее, быстрее... и вскоре скрывается в голубом небе. Полет начался! Но задача космопорта вовсе не исчерпывается пуском ракеты. Настороженно вглядываются в небо огромные радиолокационные антенны, неотступно следя за полетом. Данные измерений этих установок мгновенно передаются в вычислительные центры, где сложнейшие комплексы электронных машин вырабатывают команды, которые необходимо послать на борт ракеты для корректировки ее полета. Ведь ничтожное отклонение от цели в космических масштабах может стать недопустимо большим, привести к роковым последствиям. Не удивительно поэтому, что в комплекс оборудования космодрома входит много сложнейших сооружений — радиолокационные станции, мощнейшие рации, вычислительные и управляющие центры, станции наблюдения и т. д., причем многие из них расположены за сотни и тысячи километров от пусковой площадки. И не только на земле — корабли на море, самолеты в воздухе, даже спутники на орбите могут быть включены в эту общую цепь постов, обеспечивающих правильный вывод космического корабля на заданную орбиту и точность его рейса. Космическая техника — это вершина развития всех отраслей техники нашей страны. Она включает в себя достижения и ракетостроения, и металлургии, и химии; она широко использует «умные» вычислительные машины и наиболее совершенные электронные приборы, в том числе полупроводниковые; в ее арсенале — могучие средства радиоэлектроники и телемеханики. Именно общий высокий уровень советской науки и техники позволил народу СССР добиться таких величайших достижений в освоении космического пространства. А впереди еще более грандиозные свершения. |
ПОИСК
Block title
|