. Ракеты. Космические корабли. Космодромы
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Ракеты. Космические корабли. Космодромы

Ракеты. Космические корабли. Космодромы

Мы познакомились уже со многими видами транспорта, и древними, и молодыми, а теперь настала очередь рассказать о зарождающемся ракетном и космическом транспорте. Читатель может спросить: разве ракета — транспорт­ное средство? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что собой представляют ракеты, где и как они используются.

История ракет имеет тысячелетнюю дав­ность. Первые ракеты представляли собой бам­буковые или бумажные трубки, заполненные порохом — твердым, быстро сгорающим горю­чим веществом. Эти трубки были открыты только с одного конца. Когда порох сгорал, продукты его сгорания — раскаленные газы — вытекали с большой скоростью через это отвер­стие. Реактивная сила, создаваемая струей, заставляла ракету лететь с большой скоростью (см. ст. «Реактивные двигатели»).

Скорее всего, вначале ракеты были свое­образной игрушкой — они так красиво про­черчивали ночное небо огненной дугой. Позд­нее их стали использовать и в качестве ору­жия — «огненных стрел». Ведь струя порохо­вых газов, вытекающих из ракеты, легко под­жигала соломенную крышу или деревянное строение.

Потом появились ракеты, которые, кроме движущего рабочего заряда пороха, несли и специальный фейерверочный или сигнальный состав. Так появились ракеты — увеселитель­ные огни, сигнальные и разные другие. Сле­дующим шагом было превращение ракеты в боевой снаряд — вместо фейерверочного со­става она стала нести на себе боевую головку с фугасным зарядом, шрапнелью и др. В начале нынешнего века были созданы ракеты, рабо­тающие не на твердом топливе — порохе, а на жидком. Это замечательное изобретение при­надлежит основоположнику современной ра­кетной техники — К. Э. Циолковскому. Воз­можности ракет сразу неизмеримо выросли.

Основные части любой ракеты — это баки или другое вместилище для топлива и дви­гатель (в пороховой ракете топливо размещено непосредственно в самом двигателе). Что ка­сается типа двигателя, вида топлива и различ­ного, иной раз очень сложного оборудования, то все это зависит от конкретного назначения ракеты. А назначение всякой ракеты — достав­ка какого-либо полезного груза в определен­ное место. Конечно, пока еще редко ракета служит для транспортировки людей или гру­зовых перевозок, хотя и такие примеры уже есть. Обычно полезным грузом ракет являются различные научные приборы, капсула с лет­чиком-космонавтом, тот же фейерверочный со­став и др. А наши могучие ракеты-защитники, стоящие на страже мира, готовые дать отпор любому агрессору, несут на себе боевые голов­ки. Но в любом случае мы можем говорить, что главное назначение любой ракеты — до­ставить свой груз к цели на большую высоту, в космос, на терпящий бедствие корабль, не­приступную горную вершину, в расположение противника. Теперь вы и сами видите, что ра­кета замечательное транспортное средство. И мы знаем, наступит время, когда ракетные пассажирские, грузовые или почтовые перевоз­ки станут столь же обычными, как теперь авиационные или железнодорожные.

Никакой другой вид транспорта не может сравниться с ракетным по скорости, дальности и высоте полета. Действительно, кому еще под силу, кроме ракеты, переброска груза на рас­стояние в 10 000 км за полчаса или доставка его на Луну? Конечно, подобные задачи по плечу и не любой ракете. Чтобы ее скорость была большой, полет дальним и точным, по­лезный груз значительным по весу, ракету приходится снабжать мощными двигателями, точной и высокосовершенной системой управ­ления (т. е. рулями и средствами приведения их в действие), навигационным оборудованием и различными другими устройствами. И, что, пожалуй, самое существенное, в этих случаях простая ракета превращается в целый ракет­ный поезд, как назвал составную или много­ступенчатую ракету предложивший ее впер­вые К. Э. Циолковский.

Идея ракетного поезда очень проста; она заключается в том, что опустевшие баки из-под топлива и двигатели, работавшие на этом топ­ливе, отделяются от ракеты. Ясно, что затрата топлива на разгон уменьшенной и облегченной ракеты оказывается меньшей, а конечная ско­рость ракеты существенно большей.

При взлете ракетного поезда сначала рабо­тают двигатели первой ступени, т. е. задней ракеты, входящей в цепочку. Эта ракета уно­сит весь поезд на определенную высоту и отде­ляется. Затем включаются двигатели следую­щей, второй, ступени • и так далее, пока не останется только одна, верхняя, ступень. Таким образом, ракетный поезд как бы посте­пенно «тает» в полете. В таком поезде весь полезный груз должен находиться, конечно, в самом переднем «вагоне».

Особенно важно применение составных ра­кет для штурма космоса. Ведь чтобы вывести на орбиту искусственный спутник Земли, ра­кета должна достичь первой космической скорости и второй космической скорости, чтобы преодолеть земное тяготение и уйти в межпла­нетный полет (см. ст. «Человек вышел в кос­мос» в т. 2 ДЭ).

За годы, прошедшие с начала космической эры, т. е. с момента запуска первого советского  искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., в космос выведены сотни космических аппаратов различного назначения, разных раз­меров и форм. И с каждым запуском они ста­новились все больше, все мощнее, а их обору­дование • сложнее. Но, конечно, особенно памятны всему человечеству космические ко­рабли-спутники «Восток», на которых был со­вершен первый космический облет Земли Ю. Га­гариным, первый суточный космический полет Г. Титова, первый многодневный групповой полет А. Николаева и П. Поповича, рекорд­ный полет В. Быковского, первый полет жен­щины-космонавта В. Терешковой. Эти кораб­ли — свидетельство огромных достижений со­ветской космической науки и техники: по своим размерам и весу, по безопасности полета и удоб­ствам для космонавта, по приборному осна­щению и точности приземления. В кабине ко­рабля «Восток» во время полетов поддержи­вался искусственный климат, наиболее удоб­ный, привычный и приятный для космонавта,— давление, температура и влажность воздуха. Обеспечивались подача кислорода и удаление углекислого газа и других вредных веществ.

Огромной победой советской техники было создание космических аппаратов с автономным управлением. Это были автоматические устрой­ства «Полет-1» и «Полет-2». 12 октября 1964 г. мощная ракета-носитель нового типа вывела на околоземную орбиту пилотируемый космический корабль «Восход». На его борту находился экипаж из трех чело­век: командира корабля летчика-космонавта ин­женер-полковника В. М. Комарова, научно­го сотрудника космонавта К. П. Феоктистова и врача-космонавта Б. Б. Егорова.

Так, впервые в истории человечества в кос­мос была послана целая научная экспедиция, коллектив которой мог не только управлять кораблем, но и совместно вести научную работу в области космонавтики и биологии.

Космический корабль «Восход» отличался от кораблей-спутников типа «Восток» не только размерами, позволившими поместить в нем — впервые в мире!— сразу трех космонавтов. Еще более высокая степень надежности дала возможность трем героям-космонавтам совер­шить полет без скафандров. Кроме того, кос­мический корабль «Восход» был снабжен спе­циальной системой, обеспечившей ему «мяг­кую» посадку. Это значит, что скорость кораб­ля-спутника в момент соприкосновения с почвой была очень небольшой, почти равной нулю.

Еще одним замечательным успехом нашей страны в штурме космоса был выход на орбиту 18 марта 1965 г. корабля-спутника «Восход-2» с двумя космонавтами на борту — командиром корабля П. И. Беляевым и А. А. Леоновым. А спустя полтора часа, в 11 часов 30 минут по московскому времени, впервые в истории космо­навтики открылся люк корабля и А. А. Леонов вышел в космическое пространство. Он был одет в скафандр с автономной системой жизне­обеспечения.

Так был открыт новый этап в освоении кос­моса человеком.

На следующий день в 12 часов 02 минуты по московскому времени «Восход-2» благополуч­но приземлился. Посадка была произведена ко­мандиром корабля с использованием системы ручного управления.

За первыми победами последуют другие, за уже совершенными полетами — новые, более сложные. Не за горами время, когда в космосе будут вестись работы по сборке орбитальных станций — целых научно-исследовательских ла­бораторий,— космопортов и межпланетных ко­раблей. Снабжение такой необычной заатмосферной стройки будет обеспечиваться с Земли целым флотом грузовых космических кораб­лей. Подобный же флот будет поддерживать деятельность научной станции, которую со­здадут в будущем на Луне.

Потом космические корабли «дальнего сле­дования» унесут экипажи космонавтов к пла­нетам солнечной системы, а еще позднее— к звездам!

Эти корабли будут стартовать, как правило, с орбитальных космопортов, т. е. с больших населенных искусственных спутников Земли, которые будут служить и кораблестроитель­ными верфями, и доками для обслуживания кораблей, и станциями для их заправки и снаряжения. Использование подобных космиче­ских портов даст большую экономию горючего, необходимого для преодоления земного при­тяжения, и обезопасит старт.

Но, конечно, помимо «ожерелья» орбиталь­ных космопортов, будет создана и сеть космо­дромов на Земле. Ее начало положено прослав­ленным советским космодромом «Байконур».

Современные космодромы представляют собой сложные, обширные комплексы разнообразных устройств и сооружений. Обычно космодромы располагаются в уединенных, пустынных мест­ностях, вдали от крупных населенных пунктов. Из-за грохота мощных ракетных двигателей и некоторой опасности, связанной с космиче­скими пусками, космодромы — плохое соседство для городов.

На территории космодромов обычно располо­жено несколько пусковых башен — установок для окончательной сборки, предпусковой про­верки, заправки, снаряжения и, наконец, непо­средственного запуска космической ракеты.

«...Три... Два... Один... Пуск!»

Вот он, заветный миг, который готовился, быть может, много лет большим коллективом людей. Из-под ракеты вырывается ослепитель­ный пламенный сноп. Она окутывается багро­выми облаками раскаленных газов и медленно, словно нехотя, отрывается от пусковой пло­щадки. Мгновение кажется, что огромная ра­кета неподвижно висит в воздухе, опираясь на рвущийся из ее недр огненный водопад. Затем она начинает подниматься вертикально ввысь, все быстрее, быстрее... и вскоре скры­вается в голубом небе. Полет начался!

Но задача космопорта вовсе не исчерпы­вается пуском ракеты. Настороженно вгляды­ваются в небо огромные радиолокационные антенны, неотступно следя за полетом. Данные измерений этих установок мгновенно переда­ются в вычислительные центры, где сложней­шие комплексы электронных машин выраба­тывают команды, которые необходимо послать на борт ракеты для корректировки ее полета. Ведь ничтожное отклонение от цели в косми­ческих масштабах может стать недопустимо большим, привести к роковым последствиям. Не удивительно поэтому, что в комплекс обо­рудования космодрома входит много сложней­ших сооружений — радиолокационные стан­ции, мощнейшие рации, вычислительные и управляющие центры, станции наблюдения и т. д., причем многие из них расположены за сотни и тысячи километров от пусковой пло­щадки. И не только на земле — корабли на мо­ре, самолеты в воздухе, даже спутники на орби­те могут быть включены в эту общую цепь постов, обеспечивающих правильный вывод космического корабля на заданную орбиту и точность его рейса.

Космическая техника — это вершина раз­вития всех отраслей техники нашей страны. Она включает в себя достижения и ракетострое­ния, и металлургии, и химии; она широко ис­пользует «умные» вычислительные машины и наиболее совершенные электронные приборы, в том числе полупроводниковые; в ее арсена­ле — могучие средства радиоэлектроники и те­лемеханики. Именно общий высокий уровень советской науки и техники позволил народу СССР добиться таких величайших достижений в освоении космического пространства. А впе­реди еще более грандиозные свершения.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ