. Без крыльев
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Без крыльев

Без крыльев

Идея полета без крыльев очень давняя. Она родилась, пожалуй, даже раньше, чем идея самолета. Она увлекала гениального Лео­нардо да Винчи. Известно, что М. В. Ломоно­сов не только много занимался теоретическими исследованиями в этой области, но и построил модель геликоптера, которую успешно демон­стрировал в Петербургской академии наук.

Принцип действия такого летательного ап­парата сравнительно прост. Если над фюзеляжем расположить винт, вращающийся в гори­зонтальной плоскости и развивающий тягу несколько большую, чем вес машины, аппарат оторвется от земли и будет набирать высоту. Идея проста! Но ее осуществлению долгие годы препятствовали многие трудности.

Трудность номер один: инженеры долго не могли создать такого мощного и в то же время достаточно легкого двигателя, который был бы в состоянии поднимать самого себя. А когда необходимая силовая установка была создана, возникли новые проблемы: надо было тщатель­но изучить проблему устойчивости вертолетов, создать сложные схемы управления, обеспечить безопасность экипажа на случай остановки двигателя в полете. Все эти препятствия были преодолены. Сегодня вертолеты летают над всеми континентами. Вертолет не заменил кры­латую машину — самолет,— но великолепно ее дополнил. Авиация, обогатившись новой ма­шиной, стала еще многостороннее.

Основное преимущество вертолетов в том, что им не нужна специально оборудованная площадка для взлета и посадки. Они подни­маются с «пятачка» и свободно приземляются на него. Вертолет — единственная летающая машина, способная неподвижно висеть в воз­духе и передвигаться задним ходом. Удиви­тельная его подвижность объясняется просто.

Несущие винты вертолета устроены так, что могут в полете наклоняться вперед, назад, в стороны. Смещая направления силы тяги, лет­чик выполняет на вертолете самые энергичные повороты.

Наиболее популярны у нас вертолеты «МИ»— детище конструкторского бюро профессора М. Л. Миля — и «КА», названные так по имени конструктора А. И. Камова.

Чтобы познакомиться с устройством верто­лета несколько подробнее, взглянем на рисунок-схему весьма распространенной в наше время машины МИ-1. Просторный фюзеляж вертолета, подобно самолетному, собран из лон­жеронов, шпангоутов и стрингеров. Обшивка дюралюминиевая. Внутри фюзеляжа расположен мотор, от которого вращение передается и на несущий и на хвостовой винты.

Вертолеты, созданные за последние годы советскими конструкторами,— машины широ­чайшего диапазона. Среди них есть и такие, в которых свободно помещаются два автомобиля, и совсем крошечные машины, предназначен­ные, например, для людей, на­блюдающих за высоковольтными линиями электропередач.

Вертолеты успешно исполь­зуются на самых неожиданных, казалось бы, совсем не авиационных работах. Строители тянут новый тру­бопровод через горы. Надо доставить и уло­жить трубы на перевале. Без дорог, не опасаясь круч и скал, пролетает над свежей траншеей вертолет и с высоты в несколько метров точно, аккуратно сбрасывает трубу за трубой.

Не так просто водрузить сложную метал­локонструкцию на вершине домны. Обычно здесь прибегают к помощи могучего, громоздкого подъемного крана. А что если обратиться к лет­чикам? Они застропят многотонное сооружение и вертолетом поднимут его к самой маковке домны! Пройдет всего несколько минут — и трудоемкая операция будет завершена.

Первые вертолеты, подобно старым самоле­там, оснащались поршневыми моторами. Более поздние конструкции получили уже турбовин­товые двигатели.

Однако вечно живая человеческая мысль не останавливается и на таких высоких дости­жениях. Дело в том, что вертолеты, обладаю­щие многими существенными преимуществами по сравнению с самолетами, не лишены, к со­жалению, и серьезных недостатков. Главней­шая беда этих машин — малая скорость полета. Оснащенные громоздкими винтами, они по при­роде своей не в состоянии развивать большую скорость. Винт — слишком серьезная для этого помеха. Но и на этот раз конструкторская мысль, напряженно работая над тем, чтобы соединить преимущества вертолета с преиму­ществами реактивного самолета, победила.

Новая машина уже имеет имя — конвертоплан. Так ее называют во всех странах. Первые полеты конвертоплана дали весьма об­надеживающие результаты. Эта машина может взлетать и садиться, подобно вертолету, вер­тикально, а в воздухе ведет себя, как обычный реактивный самолет. Конечно, создать надежную машину с отклоняющимися в полете двигателя­ми — задача сложная, но идея такой конструкции прогрессивна.

Авиация началась с мечты. Авиация и се­годня живет дерзкими мечтами, и бурное ее развитие не останавливается ни на час.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ