. Воздушный лайнер
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Воздушный лайнер

Воздушный лайнер

Перед нами прославленный ветеран пассажирской реактивной авиации ТУ-104, создан­ный коллективом А. Н. Туполева.

Первое, что замечаешь, глядя на него,— у машины нет винтов. Зато у самых бортов фюзеляжа, в крыле, расположены обтекаемые гондолы реактивных двигателей. В них рождает­ся тяга, которая на самолете ЯК-18 возникает при вращении воздушного винта. Обтекаемая форма гондол легко вводит в заблуждение — дви­гатели кажутся не такими уж большими. На самом же деле размеры их весьма внушительны.

Но суть не столько в размерах, сколько в мощности этих машин. Через газовые турбины ТУ-104 проходит до миллиона кубических мет­ров воздуха в час. За 60 минут исполины дви­гатели сжигают тысячи литров керосина. Их мощность равна общей мощности всех силовых установок, обслуживающих знаменитый мо­сковский комбинат «Трехгорная мануфактура».

Если заменить реактивные двигатели ТУ-104 старыми, поршневыми моторами, на машине пришлось бы установить не меньше тридцати силовых установок. Но вряд ли такой самолет сумел бы поднять в воздух что-либо, кроме самого себя...

Привлекают внимание скошенные назад стреловидные крылья машины. Такие плоско­сти позволяют самолету легко развивать ско­рость до 900 км/час, в то время как с прямыми крыльями ТУ-104 вряд ли смог бы лететь быст­рее, чем со скоростью 700 км/час.

Чтобы представить себе сложность этой машины, стоит, пожалуй, вспомнить, что само­лет с трудом удалось «уложить» в 20 тыс. чер­тежей. Для каждого экземпляра ТУ-104 заводы поставляют 500 радиоламп,. 30 тыс. м разнооб­разных проводов и великое множество других материалов. Вместе со стандартными дюрале­выми листами толщиной 0,8 мм в конструкцию самолета идет тонкая, как бумага, фольга, а между двумя слоями стекла в кабинах зало­жены особые электропроводные пленки. Стекло от этого не теряет своей прозрачности; зато стоит пропустить по пленкам ток — и оно не замерзнет даже в самый свирепый мороз... ТУ-104 принимает на борт 100 пассажиров. И надо сказать, что для удобства воздушных путешественников тут сделано решительно все. Вот один пример. Высота, на которой обычно летает ТУ, составляет 10—11 тыс. м. На этой высоте воздух очень разрежен. Однако в каби­не специальные компрессоры все время поддер­живают постоянное давление, такое, как на высоте 2400 м, а особые установки увлажняют воздух.

...Светло и просторно в кабине экипажа. С сиденья пилота видно далеко вперед и в стороны. Справа от входа расположено место бортрадиста. Аппаратура его занимает целый шкаф. Слева помещается бортинженер. Два удобных кресла в середине кабины от­даны летчикам: левое — командиру корабля, правое — второму пилоту. В носовой части машины — большой штурманский отсек. Эки­паж ТУ-104 располагает решительно всем необ­ходимым для пилотирования машины днем и ночью, в сложных метеорологических условиях.

На ТУ-104 много автоматических устройств. Вот щиток на потолке. Он «глядит» на летчиков зелеными и синими «глазами» — лампочками. Разноцветные лампочки, подмигивая в нужный момент, докладывают экипажу, сколько истра­чено топлива и в каком порядке автомат пере­ключает баки. Другой щиток — красноглазый. Он полномочный представитель автомата-по­жарного. Если в воздухе на самолете возникнет пожар, автомат доложит летчикам о том, где это произошло, и направит туда пламягасящий состав.

В полете у летчиков есть надежный смен­щик автопилот. Прикажет ему командир корабля, и он точно выдержит заданный курс следования, сохранит нужную высоту и рас­четную скорость полета.

Рассказу о ТУ-104 уделено в этой статье так много места потому, что это первая пассажирская реактивная машина, вышедшая на внутренние и международные трассы аэрофлота. Сегодня у ТУ-104 немало «братьев», и с каж­дым годом будут появляться все новые, более совершенные.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ