. Сложное начинается с простого
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Сложное начинается с простого

Сложное начинается с простого

Начнем знакомство с того самолета, на котором делают свои первые «шаги» в воздухе наши будущие летчики. Это небольшой вин­товой самолет конструкции А. С. Яковлева — ЯК-18. Поднимается он на высоту до 4 тыс. м — это его потолок; за час может пролететь 257 км— по теперешним понятиям немного. А если ле­теть на нем все время по прямой линии, до тех пор пока не будет выработан весь бензин из баков, можно покрыть расстояние в 1000 с лиш­ним километров. ЯК-18 не встретишь на трассе аэрофлота. Это только учебно-тренировочный самолет.

Давайте познакомимся с его устройством. Начнем с фюзеляжа. Это корпус само­лета, к нему крепятся все остальные части кон­струкции. Он сварен из тонких стальных труб. Большая часть его обтянута особым авиацион­ным полотном, покрытым лаком. Сталь и полот­но, примененные в одной конструкции, делают машину прочной и легкой. В центральной части фюзеляжа ЯК-18 расположены две кабины: передняя — для ученика, задняя — для инст­руктора. В каждой кабине расположены ручки управления, педали, рычаги или секторы управ­ления мотором, множество всяких приборов. В фюзеляже спрятана маленькая радиотеле­фонная станция, аккумуляторная батарея. К передней части фюзеляжа монтируется осо­бая рама — подмоторная. Она назы­вается так потому, что держит на себе мотор.

Мотор самолета вращает воздушный винт. Винт захватывает воздух, подобно тому как пароходный винт загребает воду, и отбрасы­вает его назад, создавая тягу, движущую ма­шину. Мотор справедливо называют сердцем самолета. Остановится сердце — и сразу ис­сякнет источник скорости. А если нет скоро­сти — нет полета. Без мотора могут летать только легкие и тихоходные планеры, имеющие в основном лишь спортивное значение.

К нижней части фюзеляжа прикреплен центроплан — центральная часть крыльев. К нему крепятся съемные части крыльев, или, иначе говоря, плоскости, которые можно снимать при транспортировке самолета, ремонте и т. д.

Каждый мальчишка, конечно, знаком с воз­душным змеем — самой простой летающей плоскостью. Самолетное крыло сродни этой нехитрой конструкции, только устроено оно посложнее. Крыло собирается из лонже­ронов (основные продольные несущие балки), нервюр (поперечные элементы), стрин­геров (продольные элементы) и обшивки. Основной строительный материал крыла — дюралюминий и авиационное полотно. В полете крыло создает подъемную силу. И чем больше скорость движения, тем значительнее может она быть. На крыльях расположены также элероны — небольшие подвижные плоско­сти, которые позволяют накренять самолет вправо и влево или устранять непроизвольный крен.

На заднем конце фюзеляжа размещаются киль и руль поворота, ста­билизатор и руль высоты. Все эти важные части вместе называются хво­стовым оперением. По конструкции хвостовое оперение очень напоминает крыло: оно тоже собирается из лонжеронов и нервюр, тоже обтягивается дюралевыми листами и по­лотном. Но назначение его иное. Если бы рули хвостового оперения были неподвижны, само­лет мог бы летать только в одном направлении, как самая простая схематическая авиамодель с резиновым моторчиком. Именно подвижные рули позволяют летчику поворачивать и накре­нять самолет, снижаться и набирать высоту, выполнять сложные маневры. Рули поворота, высоты и элероны составляют систему ру­левого управления самолета.

Шасси — самолётные ноги. Они нужны самолету для передвижения по земле на взлете и на посадке. В полете шасси убирают внутрь самолета. Ведь каждая выступающая деталь снижает самое дорогое качество самолета — скорость.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ