.
Меню сайта
|
Автомобильные дорогиАвтомобильные дорогиДо того как появились автомобили, дороги строили в расчете на сравнительно тихоходные и легкие повозки. Это были булыжные, гравийные и проселочные дороги. С распространением автомобилей возникла необходимость в дорогах, рассчитанных на безопасное движение большого количества быстроходных тяжелых машин. Современная автомобильная дорога — это сложное транспортное сооружение. Она снабжена сигнальными знаками и указателями, наклонными виражами на поворотах, мостами вместо перекрестков, заправочными и обслуживающими станциями через каждые 100—200 км. Дороги делятся на четыре класса. Дорога IV класса — это спрофилированный грунтовой путь, повторяющий обычно рельеф местности. При прокладывании дороги III класса сначала строят специальное земляное полотно, чтобы выровнять рельеф местности. Затем на это полотно укладывают покрытие из булыжника, щебня, гальки, пропитывая его иногда битумом или дегтем. Дороги II и I классов покрывают асфальтобетоном или цементобетоном. Повороты на них имеют большие радиусы, уклоны незначительные. По дорогам этих классов машины могут двигаться с большой скоростью в любое время года, одновременно в несколько рядов. Такие дороги проложены от Москвы к Ленинграду и Минску, в Крым, Поволжье, на Кавказ. Соединяют они и другие крупные города нашей страны. Вдоль дорог, по обеим сторонам прорыты продольные канавы — кюветы для отвода воды. Примером современной автомобильной дороги может служить московское кольцо длиной 109 км, опоясывающее столицу и пересекающее 24 радиальные шоссейные магистрали, которые ведут в город. Благодаря «кольцу» десятки тысяч грузовых автомобилей и автобусов ежедневно объезжают Москву, минуя и без того заполненные машинами городские проезды. Не выезжая за пределы кольца, водитель может заправить машину бензином, произвести ее ремонт на станции обслуживания, пообедать и отдохнуть в гостинице для автомобилистов — мотеле. Полотно кольцевой дороги разделено зеленым газоном на две полосы для движения в разных направлениях. А каждая из этих полос в свою очередь делится специальной линией надвое. Получается четыре полосы: по двум автомобили движутся в одну сторону, по двум — в другую. Причем по крайним идут грузовые автомобили и автобусы, а по средним — легковые (во время обгона по этим полосам могут ехать любые машины). Пересечения кольцевой дороги с радиальными шоссе напоминают, если смотреть на них сверху, цветок с четырьмя круглыми лепестками. Эти «лепестки» и связывают кольцевое и радиальное шоссе. Сами же дороги не пересекаются: одна из них проходит над другой по мосту-путепроводу. Вдоль края покрытия дороги положены ребристые бетонные плиты. Если водитель отвлечется и машина приблизится к краю дороги, то правые колеса автомобиля покатятся по ребрам. Резкая тряска машины послужит водителю сигналом: край дороги слишком близок. В США и в некоторых странах Европы, где автомобилей особенно много, есть дороги с шестью и восемью полосами движения, а в городах — пересечения на трех и четырех уровнях. Сложность сооружения таких дорог вполне оправданна. Двигаясь с большой скоростью по хорошим дорогам, автомобили расходуют относительно мало топлива, хорошо сохраняются, быстрее перевозят грузы. За 2—4 года расходы на строительство современных автодорог полностью окупаются. Посредине автомобильной дороги или улицы (если нет разделяющего газона) проходит осевая линия. Она делит встречные потоки автомобилей. Линии «стоп», указатели пешеходных переходов подсказывают водителю, где остановить автомобиль перед перекрестком, где быть особенно осторожным. Пешеходам предоставлены «островки безопасности», площадки около остановок транспорта. Здесь автомобилям проезд не разрешен. Для остановок автомобилей отведены особые места. На перекрестках движение автомобилей регулируют светофоры. Они имеют три или четыре фонаря. Свет в зеленом фонаре означает «путь свободен»; свет в красном — «проезд запрещен»; желтый свет предупреждает о перемене сигнала. Стекло четвертого фонаря имеет вид стрелки: она разрешает (если фонарь горит) поворот влево или вправо. В последнее время появились улицы и дороги, где автомобили «сами» управляют светофорами. Перед перекрестком автомобиль пересекает контактную полосу или «поле зрения» фотоэлемента и включает себе зеленый свет. Тому, кто подъехал к перекрестку в поперечном направлении хотя бы на секунду позднее, придется остановиться перед красным сигналом. Распространены магистрали с «зеленой волной», где на каждом следующем светофоре зеленый свет автоматически включается к моменту приближения к нему потока машин, двигающихся от предыдущего светофора с установленной скоростью. Над улицами и по сторонам дорог подвешены или установлены сигнальные знаки с условными обозначениями и надписями. Они предупреждают водителя о приближении к опасному месту (желтые треугольные знаки), запрещают проезд, стоянку, остановку или ограничивают скорость (желтые круглые знаки), указывают разрешенное направление движения (белые стрелы на голубом фоне). Линии на мостовой, эстакады и тоннели, светофоры и
сигнальные знаки оберегают автомобилистов и пешеходов от опасности и дают
возможность автомобилям двигаться быстро. Этот «цветок» с четырьмя «лепестками» — пересечение московской кольцевой дороги и радиального шоссе. Здесь есть все для удобства автотуристов: мотель, бензозаправочная станция. Внизу — профиль дороги. Вы видите, что она имеет скосы, а посредине — зеленую зону. |
ПОИСК
Block title
|