. Автомобильные дороги
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Автомобильные дороги

Автомобильные дороги

До того как появились автомобили, дороги строили в расчете на сравнительно тихоходные и легкие повозки. Это были булыжные, гравий­ные и проселочные дороги. С распространением автомобилей возникла необходимость в дорогах, рассчитанных на безопасное движение большого количества быстроходных тяжелых машин.

Современная автомобильная дорога — это сложное транспортное сооружение. Она снаб­жена сигнальными знаками и указателями, на­клонными виражами на поворотах, мостами вме­сто перекрестков, заправочными и обслуживаю­щими станциями через каждые 100—200 км.

Дороги делятся на четыре класса. Дорога IV класса — это спрофилированный грунтовой путь, повторяющий обычно рельеф местности. При прокладывании дороги III класса сначала строят специальное земляное полотно, чтобы выровнять рельеф местности. Затем на это по­лотно укладывают покрытие из булыжника, щебня, гальки, пропитывая его иногда битумом или дегтем.

Дороги II и I классов покрывают асфаль­тобетоном или цементобетоном. Повороты на них имеют большие радиусы, уклоны незна­чительные. По дорогам этих классов машины могут двигаться с большой скоростью в любое время года, одновременно в несколько рядов. Такие дороги проложены от Москвы к Ленин­граду и Минску, в Крым, Поволжье, на Кав­каз. Соединяют они и другие крупные города нашей страны.

Вдоль дорог, по обеим сторонам прорыты продольные канавы — кюветы для отвода воды.

Примером современной автомобильной доро­ги может служить московское кольцо длиной 109 км, опоясывающее столицу и пересекающее 24 радиальные шоссейные магистрали, которые ведут в город. Благодаря «кольцу» десятки тысяч грузовых автомобилей и автобусов ежедневно объезжают Москву, минуя и без того заполнен­ные машинами городские проезды. Не выезжая за пределы кольца, водитель может заправить машину бензином, произвести ее ремонт на станции обслуживания, пообедать и отдохнуть в гостинице для автомобилистов — мотеле.

Полотно кольцевой дороги разделено зеле­ным газоном на две полосы для движения в раз­ных направлениях. А каждая из этих полос в свою очередь делится специальной линией на­двое. Получается четыре полосы: по двум автомо­били движутся в одну сторону, по двум — в дру­гую. Причем по крайним идут грузовые автомо­били и автобусы, а по средним — легковые (во время обгона по этим полосам могут ехать лю­бые машины).

Пересечения кольцевой дороги с радиальны­ми шоссе напоминают, если смотреть на них свер­ху, цветок с четырьмя круглыми лепестками. Эти «лепестки» и связывают кольцевое и радиаль­ное шоссе. Сами же дороги не пересекаются: одна из них проходит над другой по мосту-путепроводу.

Вдоль края покрытия дороги положены реб­ристые бетонные плиты. Если водитель отвлечет­ся и машина приблизится к краю дороги, то правые колеса автомобиля покатятся по ребрам. Резкая тряска машины послужит водителю сиг­налом: край дороги слишком близок.

В США и в некоторых странах Европы, где автомобилей особенно много, есть дороги с ше­стью и восемью полосами движения, а в городах — пересечения на трех и четырех уровнях.

Сложность сооружения таких дорог вполне оправданна. Двигаясь с большой скоростью по хо­рошим дорогам, автомобили расходуют относитель­но мало топлива, хорошо сохраняются, быстрее перевозят грузы. За 2—4 года расходы на строи­тельство современных автодорог полностью оку­паются.

Посредине автомобильной дороги или улицы (если нет разделяющего газона) проходит осевая линия. Она делит встречные потоки автомобилей. Линии «стоп», указатели пешеходных переходов подсказывают водителю, где остановить автомо­биль перед перекрестком, где быть особенно осторожным. Пешеходам предоставлены «остров­ки безопасности», площадки около остановок транспорта. Здесь автомобилям проезд не раз­решен. Для остановок автомобилей отведены особые места.

На перекрестках движение автомобилей ре­гулируют светофоры. Они имеют три или четыре фонаря. Свет в зеленом фонаре означает «путь свободен»; свет в красном — «проезд за­прещен»; желтый свет предупреждает о перемене сигнала. Стекло четвертого фонаря имеет вид стрелки: она разрешает (если фонарь горит) поворот влево или вправо.

В последнее время появились улицы и доро­ги, где автомобили «сами» управляют светофора­ми. Перед перекрестком автомобиль пересекает контактную полосу или «поле зрения» фотоэле­мента и включает себе зеленый свет. Тому, кто подъехал к перекрестку в поперечном направле­нии хотя бы на секунду позднее, придется оста­новиться перед красным сигналом. Распростра­нены магистрали с «зеленой волной», где на каждом следующем светофоре зеленый свет автоматически включается к моменту прибли­жения к нему потока машин, двигающихся от предыдущего светофора с установленной скоростью.

Над улицами и по сторонам дорог подвешены или установлены сигнальные знаки с условными обозначениями и надписями. Они предупрежда­ют водителя о приближении к опасному месту (желтые треугольные знаки), запрещают проезд, стоянку, остановку или ограничивают скорость (желтые круглые знаки), указывают разрешен­ное направление движения (белые стрелы на голубом фоне).

Линии на мостовой, эстакады и тоннели, светофоры и сигнальные знаки оберегают авто­мобилистов и пешеходов от опасности и дают возможность автомобилям двигаться быстро.



Этот «цветок» с четырьмя «лепестками» — пере­сечение московской кольцевой дороги и радиального шоссе. Здесь есть все для удобства автотуристов: мотель, бензозаправочная станция. Внизу — про­филь дороги. Вы видите, что она имеет скосы, а посредине — зеленую зону.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ