.
Меню сайта
|
Автомобиль «Москвич»Автомобиль «Москвич»«Москвич» выпуска 1964—1965 гг.— типичный современный легковой автомобиль. Сотни тысяч машин этого класса производят ежегодно многие заводы разных стран. На «Москвиче» установлен двигатель с рабочим объемом всего 1,36 л, но с мощностью 50 л. с. Автомобиль развивает скорость до 120 км/час и расходует на шоссе не более 7 л топлива на 100 км пути. Вес «Москвича» с полной заправкой топливом, водой и смазкой —1000 кг. Нетрудно подсчитать, что на литр рабочего объема двигателя и на тонну веса автомобиля (с пассажирами и багажом) приходится по 37 л. с. мощности двигателя. На перевозку одного пассажира на расстояние 100 км расходуется 1,75 л топлива. Эти отношения характеризуют совершенство конструкции двигателя, способность автомобиля к быстрому разгону («приемистость») и движению с большой скоростью, его экономичность. Вспомним, что соответствующие показатели нашего первого массового легкового автомобиля ГАЗ-А (1932) были: мощность на 1 л объема двигателя 12л. с., на тонну 29л. с. и 2,75 л топлива на пассажира (при 100-километровом пути). Производительность двигателя с тех пор увеличилась втрое, скорость — почти в полтора раза, а расход топлива снизился более чем на одну треть. В красивом, обтекаемом кузове «Москвича» скрыты многочисленные механизмы. Внимательно осмотрим машину, доберемся до всех механизмов и познакомимся с их устройством. Энергию для движения автомобиля вырабатывает двигатель. Он находится спереди, под так называемым капотом. Поднимаем капот. Вот он, двигатель — поршневой (газотурбинные автомобильные двигатели существуют пока только в виде опытных образцов), внутреннего сгорания, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный, четырехцилиндровый, рядный, с водяным охлаждением. Впереди, справа от двигателя, расположен воздухоочиститель. В нем поток воздуха, необходимого для образования горючей смеси, проходит через сетку, смоченную в масле. Пылинки прилипают к масляной пленке, и воздух поступает к двигателю достаточно чистым. Теперь обойдем автомобиль и откинем задний номерной знак. Под ним — крышка горловины бензобака. От бака под полом кузова проложена трубка к насосу, установленному на двигателе. Двигатель приводит насос в действие, он маленькими порциями выкачивает бензин из бака и подает его вкарбюратор — прибор для распыления и смешивания бензина с воздухом. Горючая смесь бензина и воздуха поступает в цилиндры двигателя. Там она сжимается, взрывается от электрической искры и, расширяясь при взрыве, совершает работу— вращает вал двигателя. (Более подробно об устройстве двигателя внутреннего сгорания рассказано в ст. «Двигатели и генераторы».) От отверстий выпускных клапанов двигателя идут трубы под кузов, к глушителю. Это стальной сосуд с перегородками, в которых проделаны отверстия. Отработавшие газы с большой скоростью выходят из цилиндров двигателя и проходят через лабиринт перегородок. Скорость движения газов при этом уменьшается, и из глушителя они вылетают сравнительно медленно и почти бесшумно. Усилие от двигателя передается задним колесам через механизм сцепления, коробку передач, карданный вал, главную передачу, дифференциал и полуоси заднего моста. Чтобы увидеть все эти механизмы, нужно осмотреть автомобиль снизу. Причем для лучшего понимания их назначения и устройства удобнее рассматривать эти механизмы в обратном порядке. Начнем с полуосей. Ось заднего моста разделена на две полуоси для того, чтобы колеса могли вращаться с разными скоростями. Это необходимо на поворотах, когда одно колесо идет по кругу малого радиуса, а другое — по большому кругу. Концы полуосей с коническими шестернями на них свободно входят в коробку дифференциала (от латинского слова «дифференция» — «разность»). На других концах укреплены колеса. Коробку дифференциала по диаметру пересекает валик с двумя свободно насаженными шестернями-сателлитами. Зубцы сателлитов сцеплены с зубцами полуосевых шестерен. Когда автомобиль идет по прямой, полуоси, сателлиты с их валиком и коробка дифференциала с укрепленной на ней ведомой шестерней главной передачи составляют как бы один цельный вал. Его вращает ведущая шестерня главной передачи, насаженная на конце карданного вала, который идет от моста вперед, к коробке передач. На повороте одно из колес, например левое, стремится вращаться медленнее другого, правого. Тогда левая полуосевая шестерня начинает вращать сателлиты. Их зубцы как бы подгоняют правую полуосевую шестерню, и правое колесо вращается быстрее. Колеса вращаются с разной скоростью. Но они по-прежнему связаны друг с другом — через валик сателлитов, а через коробку дифференциала и шестерни главной передачи — с карданным валом. Почему этот вал называется карданным? Дело в том, что двигатель неподвижно укреплен на кузове, а задний мост подвешен к кузову на упругих рессорах. Значит, чтобы бесперебойно передавать вращение вала двигателя к качающемуся на рессорах мосту, нужно соединить двигатель и мост как бы гибким валом. Эту «гибкость» и придают валу особые шарниры — карданы. Если присоединить передний конец карданного вала непосредственно к маховику двигателя, колеса начнут вращаться, как только заработает двигатель. Число их оборотов будет изменяться только в зависимости от числа оборотов вала двигателя. Но чтобы тронуться с места, разогнаться или преодолеть подъем, развиваемое двигателем усилие нужно увеличить, а число оборотов колес уменьшить. Для этого между двигателем и карданным валом устанавливают коробку передач. В коробке передач три вала: ведущий, связанный с валом двигателя, ведомый, связанный с карданным валом, и промежуточный. Ведущий и ведомый валы находятся друг против друга на одной геометрической оси, а промежуточный — под ними. Чтобы получить «прямую» передачу усилия от двигателя к карданному валу, ведущий и ведомый валы можно сцепить воедино кулачковой муфтой. На прямой передаче автомобиль идет по ровной дороге. Когда требуется умножить усилие, ведомый и ведущий валы отделяют друг от друга, передвигая кулачковую муфту. Вращение ведущего вала теперь передается через пару шестерен на промежуточный вал. Этот вал несет на себе еще три шестерни с разным числом зубьев. С каждой из этих шестерен постоянно сцеплены шестерни, свободно сидящие на ведомом вале. Их можно соединить с ведомым валом посредством кулачковых муфт. У «Москвича», кроме прямой (высшей, или четвертой) передачи, есть еще три передачи переднего хода и особая передача для заднего. На первой передаче число зубцов на шестерне ведомого вала примерно вчетверо больше, чем на ведущей. Поэтому ведомый вал вращается вчетверо медленнее ведущего, но зато передает вчетверо большее усилие. Последовательно переключая передачи с первой до четвертой, водитель плавно трогает автомобиль с места и постепенно дает ему разгон. При движении на подъем или по плохой дороге водитель переходит с прямой передачи на одну из низших. При этом водитель пользуется рычагом под рулевым колесом. От него идут т я г и к вилкам, передвигающим кулачковые муфты. Передвигая рычаг, водитель передвигает и муфты, соединяя ведомый вал с шестерней одной из передач. Кулачковые муфты всегда вращаются с тем же числом оборотов, что ведомый и карданный валы. Шестерни же через промежуточный и ведущий валы связаны с двигателем. При таком условии трудно сцеплять и расцеплять кулачки. Необходимо в момент переключения передач разъединять ведущий вал и вал двигателя. Для этого между коробкой передач и двигателем установлен механизм сцепления. Он прижимает диск ведущего вала коробки передач к маховику двигателя. Трение между поверхностями плотно соединяет их, и ведущий вал коробки вращается с тем же числом оборотов, что и вал двигателя. Чтобы прервать передачу вращения, водителю нужно, нажав педаль сцепления, отодвинуть диск от маховика. (Движение педали передается гидравлической системой.) Теперь ведущий вал коробки уже не вращается вместе с валом двигателя, и можно без труда переключить передачи. Можно также, если надо ненадолго остановиться, придать коробке положение холостого хода, когда ни одна из муфт не введена в сцепление ни с одной из шестерен. После переключения водитель отпускает педаль и пружины снова прижимают диск к маховику. Во время переключения автомобиль катится по инерции. Закончив изучение силовой передачи (трансмиссии), осмотрим автомобиль изнутри. Нажмите кнопку дверной ручки и займите в кабине место рядом с водителем. Внимательно осмотритесь. Перед водителем — рулевое колесо, рычаги, педали и кнопки. Под его ногами — слева направо — педали сцепления, тормоза и подачи топлива. Под рулем — рычаг перемены передач, а под щитом приборов — рычаг стояночного (ручного) тормоза. Педаль сцепления водитель нажимает левой ногой. Правая нога во время движения находится на педали подачи топлива. Если нужно увеличить скорость, на педаль нажимают посильнее. Когда необходимо замедлить ход, нажим на педаль уменьшают, а для торможения или полной остановки переставляют ногу на соседнюю тормозную педаль. Рычаг стояночного тормоза водитель тянет на себя, когда нужно остановить автомобиль на склоне или оставить его без присмотра. Слева от педали сцепления — кнопка. Она служит для переключения света фар с «дальнего» на «ближний», чтобы не ослеплять водителей встречных машин. На щите приборов один большой и четыре маленьких циферблата. Стрелка на большом циферблате показывает, с какой скоростью идет автомобиль; у стрелок маленьких свои задачи: они отмечают, сколько бензина в баке, как расходуется электроэнергия, какая температура воды в системе охлаждения двигателя, каково давление в системе смазки. А рядом с циферблатами — замок зажигания, объединенный с включением стартера, и несколько кнопок. Они служат для включения разных ламп стеклоочистителя, обогревателя кузова, радиоприемника, для регулирования состава и количества горючей смеси, поступающей в двигатель. Рычаги и педали (кроме педалей сцепления и тормоза) связаны с подчиненными им механизмами через тяги и тросы. Подвинется педаль или рычаг — вслед за ними переместится тяга или натянется трос. А это в свою очередь вызовет поворот одной из заслонок карбюратора, или раздвинет и прижмет к тормозному барабану колодки стояночного тормоза, или передвинет муфты в коробке передач. Привод к рабочим тормозам в виде тяг был бы очень неудобным: ведь передние колеса поворачиваются вместе с тормозными барабанами. Здесь нужен гибкий привод, например резиновые трубки, заполненные вязкой жидкостью (смесью масла и спирта). Одним концом они присоединены к главному тормозному цилиндру около педали, а другим — к рабочему цилиндру у каждого колесного тормоза. Нажимая педаль, водитель передвигает поршень в главном цилиндре. Жидкость наполняет трубки, и под ее давлением поршеньки в рабочих цилиндрах расходятся. Они раздвигают колодки тормозов и прижимают их к внутренней поверхности вращающихся вместе с колесами барабанов. Между накладками на колодках и барабанами возникает трение. Накопленная при движении энергия расходуется уже не на вращение колес, а на трение, и автомобиль замедляет ход, а затем и останавливается. Когда торможение прекращается, поршеньки сходятся, жидкость возвращается в главный цилиндр, колодки снова стягиваются пружинами. Такая же система привода применена для выключения сцепления. Чтобы продолжить осмотр «Москвича», нам надо выйти из кабины. Вот колеса. Они насажены на оси и привернуты гайками к шпилькам тормозных барабанов. Эти гайки и большую гайку на конце можно увидеть, сняв хромированный колпак колеса. Каждое колесо имеет свою отдельную ось. Мы уже знаем, что задние колеса вращаются вместе с полуосями заднего моста. Полуоси покоятся в подшипниках кожуха, или картера. Задний мост — это узел, в который входят картер, полуоси, передаточные шестерни, задние колеса и тормоза. Оси же передних колес не вращаются. Колеса отделены от оси подшипниками и вращаются на них свободно. Ось каждого переднего колеса составляет одно целое со сложной кованой деталью — стойкой подвески. Стойка прикреплена на шарнирах к верхнему и нижнему качающимся рычагам подвески. Рычаги крепятся (также на шарнирах) к поперечине, а поперечина — к кузову. Вид рычагов и стоек спереди напоминает параллелограмм. Когда колесо колеблется на неровностях дороги, рычаги качаются и параллелограмм как бы складывается. Но перемещение его сторон ограничено, так как между нижним рычагом и поперечиной вставлена сильная пружина. Каждое колесо поднимается и опускается независимо от другого. А кузов при этом остается на одном уровне: пружина поглощает и ослабляет толчки колеса, передаваемые на кузов. Такая подвеска называется независимой, параллелограммной или рычажно-пружинной. При повороте машины налево или направо оба передних колеса поворачиваются (согласованно друг с другом) вокруг невидимых осей, проходящих через центры шарниров стойки. От стоек колес отходят поворотные рычаги, соединенные поперечной тягой. Чтобы водитель мог управлять колесами, поперечная тяга связана с рулевым колесом через короткий рычаг (сошку), рулевой механизм и рулевой вал. Поворачивая рулевое колесо, например, против часовой стрелки, водитель перемещает конец сошки вправо. Одновременно перемещается вправо поперечная тяга. Ее левый конец тянет левое колесо, а правый толкает правое. Оба колеса поворачиваются влево. Снизу к кузову на длинных гибких стальных полосах — рессорах — подвешен картер заднего моста. Рессоры выполняют ту же функцию, что и пружины передней подвески,— защищают кузов от колебаний колес на неровностях дороги. Кроме того, они передают кузову так называемые толкающие усилия от заднего моста. Внутри пружин передней подвески и около рессор мы видим черные трубки. Их верхние концы присоединены к кузову, а нижние — к рычагам подвески и к заднему мосту. Это телескопические амортизаторы. Нижний стакан амортизатора плотно входит в верхний; оба они заполнены вязкой жидкостью. Внутри нижнего стакана сделана перегородка с большим и малым отверстиями. Большое отверстие перекрыто клапаном, который пропускает жидкость только из верхнего стакана в нижний. Когда колесо наезжает на бугор, рессора или пружина сжимается, нижний стакан вдвигается в верхний и жидкость перетекает вниз. Но вот колесо опускается. Теперь клапан закрыт, и жидкость медленно просачивается через маленькое отверстие, тормозя опускание нижнего стакана и сдерживая рессору. Не будь амортизатора, рессора совершила бы после толчка еще несколько затухающих колебаний и кузов раскачивался бы некоторое время даже на ровной дороге. Механизмы «Москвича» смонтированы на кузове. Кузов несет их на себе, так же как и полезную нагрузку — пассажиров. Поэтому его называют несущим кузовом, в отличие от кузовов грузовых и некоторых больших легковых автомобилей, у которых механизмы установлены на особой раме (в этом случае всю механическую часть автомобиля называют шасси). Несущий кузов есть не только у «Москвича». На кузове собраны также механизмы «Запорожца», «Волги» и большинства автобусов. Прочная стальная оболочка несущего кузова не только защищает пассажиров, но и несет нагрузку. Это позволяет облегчить автомобиль — обойтись без рамы. К грузовым автомобилям трудно применить несущую конструкцию кузова, так как у них нет общей жесткой оболочки. К раме (т. е. на шасси) кабина, платформа, крылья, облицовка радиатора крепятся в этом случае отдельно. Мы уже говорили о колесах, но не уделили внимания важнейшей их части — шине. Ее назначение — обеспечивать сцепление колеса с дорогой и поглощать толчки от мелких неровностей. Наезжая, например, на камень, шина проминается, сжимая находящийся внутри нее воздух. Толчок от камня передается на колесо и далее на подвеску и кузов ослабленным. Сейчас применяют шины двух видов. Присмотритесь к ободу колеса. Если из отверстия в ободе свободно высовывается клапан — вентиль шины, значит, на обод надета шина с камерой. Если вентиль плотно привернут к самому ободу, значит, шина бескамерная. В первом случае воздух заключен в кольцеобразную камеру из тонкой резины, которую покрышка предохраняет от повреждений. Во втором случае покрышка играет сразу две роли. Ее края очень плотно прижаты к ободу, и воздух не может просочиться. Такое упрощение конструкции шины стало возможным после достижения большой точности в изготовлении шин и ободов. Это очень выгодно. Во-первых, шина облегчается. Во-вторых, она не выходит полностью из строя в случае прокола. Если из проколотой камеры воздух выходит через зазоры между покрышкой, камерой и ободом, то из проколотой бескамерной шины он может выйти только через маленькое отверстие прокола; к тому же это отверстие закрывает сам виновник прокола, например гвоздь. В-третьих, бескамерная шина менее подвержена нагреву во время движения — нет трения между камерой и покрышкой, а обод, непосредственно соприкасающийся с воздухом, хорошо отводит тепло. Управлять «Москвичом», мчащимся со скоростью 80, а то и 120 км /час, ощущать власть над десятками лошадиных сил мощности двигателя, видеть через ветровое стекло новые и новые картины—как это увлекательно! И главное, доступно всем. Новичок быстро усваивает все приемы управления и, становясь постепенно опытным водителем, управляет автомобилем почти автоматически. Но учиться водить автомобиль можно только под наблюдением опытного инструктора. Роль водителя, конечно, не только в том, чтобы «вертеть баранку». Есть у него и другие обязанности и перед поездкой, и после нее. Чтобы автомобиль долго, бесперебойно и надежно работал, за ним нужен уход. Перед поездкой необходимо проверить, есть ли в баке бензин, в радиаторе — вода, в картере двигателя — масло; каково давление в шинах; исправны ли все лампы и сигналы; плотно ли соединены трубопроводы; как действуют тормоза. А по возвращении в гараж следует вновь осмотреть автомобиль, устранить неисправности, помыть машину. Но и это не все. Через каждые несколько тысяч километров пробега автомобиль надо осмотреть более основательно. Сроки таких проверок записаны в инструкции по уходу за автомобилем. Взгляните на счетчик — не пора ли проверить зазоры клапанов, состояние карбюратора и приборов зажигания, свободный ход педалей сцепления и тормоза, затяжку рулевых тяг? Не нужно ли подтянуть все соединения и места крепления приборов, смазать автомобиль, сменить масло в картере двигателя? Чтобы облегчить водителю заботы об автомобиле, в гаражах и на станциях обслуживания устроены смотровые ямы, эстакады и подъемники, есть также моечные машины, компрессоры для накачки шин, пылесосы, приспособления для смазки. С таким оборудованием можно за 1—2 часа проделать все необходимые работы по периодическому техническому обслуживанию автомобиля, а то и сменить неисправные механизмы и детали. И автомобиль поступит в ваше распоряжение «умытый», «подтянутый», смазанный, готовый к новым сотням и тысячам километров пробега. |
ПОИСК
Block title
|