.
Меню сайта
|
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. Автомобили вчера, сегодня и завтраАВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. Автомобили вчера, сегодня и завтраСто лет назад автомобилей не было. Правда, повозки с паровыми двигателями существовали и раньше, но работоспособный, удобный и быстроходный автомобиль удалось создать только после изобретения легкого и всегда готового к действию двигателя внутреннего сгорания. Однако даже в самом конце прошлого века известный автомобильный гонщик Левассор еще называл скорость в 30 км/час «безумной». Конструкторы сначала заботились об усовершенствовании механизмов машины и очень мало думали о ее внешнем виде и об удобствах водителя и пассажиров. Лишь бы она двигалась! Когда же цель была достигнута, стало ясно, что нужно позаботиться об устройстве кузова, о том, каким должен быть автомобиль в целом. Поняли также, что для различных целей нужны различные автомобили. Постепенно появилось множество типов машин. И сейчас во всем мире производится около 250 моделей легковых автомобилей и столько же грузовых. Автомобили подразделяются прежде всего на легковые, грузовые и автобусы. Легковые автомобили и автобусы в свою очередь делятся по числу мест и виду кузова, грузовые — по грузоподъемности . Закрытый четырехдверный кузов легкового автомобиля называют «седаном» («Москвич», «Волга»), а при наличии перегородки за спинкой сиденья водителя — «лимузином» (ЗИЛ). Кузов с двумя дверцами — это «купе» («Запорожец»). Если же у машин крыша складывается, то это «фаэтон» или «кабриолет». Кузова легковых автомобилей имеют также разновидности типа «универсал» и «фургон». Очень важна для характеристики автомобиля колесная формула. Она состоит из двух чисел, соединенных знаком умножения. Первое число показывает количество колес у автомобиля, второе — количество колес, к которым подводится усилие от двигателя. Например, у обычных легковых и грузовых автомобилей колесная формула 4Х2 (четыре колеса, из них два ведущих); у автомобилей повышенной проходимости формула 4Х4 или 6Х6. Из технических данных обязательно упоминают также мощность и рабочий объем двигателя, вес автомобиля, наибольшую скорость и расход топлива. Двигатели грузовых и большинства легковых автомобилей расположены в передней части машины, но на многих автобусах и легковых автомобилях — в задней. Усилие от двигателя в автомобилях типа 4Х2, как правило, передается задним колесам, реже — передним. В дореволюционной России не было автомобильной промышленности. До 1917 г. было выпущено на отдельных маленьких заводах-мастерских менее тысячи автомобилей, собранных в основном из заграничных частей. Из них единственный заслуживающий внимания — рижский «Руссо-Балт». Началом настоящего автомобильного производства в нашей стране считают выпуск в 1924 г. грузовых полуторатонных автомобилей АМО. Четырьмя годами позже появился и первый легковой автомобиль НАМИ. А в 1931 г., после реконструкции московского завода АМО (теперь завод им. Лихачева — ЗИЛ) и постройки Горьковского автозавода, началось массовое производство автомобилей. В короткий исторический срок наше автостроение прошло большой путь развития. Последняя модель ЗИЛа, ЗИЛ-130, перевозит втрое больше груза и передвигается в два раза быстрее, чем ее «предок» — первый АМО. Двигатель стал вчетверо мощнее. А на перевозку одной тонны груза расходуется втрое меньше топлива. У ЗИЛ-130 цельнометаллическая кабина с гнутым панорамным стеклом, регулируемым сиденьем, вентиляцией, отоплением, двумя большими зеркалами заднего вида. Есть в кабине и многие другие удобства. Работа водителя облегчена благодаря пневматическому приводу тормозов, гидроусилителю рулевого управления и синхронизаторам в коробке передач. Большой путь развития и совершенствования прошли и машины Горьковского завода. Но, кроме этих двух крупнейших наших автозаводов, теперь существуют еще Московский завод малолитражных автомобилей, Минский, Ульяновский, Уральский, Белорусский, Кутаисский, Кременчугский, Запорожский автомобильные заводы, Курганский, Львовский, Рижский, Ликинский и Павловский автобусные заводы. Наша промышленность выпускает более 25 основных моделей автомобилей и несколько сотен их разновидностей — всего свыше 600 тыс. машин в год. Самые маленькие советские легковые автомобили — двухместный автомобиль для инвалидов Серпуховского мотозавода и микроавтомобиль «Запорожец». Их крохотные двигатели расположены сзади и охлаждаются воздухом (у остальных наших легковых автомобилей двигатели находятся спереди и имеют водяное охлаждение). Четырехместный автомобиль «Москвич» для индивидуального пользования выпускают с кузовом типа «седан». А его разновидность с грузо-пассажирским кузовом служит для перевозки мелких товаров и почты. Пятиместные автомобили «Волга» выпускаются с кузовом «седан» и используются учреждениями и индивидуальными владельцами, а также в качестве такси. А «Волга» с кузовом «универсал» применяется для перевозки различных грузов. «Волгу» выпускают с несколькими типами двигателей различной мощности, с механической или автоматической коробками передач. Механизмы «Волги» используют и на автомобиле повышенной проходимости УАЗ-469 Ульяновского завода. Большие легковые машины ЗИЛ предназначены для правительственных учреждений. Многообразна и «семья» советских грузовых автомобилей. Их выпускают с бортовым и платформами, с опрокидывающимися кузовами (автосамосвалы) и без кузовов — как тягачи для буксировки полуприцепов. Автомобиль с прицепом или полуприцепом очень удобен. Во-первых, он способен тянуть за собой больше груза, чем может везти на себе автомобиль без прицепа; во-вторых, на время погрузки и разгрузки прицеп можно отцепить, а тягач послать в очередной рейс с другим прицепом. Нередко вместо бортовых платформ устанавливают фургоны, кузова с высокими решетчатыми бортами для перевозки некоторых сельскохозяйственных грузов и скота, кузова-холодильники для скоропортящихся продуктов, баки-цистерны для перевозки жидкостей, пожарные автонасосы, автолавки и т. д. Почти у каждого советского грузовика есть «родственник» со всеми ведущими колесами — типа 4x4 или 6Х6. Такие машины необходимы для работы на плохих дорогах — на проселках, в экспедициях, в пустынях, в тайге. В последние годы появилось много новых типов автобусов: городские и туристские средней вместимости; междугородные экспрессы с откидными спинками сидений и багажными ящиками; 100-местные — для больших городов; маленькие — для гостиниц, небольших железнодорожных станций, учреждений. Место водителя автобуса помещено над левым передним колесом или впереди него, рядом с двигателем (если, конечно, двигатель не сзади). Ульяновские, горьковские, минские и кутаисские конструкторы грузовых автомобилей тоже вынесли кабину водителя вперед и поместили ее над двигателем. Машины получились вместительные, короткие и поворотливые. Если нужно осмотреть двигатель, то кабина откидывается. Учитывая выгоды такой компоновки, конструкторы ищут решения, которые позволили бы распространить ее на многие типы автомобилей. Другая задача будущего — упростить и облегчить управление автомобилем. Для этого на больших легковых (ЗИЛ) и грузовых автомобилях уже применяют усилители руля и автоматические трансмиссии (силовые передачи). Водителю не нужно пользоваться двумя педалями и рычагом для переключения передач — за него это сделают автоматы. Он только слегка поворачивает рулевое колесо и изменяет число оборотов двигателя нажимом на педаль подачи топлива. Автоматы и усиливающие устройства пока еще сложны в производстве и обслуживании. Но возможности их усовершенствования велики, и в будущем они значительно облегчат труд водителя. Много забот доставляет конструкторам вес автомобиля. Ведь на каждого пассажира легкового автомобиля приходится до 400 кг веса конструкции — в 5 раз больше веса пассажира. А так как автомобили почти никогда не ездят с полной нагрузкой, то эта цифра возрастает в 2—4 раза. Один из путей снижения веса — замена стали легкими металлами и пластическими массами. Многие детали автомобилей делают сейчас из алюминия. Уже создано несколько видов кузовов из пластмассы. Они значительно легче стальных, не ржавеют, хорошо защищают пассажиров от жары и холода. Несомненно, пластмассовые кузова в ближайшее время станут обычным явлением. Конструкторы стремятся упростить обслуживание автомобиля: заменить металлические шарниры и втулки пластмассовыми, не требующими смазки, увеличить надежность механизмов и тем самым удлинить сроки их службы до ремонта или замены. Словом, автомобили будущего не потребуют такого сложного ухода, как сейчас. Можно ожидать и других коренных изменений в устройстве автомобиля. Не исключено, что он станет двухколесным — как мотоцикл... Возможно, получат распространение автомобили без колес, поддерживаемые «подушкой» сжатого воздуха. А возможно, читатели этой книги создадут автомобиль такой конструкции, которую сейчас трудно даже предугадать. * * * Теперь, когда вы в общих чертах знакомы с типами автомобилей, можно перейти к изучению самого автомобиля. Для примера возьмем «Москвич» — одну из наиболее распространенных советских машин. |
ПОИСК
Block title
|