. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. Автомобили вчера, сегодня и завтра
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. Автомобили вчера, сегодня и завтра

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. Автомобили вчера, сегодня и завтра

Сто лет назад автомобилей не было. Прав­да, повозки с паровыми двигателями суще­ствовали и раньше, но работоспособный, удоб­ный и быстроходный автомобиль удалось со­здать только после изобретения легкого и всег­да готового к действию двигателя внутреннего сгорания. Однако даже в самом конце прош­лого века известный автомобильный гонщик Левассор еще называл скорость в 30 км/час «безумной».

Конструкторы сначала заботились об усо­вершенствовании механизмов машины и очень мало думали о ее внешнем виде и об удобствах водителя и пассажиров. Лишь бы она двигалась! Когда же цель была достигнута, стало ясно, что нужно позаботиться об устройстве кузова, о том, каким должен быть автомобиль в целом.

Поняли также, что для различных целей нуж­ны различные автомобили. Постепенно появи­лось множество типов машин. И сейчас во всем мире производится около 250 моделей легковых автомобилей и столько же грузовых.

Автомобили подразделяются прежде всего на легковые, грузовые и автобусы. Легковые автомобили и автобусы в свою очередь делятся по числу мест и виду кузова, грузовые — по гру­зоподъемности .

Закрытый четырехдверный кузов легко­вого автомобиля называют «седаном» («Москвич», «Волга»), а при наличии перегородки за спинкой сиденья водителя — «лимузином» (ЗИЛ). Ку­зов с двумя дверцами — это «купе» («Запорожец»). Если же у машин крыша складывается, то это «фаэтон» или «кабриолет». Кузова легковых автомобилей имеют также разновидности типа «универсал» и «фургон».

Очень важна для характеристики автомоби­ля колесная формула. Она состоит из двух чисел, соединенных знаком умноже­ния. Первое число показывает количество ко­лес у автомобиля, второе — количество колес, к которым подводится усилие от двигателя. Например, у обычных легковых и грузовых автомобилей колесная формула 4Х2 (четыре колеса, из них два ведущих); у автомобилей повышенной проходимости формула 4Х4 или 6Х6.

Из технических данных обязательно упо­минают также мощность и рабочий объем двигателя, вес автомобиля, наибольшую скорость и расход топлива.

Двигатели грузовых и большинства легковых автомобилей расположены в передней части машины, но на многих автобусах и легковых автомобилях — в задней. Усилие от двигателя в автомобилях типа 4Х2, как правило, передает­ся задним колесам, реже — передним.

В дореволюционной России не было автомо­бильной промышленности. До 1917 г. было вы­пущено на отдельных маленьких заводах-мастерских менее тысячи автомобилей, собранных в основном из заграничных частей. Из них един­ственный заслуживающий внимания — риж­ский «Руссо-Балт». Началом настоящего автомо­бильного производства в нашей стране считают выпуск в 1924 г. грузовых полуторатонных ав­томобилей АМО. Четырьмя годами позже по­явился и первый легковой автомобиль НАМИ. А в 1931 г., после реконструкции московского завода АМО (теперь завод им. Лихачева — ЗИЛ) и постройки Горьковского автозавода, началось массовое производство автомобилей.

В короткий исторический срок наше авто­строение прошло большой путь развития. По­следняя модель ЗИЛа, ЗИЛ-130, перевозит втрое больше груза и передвигается в два раза быстрее, чем ее «предок» — первый АМО. Дви­гатель стал вчетверо мощнее. А на перевозку одной тонны груза расходуется втрое меньше топлива. У ЗИЛ-130 цельнометаллическая ка­бина с гнутым панорамным стеклом, регулируе­мым сиденьем, вентиляцией, отоплением, двумя большими зеркалами заднего вида. Есть в каби­не и многие другие удобства. Работа водителя облегчена благодаря пневматическому приводу тормозов, гидроусилителю рулевого управле­ния и синхронизаторам в коробке передач.

Большой путь развития и совершенствова­ния прошли и машины Горьковского завода. Но, кроме этих двух крупнейших наших автозаво­дов, теперь существуют еще Московский завод малолитражных автомобилей, Минский, Улья­новский, Уральский, Белорусский, Кутаис­ский, Кременчугский, Запорожский автомо­бильные заводы, Курганский, Львовский, Риж­ский, Ликинский и Павловский автобусные за­воды. Наша промышленность выпускает более 25 основных моделей автомобилей и несколько сотен их разновидностей — всего свыше 600 тыс. машин в год.

Самые маленькие советские легковые авто­мобили — двухместный автомобиль для инвалидов Серпуховского мотозавода и микроавтомобиль «Запорожец». Их кро­хотные двигатели расположены сзади и охлаж­даются воздухом (у остальных наших легковых автомобилей двигатели находятся спереди и имеют водяное охлаждение).

Четырехместный автомобиль «Москвич» для индивидуального пользования выпускают с кузовом типа «седан». А его разновидность с грузо-пассажирским кузовом служит для пере­возки мелких товаров и почты.

Пятиместные автомобили «Волга» выпу­скаются с кузовом «седан» и используются учреждениями и индивидуальными владельца­ми, а также в качестве такси. А «Волга» с кузо­вом «универсал» применяется для перевозки различных грузов. «Волгу» выпускают с несколь­кими типами двигателей различной мощности, с механической или автоматической коробками передач. Механизмы «Волги» используют и на автомобиле повышенной про­ходимости УАЗ-469 Ульяновского завода. Большие легковые машины ЗИЛ предназначены для правительственных учреждений.

Многообразна и «семья» советских грузовых автомобилей. Их выпускают с бортовым и платформами, с опрокидываю­щимися кузовами (автосамосвалы) и без кузовов — как тягачи для букси­ровки полуприцепов. Автомобиль с прицепом или полуприцепом очень удобен. Во-первых, он способен тянуть за собой больше груза, чем может везти на себе автомобиль без прицепа; во-вторых, на время погрузки и разгрузки прицеп можно отцепить, а тягач послать в оче­редной рейс с другим прицепом.

Нередко вместо бортовых платформ устанав­ливают фургоны, кузова с высокими решетчаты­ми бортами для перевозки некоторых сельскохо­зяйственных грузов и скота, кузова-холодиль­ники для скоропортящихся продуктов, баки-цистерны для перевозки жидкостей, пожарные автонасосы, автолавки и т. д.

Почти у каждого советского грузовика есть «родственник» со всеми ведущими колесами — типа 4x4 или 6Х6. Такие машины необходимы для работы на плохих дорогах — на проселках, в экспедициях, в пустынях, в тайге.

В последние годы появилось много новых типов автобусов: городские и туристские сред­ней вместимости; междугородные экспрессы с откидными спинками сидений и багажными ящиками; 100-местные — для больших городов; маленькие — для гостиниц, небольших желез­нодорожных станций, учреждений. Место води­теля автобуса помещено над левым передним колесом или впереди него, рядом с двигателем (если, конечно, двигатель не сзади).

Ульяновские, горьковские, минские и ку­таисские конструкторы грузовых автомобилей тоже вынесли кабину водителя вперед и поме­стили ее над двигателем. Машины получились вместительные, короткие и поворотливые. Если нужно осмотреть двигатель, то кабина откидывается. Учитывая выгоды такой компонов­ки, конструкторы ищут решения, которые поз­волили бы распространить ее на многие типы автомобилей.

Другая задача будущего — упростить и облег­чить управление автомобилем. Для этого на больших легковых (ЗИЛ) и грузовых автомо­билях уже применяют усилители руля и авто­матические трансмиссии (силовые передачи). Во­дителю не нужно пользоваться двумя педалями и рычагом для переключения передач — за него это сделают автоматы. Он только слегка поворачивает рулевое колесо и изменяет число оборотов двигателя нажимом на педаль подачи топлива. Автоматы и усиливающие устройства пока еще сложны в производстве и обслужива­нии. Но возможности их усовершенствования велики, и в будущем они значительно облег­чат труд водителя.

Много забот доставляет конструкторам вес автомобиля. Ведь на каждого пассажира легко­вого автомобиля приходится до 400 кг веса кон­струкции — в 5 раз больше веса пассажира. А так как автомобили почти никогда не ездят с полной нагрузкой, то эта цифра возрастает в 2—4 раза. Один из путей снижения веса — замена стали легкими металлами и пластиче­скими массами. Многие детали автомобилей де­лают сейчас из алюминия. Уже создано несколь­ко видов кузовов из пластмассы. Они значи­тельно легче стальных, не ржавеют, хорошо защищают пассажиров от жары и холода. Несомненно, пластмассовые кузова в ближай­шее время станут обычным явлением.

Конструкторы стремятся упростить обслужи­вание автомобиля: заменить металлические шар­ниры и втулки пластмассовыми, не требующими смазки, увеличить надежность механизмов и тем самым удлинить сроки их службы до ремон­та или замены. Словом, автомобили будущего не потребуют такого сложного ухода, как сейчас.

Можно ожидать и других коренных измене­ний в устройстве автомобиля. Не исключено, что он станет двухколесным — как мотоцикл... Возможно, получат распространение автомобили без колес, поддерживаемые «подушкой» сжато­го воздуха. А возможно, читатели этой книги создадут автомобиль такой конструкции, кото­рую сейчас трудно даже предугадать.

* * *

Теперь, когда вы в общих чертах знакомы с типами автомобилей, можно перейти к изуче­нию самого автомобиля. Для примера возьмем «Москвич» — одну из наиболее распространен­ных советских машин.


ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ