.
Меню сайта
|
Автоматы помогают штурманам и капитанамАвтоматы помогают штурманам и капитанамВсе вы, наверное, читали роман Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». А если читали, то обязательно должны были запомнить, в какое тяжелое положение попал юный моряк, когда работорговец Негоро испортил оба компаса на корабле. Вместо Южной Америки герои романа приплыли в Африку. Сейчас ничего подобного, конечно, случиться не может. Определить координаты корабля, проложить правильный курс, рассчитать расстояние до порта, провести корабль в густом тумане штурманам и капитанам современных судов помогает целая система разнообразной «умной» техники. Давайте познакомимся с этими «помощниками» штурманов и капитанов. Но начнем мы с самых простых, с тех, которыми моряки пользуются уже не одно столетие. Представьте, что вы находитесь на корабле, далеко в море. Кругом только вода и небо. Как определить местонахождение судна? Если небо ясное, координаты можно определить по положению светил. Днем — Солнца, ночью — звезд. Для этого служит астрономический инструмент — секстант. Устройство его несложно: к бронзовому сектору, составляющему примерно 1/6 часть круга («секстант» от латинского слова «секс» — шесть), прикреплены оптическая трубка и два зеркала. На секторе нанесены деления — градусы и минуты. Наблюдатель направляет трубу на линию горизонта и одновременно перемещает зеркало так, чтобы луч света, отразившись в зеркалах, попал ему в глаз. На шкале, лимбе, мы увидим угол, под которым светило находится над горизонтом. Эти данные с учетом показаний хронометра позволяют достаточно точно рассчитать место корабля. (Сейчас секстанты стали сложнее, но принцип их действия остался тем же.) Ну, а если небо в тучах? Тогда могут помочь другие приборы: лаг и компас. Лаг — прибор для измерения скорости судна. За кораблем на специальном тросе тянут маленькую вертушку. Она делает один оборот, пройдя строго определенный отрезок пути. Подсчитав обороты, специальный счетчик указывает пройденное расстояние. Зная пройденное расстояние и (по компасу) направление, в котором двигалось судно, штурман может найти на карте место корабля. С развитием техники изменялись старые приборы, рождались новые. Для измерения глубин вместо груза на веревке с отметками на судах сейчас применяют эхолот. Измеряя время прохождения ультразвукового импульса до морского дна и обратно, прибор определяет глубину. Автомат-самописец вычерчивает кривую глубин — рельеф дна. Если уже составлена подробная карта морского дна этого района, можно сказать, где находится судно. Вместо вертушки лага за кормой под днищем корабля сейчас находится трубка гидравлического лага. При движении вода заходит в трубку и давит на мембрану. По силе давления можно узнать скорость и вычислить пройденный путь.У судоводителей сейчас есть еще один верный друг — радио. На кораблях появился радиосекстант— приемник, который принимает радиоизлучения Солнца. Он «видит» Солнце, даже когда оно скрыто тучами. Определить местоположение судна можно также, принимая сигналы береговых радиостанций приемником со специальной рамочной антенной: слышимость передачи исчезает, когда плоскость антенны перпендикулярна пеленгу — направлению на станцию. Пересечение хотя бы двух пеленгов и указывает на карте место корабля. Капитану важно знать также, что находится вокруг судна. Радиолокатор дает возможность видеть в темноте и тумане. На мачте устанавливается вращающаяся антенна, посылающая импульсы ультракоротких радиоволн. Если на их пути встретится препятствие, чувствительный приемник улавливает отраженный сигнал. А на экране кругового обзора в этом направлении появятся яркие вспышки. Теперь судам не грозят неожиданные встречи в тумане с другим кораблем или айсбергом. Изменился и магнитный компас. Он стал значительно сложнее: появились приспособления, предохраняющие его от толчков, от качки, уменьшающие влияние больших масс металла на современном судне и других помех. Но так как полностью устранить эти влияния все же нельзя, изобрели гироскопический компас. Это довольно большой и тяжелый волчок с моторчиком. Волчок вращается со скоростью 17—30 тыс. об/мин. Как всякий волчок, он обладает свойством сохранять в пространстве заданное положение оси, например меридиональное направление с севера на юг. На кораблях в хорошо защищенном внутреннем помещении устанавливается главный гирокомпас. Он называется «маткой». А в других местах — в рубке, на мостике, в каютах капитана и штурмана — стоят «репитеры» — просто устроенные повторители, связанные с «маткой» электропроводами. Однако и гирокомпас по мере приближения к полюсам дает менее точные показания. Поэтому на судах применяют сразу оба компаса, что позволяет взаимно контролировать их работу. А вот еще несколько важных «помощников» моряка — одограф, курсограф и авторулевой. Одограф автоматически прокладывает путь корабля. Он соединен с гирокомпасом и лагом: гирокомпас дает курс, а лаг сообщает о пройденном расстоянии. По навигационной карте ползет особая каретка с карандашом и непрерывно чертит путь судна. По виду курсограф — это небольшой металлический ящик. В нем помещен электромоторчик, как у компасов-«репитеров»; курсограф связан с главным гирокомпасом и точно воспроизводит его показания. В верхней части прибора стрелка в виде кораблика. Она показывает курс в каждый момент; повернул корабль — на столько же градусов повернулась стрелка. В прямоугольном окне непрерывно движется разграфленная полоса бумаги. На продольных линиях указаны часы и минуты, на поперечных — градусы. Перо чертит на бумаге прямую линию, пока корабль лежит точно на курсе. Если же с гирокомпасом соединить особые механизмы, которые при помощи электромоторов немедленно возвратят отклонившийся от курса корабль в правильное положение, то это будет авторулевой. Гирокомпас очень чуток, и корабль, ведомый авторулевым, «рыскает», как говорят моряки, значительно меньше — курсограф в это время чертит почти прямую линию. Когда были созданы электронные счетно-решающие устройства, удалось автоматизировать управление судном. Получая данные от приборов, определяющих местоположение и курс корабля, и сравнивая эти данные с имеющейся в машине программой, они передают команду авторулевому и другим механизмам. Но значит ли это, что автоматы могут заменить капитанов и штурманов? Конечно, нет. Ведь именно они составляют программу для автоматических устройств. |
ПОИСК
Block title
|