. Автоматы помогают штурманам и капитанам
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Автоматы помогают штурманам и капитанам

Автоматы помогают штурманам и капитанам

Все вы, наверное, читали роман Жюля Вер­на «Пятнадцатилетний капитан». А если чита­ли, то обязательно должны были запомнить, в какое тяжелое положение попал юный моряк, когда работорговец Негоро испортил оба компа­са на корабле. Вместо Южной Америки герои романа приплыли в Африку.

Сейчас ничего подобного, конечно, случить­ся не может. Определить координаты корабля, проложить правильный курс, рассчитать рас­стояние до порта, провести корабль в густом тумане штурманам и капитанам современных судов помогает целая система разнообразной «умной» техники. Давайте познакомимся с этими «помощниками» штурманов и капитанов. Но нач­нем мы с самых простых, с тех, которыми мо­ряки пользуются уже не одно столетие.

Представьте, что вы находитесь на корабле, далеко в море. Кругом только вода и небо. Как определить местонахождение судна?

Если небо ясное, координаты можно опреде­лить по положению светил. Днем — Солнца, ночью — звезд. Для этого служит астроно­мический инструмент — секстант. Устрой­ство его несложно: к бронзовому сектору, со­ставляющему примерно 1/6 часть круга («сек­стант» от латинского слова «секс» — шесть), прикреплены оптическая трубка и два зерка­ла. На секторе нанесены деления — градусы и минуты. Наблюдатель направляет трубу на линию горизонта и одновременно перемещает зеркало так, чтобы луч света, отразив­шись в зеркалах, попал ему в глаз. На шкале, лимбе, мы увидим угол, под которым светило находится над горизонтом. Эти данные с учетом показаний хронометра позволяют достаточно точно рассчитать место корабля. (Сейчас секстан­ты стали сложнее, но принцип их действия остался тем же.)

Ну, а если небо в тучах? Тогда могут помочь другие приборы: лаг и компас. Лаг — прибор для измерения скорости судна. За кораблем на специальном тросе тянут маленькую вертушку. Она делает один оборот, пройдя строго определенный отрезок пути. Подсчитав обороты, специальный счетчик указывает прой­денное расстояние. Зная пройденное расстояние и (по компасу) направление, в котором двига­лось судно, штурман может найти на карте место корабля.

С развитием техники изменялись старые приборы, рождались новые.

Для измерения глубин вместо груза на верев­ке с отметками на судах сейчас применяют эхолот. Измеряя время прохождения ульт­развукового импульса до морского дна и обрат­но, прибор определяет глубину. Автомат-са­мописец вычерчивает кривую глубин — рельеф дна.

Если уже составлена подробная карта мор­ского дна этого района, можно сказать, где находится судно.

Вместо вертушки лага за кормой под дни­щем корабля сейчас находится трубка гидрав­лического лага. При движении вода заходит в трубку и давит на мембрану. По силе давления можно узнать скорость и вы­числить пройденный путь.

У судоводителей сейчас есть еще один верный друг — радио. На кораблях появился радиосекстант— приемник, который принимает радиоизлучения Солнца. Он «видит» Солнце, даже когда оно скрыто тучами.

Определить местоположение судна можно также, принимая сигналы береговых радио­станций приемником со специальной рамочной антенной: слышимость передачи исчезает, ког­да плоскость антенны перпендикулярна пелен­гу — направлению на станцию. Пересечение хотя бы двух пеленгов и указывает на карте место корабля.

Капитану важно знать также, что находит­ся вокруг судна. Радиолокатор дает возможность видеть в темноте и тумане. На мачте устанавливается вращающаяся антенна, посылающая импульсы ультракоротких радио­волн. Если на их пути встретится препятствие, чувствительный приемник улавливает отражен­ный сигнал. А на экране кругового обзора в этом направлении появятся яркие вспышки. Те­перь судам не грозят неожиданные встречи в ту­мане с другим кораблем или айсбергом.

Изменился и магнитный компас. Он стал значительно сложнее: появились при­способления, предохраняющие его от толчков, от качки, уменьшающие влияние больших масс металла на современном судне и других помех. Но так как полностью устранить эти влияния все же нельзя, изобрели гироскопиче­ский компас.

Это довольно большой и тяжелый волчок с моторчиком. Волчок вращается со скоростью 17—30 тыс. об/мин. Как всякий волчок, он обладает свойством сохранять в пространстве заданное положение оси, например меридиональ­ное направление с севера на юг. На кораблях в хорошо защищенном внутреннем помещении устанавливается главный гирокомпас. Он назы­вается «маткой». А в других местах — в рубке, на мостике, в каютах капитана и штурмана — стоят «репитеры» — просто устроенные повтори­тели, связанные с «маткой» электропроводами.

Однако и гирокомпас по мере приближения к полюсам дает менее точные показания. По­этому на судах применяют сразу оба компа­са, что позволяет взаимно контролировать их работу.

А вот еще несколько важных «помощников» моряка — одограф, курсограф и авторулевой.

Одограф автоматически прокладывает путь корабля. Он соединен с гирокомпасом и лагом: гирокомпас дает курс, а лаг сообщает о пройденном расстоянии. По навигационной карте ползет особая каретка с карандашом и непрерывно чертит путь судна.

По виду курсограф — это небольшой металлический ящик. В нем помещен электро­моторчик, как у компасов-«репитеров»; курсограф связан с главным гирокомпасом и точно воспро­изводит его показания. В верхней части прибора стрелка в виде кораблика. Она показывает курс в каждый момент; повернул корабль — на столь­ко же градусов повернулась стрелка. В прямо­угольном окне непрерывно движется разграфлен­ная полоса бумаги. На продольных линиях указаны часы и минуты, на поперечных — граду­сы. Перо чертит на бумаге прямую линию, пока корабль лежит точно на курсе.

Если же с гирокомпасом соединить особые механизмы, которые при помощи электромото­ров немедленно возвратят отклонившийся от курса корабль в правильное положение, то это будет авторулевой. Гирокомпас очень чуток, и корабль, ведомый авторулевым, «рыс­кает», как говорят моряки, значительно мень­ше — курсограф в это время чертит почти пря­мую линию.

Когда были созданы электронные счетно-решающие устройства, удалось автоматизиро­вать управление судном. Получая данные от приборов, определяющих местоположение и курс корабля, и сравнивая эти данные с имею­щейся в машине программой, они передают команду авторулевому и другим механизмам.

Но значит ли это, что автоматы могут заме­нить капитанов и штурманов? Конечно, нет. Ведь именно они составляют программу для автома­тических устройств.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ