.
Меню сайта
|
ПортПортПорт! Для моряка это слово всегда означает не только место, где грузят товары, но и желанное пристанище после опасного и долгого, иногда многомесячного плавания; место, где можно надежно укрыться от бури, починить потрепанное в штормах судно, пополнить запасы провизии и пресной воды. Сначала большинство портов создавалось в защищенных от морского волнения естественных углублениях берега — заливах и бухтах либо в устьях достаточно глубоких рек. Нелегко подчас было найти вход в такой порт, а найдя — благополучно миновать прибрежные рифы и песчаные наносы, особенно в штормовую погоду. Подходы к таким портам сплошь и рядом были усеяны обломками судов, потерпевших кораблекрушение. Погрузка и разгрузка товаров производились вручную по перекинутым на берег сходням, а если глубина не позволяла судну близко подойти к берегу, то с помощью лодок или плотов. Тяжелый, изнурительный и малопроизводительный труд! Но даже и таких портов не хватало, поскольку природные условия не везде удовлетворяли потребности морской торговли и военного мореплавания. Поэтому люди еще в древности начали создавать искусственные порты на открытых берегах, отгораживая небольшие участки моря идущими от берега насыпями из камня или земли, укрепленной сваями и каменной облицовкой. Такие насыпи называются молами. А чтобы волны не вкатывались в промежутки между окончаниями молов, стали прикрывать порты со стороны моря дополнительными насыпями, но не соединенными с берегом — волноломами. С развитием техники, в связи с запросами развивающегося мореплавания и увеличением размеров судов строились все более крупные и глубоководные порты. Гавани нередко выкапывали в береговой целине. Молы и волноломы стали делать из бетонных массивов — «кубиков» весом в несколько десятков тонн и более. В некоторых портах, подверженных действию сильных приливов и отливов, например в Лондоне, Ливерпуле, Гавре, Антверпене, гавани отгорожены специальными водонепроницаемыми затворами. Они во время отлива удерживают воду на высоком уровне. Суда в такие порты вводят и выводят из них во время прилива. Современные морские порты стали крупными транспортными узлами, в которых морские пути сходятся с железнодорожными, шоссейными и воздушными трассами, а если порты расположены в устье рек, то и с речными путями. Каждый порт имеет сооружения, к которым пристают суда,— причалы. Они располагаются по-разному. Одни тянутся вдоль берега, другие — их называют пирсами — выступают в море перпендикулярно берегу. Пирсы позволяют в пределах того же водного пространства порта — акватории — значительно увеличить протяженность причальной линии. Береговые причалы обычно облицовываются сплошной вертикальной стенкой, идущей до самого дна, а пирсы часто устраиваются на сваях. К причалам подведены различные трубопроводы — для снабжения судов пресной водой, жидким топливом и т. д. Для погрузки товаров на причалах располагаются подъемные краны. Под основаниями кранов, которые чаще всего имеют форму арок — порталов, свободно проезжают железнодорожные составы и груженые автомобили. В портах имеются и другие погрузочные механизмы: транспортеры-автопогрузчики, плавучие подъемные краны (грузоподъемностью до 400 т), береговые и плавучие перегружатели для зерна, угля и других грузов. От складов к причалам грузы перевозятся автомобилями, тягачами с прицепами, электрокарами. Для обслуживания транспортных судов имеется служебно-вспомогательный флот: портовые ледоколы и буксиры помогают судам подходить к причалам и отходить от них; баржи-лихтеры перевозят грузы с судов, которые не могут подойти к причалу из-за недостаточной глубины; другие баржи отвозят с судов мусор, снабжают их жидким топливом и пресной водой; дноуглубительные снаряды — землечерпалки и землесосы — поддерживают нужную глубину акватории порта и подходных каналов к нему. Есть в порту водолазные боты, разъездные катера и т. д. В большинстве портов имеются также специальные судоремонтные мастерские или заводы, оснащенные устройствами для подъема судов из воды. Небольшие суда вытаскивают на берег по уходящим в воду помостам с помощью тележек, которые подводят под судно, когда оно еще в воде (на плаву). Для подъема из воды крупных океанских судов применяют плавучие доки — огромные пустотелые «ящики» из стали или железобетона. Судно вводится в него, когда док заполнен водой. Затем вода из дока выкачивается насосами, он всплывает вместе с судном, под которое заранее были подведены специальные подставки — кильблоки. Иногда для ремонта, очистки и окраски подводной части судов пользуются «сухими» доками — специальными камерами, вырытыми в берегу и отделенными от моря водонепроницаемыми затворами. После ввода судна в такую камеру из нее насухо откачивают воду и судно опускается на кильблоки. На территории многих портов или вблизи них располагаются судостроительные заводы— верфи. Помимо портов общего назначения, имеются также специализированные, например угольные, рудные, зерновые. Для обслуживания и стоянки рыболовецких судов, приема и переработки их улова служат специальные рыбные порты. Существуют также порты-убежища, которые не имеют погрузочного оборудования, а служат исключительно для укрытия мелких судов во время штормовой погоды. В некоторых портах на рейде и в гаванях стоят серо-стальные громады военных кораблей, видны силуэты подводных лодок. Это военно-морские базы. ...Представьте себе, что вы на судне. Каким бы увлекательным ни было ваше путешествие, вы вместе со всеми вглядываетесь вдаль, ждете, когда появится земля. А вот и она! Ваше судно входит в порт. С моря вы видите, как он велик. С одной стороны видны серебристые баки нефтебазы. У ее причалов огромные корпуса нефтеналивных судов под флагами разных стран. По толстым шлангам в их грузовые помещения— танки — непрерывным потоком поступают нефть, бензин, керосин. Чуть ближе — красивое здание морского пассажирского вокзала. У его причалов белоснежные корпуса пассажирских судов. А дальше — грузовые причалы, огромное здание зернового элеватора, серая коробка холодильника для приема скоропортящихся товаров, склады, навесы для грузов, не боящихся влаги, и просто открытые складские площадки. И над всем этим целый лес подъемных кранов. Вдали виднеются вышки антенны портовой радиостанции для связи с судами, находящимися в море. На здании Управления порта телевизионная установка, с помощью которой диспетчер видит, что делается на каждом причале. Вот от одного из причалов отходит судно. И тут же другое получает от диспетчера по радио распоряжение становиться под разгрузку. К борту подходят портовые буксиры. Медленно выползает из воды якорная цепь. Судно идет к причалу. |
ПОИСК
Block title
|