. Порт
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Порт

Порт

Порт! Для моряка это слово всегда означает не только место, где грузят товары, но и желан­ное пристанище после опасного и долгого, иногда многомесячного плавания; место, где можно надежно укрыться от бури, починить потрепан­ное в штормах судно, пополнить запасы прови­зии и пресной воды.

Сначала большинство портов создавалось в защищенных от морского волнения естествен­ных углублениях берега — заливах и бухтах либо в устьях достаточно глубоких рек. Не­легко подчас было найти вход в такой порт, а найдя — благополучно миновать прибрежные рифы и песчаные наносы, особенно в штормовую погоду. Подходы к таким портам сплошь и ря­дом были усеяны обломками судов, потерпевших кораблекрушение.

Погрузка и разгрузка товаров производи­лись вручную по перекинутым на берег сходням, а если глубина не позволяла судну близко по­дойти к берегу, то с помощью лодок или плотов. Тяжелый, изнурительный и малопроизводитель­ный труд! Но даже и таких портов не хватало, поскольку природные условия не везде удовлетво­ряли потребности морской торговли и военного мореплавания. Поэтому люди еще в древности на­чали создавать искусственные порты на открытых берегах, отгораживая небольшие участки моря идущими от берега насыпями из камня или зем­ли, укрепленной сваями и каменной облицовкой. Такие насыпи называются молами. А чтобы волны не вкатывались в промежутки между окончаниями молов, стали прикрывать порты со стороны моря дополнительными насыпями, но не соединенными с берегом — волноломами.

С развитием техники, в связи с запросами развивающегося мореплавания и увеличением размеров судов строились все более крупные и глубоководные порты. Гавани нередко вы­капывали в береговой целине. Молы и вол­ноломы стали делать из бетонных массивов — «кубиков» весом в несколько десятков тонн и более. В некоторых портах, подверженных действию сильных приливов и отливов, напри­мер в Лондоне, Ливерпуле, Гавре, Антверпене, гавани отгорожены специальными водонепрони­цаемыми затворами. Они во время отлива удер­живают воду на высоком уровне. Суда в такие порты вводят и выводят из них во время прилива.

Современные морские порты стали крупными транспортными узлами, в которых морские пути сходятся с железнодорожными, шоссейными и воздушными трассами, а если порты рас­положены в устье рек, то и с речными путями.

Каждый порт имеет сооружения, к которым пристают суда,— причалы. Они распола­гаются по-разному. Одни тянутся вдоль бере­га, другие — их называют пирсами — вы­ступают в море перпендикулярно берегу. Пирсы позволяют в пределах того же водного про­странства порта — акватории — значительно увеличить протяженность причальной линии. Береговые причалы обычно облицовываются сплошной вертикальной стенкой, идущей до самого дна, а пирсы часто устраиваются на сваях.

К причалам подведены различные трубопро­воды — для снабжения судов пресной водой, жидким топливом и т. д. Для погрузки товаров на причалах располагаются подъемные краны. Под основаниями кранов, которые чаще всего имеют форму арок — порталов, свободно проез­жают железнодорожные составы и груженые автомобили. В портах имеются и другие погру­зочные механизмы: транспортеры-автопогрузчи­ки, плавучие подъемные краны (грузоподъем­ностью до 400 т), береговые и плавучие пере­гружатели для зерна, угля и других грузов. От складов к причалам грузы перевозятся автомобилями, тягачами с прицепами, элект­рокарами. Для обслуживания транспортных судов имеется служебно-вспомогательный флот: портовые ледоколы и буксиры помогают судам подходить к при­чалам и отходить от них; баржи-лихтеры пере­возят грузы с судов, которые не могут подойти к причалу из-за недостаточной глубины; другие баржи отвозят с судов мусор, снабжают их жидким топливом и пресной водой; дноуглу­бительные снаряды — землечерпалки и земле­сосы — поддерживают нужную глубину ак­ватории порта и подходных каналов к нему. Есть в порту водолазные боты, разъездные катера и т. д.

В большинстве портов имеются также спе­циальные судоремонтные мастер­ские или заводы, оснащенные устройства­ми для подъема судов из воды. Небольшие суда вытаскивают на берег по уходящим в воду по­мостам с помощью тележек, которые подводят под судно, когда оно еще в воде (на плаву). Для подъема из воды крупных океанских судов применяют плавучие доки — огромные пусто­телые «ящики» из стали или железобетона. Судно вводится в него, когда док заполнен водой. Затем вода из дока выкачивается на­сосами, он всплывает вместе с судном, под которое заранее были подведены специальные подставки — кильблоки. Иногда для ремонта, очистки и окраски подводной части судов поль­зуются «сухими» доками — специальными ка­мерами, вырытыми в берегу и отделенными от моря водонепроницаемыми затворами. После ввода судна в такую камеру из нее насухо от­качивают воду и судно опускается на кильблоки.

На территории многих портов или вблизи них располагаются судостроительные заводы— верфи.

Помимо портов общего назначения, имеются также специализированные, например угольные, рудные, зерновые. Для обслуживания и стоянки рыболовецких судов, приема и переработки их улова служат специальные рыбные порты. Существуют также порты-убежища, которые не имеют погрузочного оборудования, а служат исключительно для укрытия мелких судов во время штормовой погоды. В некоторых портах на рейде и в гаванях стоят серо-стальные грома­ды военных кораблей, видны силуэты подводных лодок. Это военно-морские базы.

...Представьте себе, что вы на судне. Каким бы увлекательным ни было ваше путешествие, вы вместе со всеми вглядываетесь вдаль, ждете, когда появится земля. А вот и она! Ваше судно входит в порт. С моря вы видите, как он велик. С одной стороны видны серебристые баки неф­тебазы. У ее причалов огромные корпуса нефте­наливных судов под флагами разных стран. По толстым шлангам в их грузовые помещения— танки — непрерывным потоком поступают нефть, бензин, керосин. Чуть ближе — красивое здание морского пассажирского вокзала. У его причалов белоснежные корпуса пассажирских судов. А дальше — грузовые причалы, огромное здание зернового элеватора, серая коробка холодиль­ника для приема скоропортящихся товаров, склады, навесы для грузов, не боящихся влаги, и просто открытые складские площадки. И над всем этим целый лес подъемных кранов.

Вдали виднеются вышки антенны портовой радиостанции для связи с судами, находящими­ся в море. На здании Управления порта теле­визионная установка, с помощью которой дис­петчер видит, что делается на каждом причале. Вот от одного из причалов отходит судно. И тут же другое получает от диспетчера по радио распоряжение становиться под разгруз­ку. К борту подходят портовые буксиры. Мед­ленно выползает из воды якорная цепь. Суд­но идет к причалу.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ