.
Меню сайта
|
Суда на подводных крыльяхСуда на подводных крыльяхСреди большого и очень разнообразного по конструкции и назначению «корабельного семейства» особую группу составляют суда на подводных крыльях. Наверное, многие из вас видели эти движущиеся с большой скоростью белоснежные корабли, корпус которых как бы парит над водой. Первый в СССР 66-местный пассажирский речной теплоход на подводных крыльях «Ракета» вступил в эксплуатацию в 1957 г. Его спроектировали и построили на заводе «Красное Сормово» (г. Горький). С каждым годом на голубых дорогах нашей Родины появляются все новые собратья «Ракеты» — «Метеор», «Спутник», «Чайка», «Буревестник» (речные суда), «Стрела», «Комета», «Вихрь» (морские суда). Водоизмещение самых крупных судов на подводных крыльях достигает 120 т, а скорость самых быстрых уже превышает 100 км/час. Как же плавает и движется судно на подводных крыльях? Когда оно стоит на месте, его корпус удерживается на воде за счет сил плавучести, как у обычного судна. Но вот оно отошло от причала, набрало скорость и начало подниматься над водой. Дело в том, что на верхней поверхности крыльев, как на крыльях самолета, создается разрежение, а на нижней поверхности — повышенное давление. В результате возникает подъемная сила, величина которой зависит от скорости движения, от площади крыла и от угла между плоскостью крыла и направлением движения (угла атаки). При определенной скорости подъемная сила становится равной весу судна и корпус корабля полностью выходит из воды. Сопротивление воды теперь не мешает, как у обычных судов, достигать больших скоростей. Для устойчивого движения судна необходимо обеспечить постоянство подъемной силы и ее равенство весу судна при различных скоростях движения после выхода на крылья. Это достигается изменением угла атаки крыльев с помощью системы управления (управляемые крылья) или за счет изменения подъемной силы крыльев при их движении на различных расстояниях от поверхности воды (неподвижно закрепленные крылья). Последний путь наиболее простой. Он широко применяется на большинство построенных судов. Неподвижно закрепленные крылья могут пересекать поверхность воды или находиться на малой глубине погружения (малопогруженные крылья). Типичный пример крыльев, пересекающих поверхность воды,— V-образные крылья. При повышении скорости погружение этих крыльев уменьшается, а при снижении — увеличивается. Благодаря этому величина подъемной силы сохраняется неизменной и равной весу корпуса судна. Остойчивость судна с такими крыльями обеспечивается тем, что подъемная сила, действующая на ту часть крыла, которая больше погружена в воду, превосходит величину подъемной силы, возникающей на крыле другого борта. Разность этих сил и возвращает судно в нормальное положение. При движении малопогруженных крыльев постоянство подъемной силы обеспечивается за счет того, что при их приближении к поверхности воды разрежение на верхней поверхности крыльев уменьшается. Вследствие этого уменьшается и подъемная сила. В результате устанавливается такое погружение крыльев, при котором подъемная сила крыльев равна весу судна. При крене судна на ту часть крыла, которая ближе подходит к поверхности воды, действует меньшая подъемная сила, чем на противоположную часть. Благодаря этому судно возвращается в нормальное положение. Познакомимся с устройством судна на подводных крыльях. Вот морской теплоход типа «Комета». Он предназначен для перевозки пассажиров, его маршруты проходят недалеко от берега. Водоизмещение этого судна 57 т, скорость 65 км/час. Корпус теплохода изготовлен из легких сплавов. В трех светлых салонах, где установлены двух- или трехместные мягкие авиационные кресла, размещаются 118 пассажиров. Между средним и кормовым салонами расположены две каюты для команды, машинное отделение, буфет. Над машинным отделением и в кормовой части судна находятся прогулочные площадки, закрытые тентом. Два двигателя внутреннего сгорания мощностью по 1200 л. с. через наклонные валы вращают два гребных винта, расположенных ниже кормового крыла. Управление двигателями осуществляют из рулевой рубки. По строительству судов на подводных крыльях СССР занимает одно из первых мест в мире. Развитие в этой области техники идет по линии увеличения грузоподъемности и расширения сферы использования таких судов. Для плавания в открытых морях и океанах на большом волнении будут созданы суда с глубокопогруженными автоматически управляемыми крыльями, что позволит улучшить мореходные качества и практически полностью устранить качку: автоматические устройства, изменяя углы атаки крыльев, будут поддерживать корпус судна в нормальном положении. Возможно, будут созданы крупные морские суда на подводных крыльях, имеющие скорость хода до 300 км/час, с атомными и газотурбинными силовыми установками. |
ПОИСК
Block title
|