Типы судов
Типы судовПо назначению все суда можно разделить на четыре
основные группы: транспортные (грузовые и пассажирские), промысловые, военные и
различные вспомогательные (в том числе спортивные, научно-исследовательские и
др.).
Транспортные суда, как показывает само их название,
перевозят грузы и пассажиров. К началу 1964 г. по морям и океанам плавало более
40 тыс. транспортных судов (считая лишь те суда, вместимость которых превышает
100 регистровых тонн). Общая грузоподъемность всех этих кораблей превышает 200 млн. т, в их каютах могли бы
одновременно разместиться более 300 тыс. пассажиров. 97% всех судов транспортного
флота составляют грузовые суда, и только 3% — пассажирские.
Грузовые суда делятся на два основных типа— сухогрузные
и наливные (или танкеры). Но и суда одного типа не все одинаковы. Сухогрузные,
например, подразделяются на суда общего назначения, пригодные для перевозки
разнообразных сухих грузов, и на специализированные. Последние приспособлены
только для определенных видов груза. Это углевозы, рудовозы, лесовозы,
суда-рефрижераторы (см. ст. «Искусственный холод»), паромы и т. п. Есть и
комбинированные суда, они могут перевозить и сухие и жидкие грузы.
Наливные суда крупнее сухогрузных. Самое большое судно —
японский танкер «Ниссо Мару» (1964) длиной 291 м, его водоизмещение 164 500 т.
Оно может в один прием перевезти до 130 тыс. т нефти (самые крупные сухогрузные суда принимают в свои трюмы
немногим более 60 тыс. т).
В связи с опасным характером груза нефтеналивные суда
оборудуют особо мощными противопожарными средствами — воздушнопенными
установками, системами тушения паром и углекислым газом и т. д. Танкеры грузят
и разгружают у специальных причалов в отдаленных районах портов, иногда места
стоянки танкеров устраивают в море, далеко от берега, подводя к этому месту
трубопроводы. Кроме нефти и продуктов ее переработки, на танкерах перевозят
кислоты, сжиженные газы, молоко, вино и другие жидкости.
Пассажирские суда (от катеров местного сообщения до
крупнейших океанских лайнеров)— это особый класс судов. Предназначенные для
перевозки людей, они строятся с расчетом на особую безопасность. К ним
предъявляют и еще одно специфическое требование — нужно, чтобы пассажиры во
время путешествия, продолжительностью иногда до нескольких суток, не
чувствовали неудобств. На больших судах, помимо кают со спальными местами, есть
рестораны, музыкальные салоны, кинозалы, танцевальные и спортивные залы и
площадки, большие камбузы (кухни), хлебопекарни, парикмахерские, госпитали,
почтовые отделения, плавательные бассейны, сады-оранжереи. Суда оснащают
лифтами, эскалаторами, устройствами для успокоения качки, установками
искусственного климата. Самые большие пассажирские корабли имеют водоизмещение
свыше 75 тыс. т и принимают на борт
более 2 тыс. пассажиров.
Велик и разнообразен флот промысловых судов. Наиболее многочисленны рыболовные суда
(траулеры, дрифтеры, сейнеры, отличающиеся друг от друга способом лова). На
самых крупных из них улов тут же перерабатывается, более мелкие отвозят его на
плавучие заводы-базы, на береговые заводы или на транспортные суда.
Добычу китов ведут флотилии сравнительно небольших
китобойцев-охотников с помощью гарпунных пушек, стреляющих гарпунами, к
которым прикреплен прочный трос. Эти суда сопровождает крупное судно —
китобаза, где перерабатываются добытые киты и хранится снаряжение для
охотников. На заводе из китов получают жир, мясо, кормовую муку, кожсырье,
желатин, амбру и другие ценные продукты. Добычу тюленей, моржей, крабов, морских водорослей и пр. ведут со
специально оборудованных судов.
Специальные суда для военных целей начали строить в IX—VIII вв. до н.
э. До этого суда служили в равной степени как для торговли, так
и для военных походов. Одно из основных отличий военных кораблей от
гражданских
— большая быстроходность и меньшая уязвимость. От снарядов современные
военные
корабли защищает толстая броня. Чем толще становилась броня, тем более
тяжелые
орудия ставились на кораблях, что требовало еще более надежной броневой
защиты.
Крупнейшие броненосные суда (линейные корабли) при водоизмещении в
несколько
десятков тысяч тонн имели по борту броню до 450 мм, а по палубе — до 300 мм толщиной.
На них ставились орудия калибром 356—406 мм.
Артиллерия (на линкорах, крейсерах) и торпеды (на эсминцах, торпедных
катерах, подлодках) до недавнего времени были основным оружием военных
кораблей. С появлением ракет корабли — и подводные, и надводные — стали вооружать
ракетами.
Нормальную работу морского и речного флота обеспечивают
различные вспомогательные суда — землечерпалки, землесосы, грунтоотвозные
шаланды, плавучие краны, прокладывающие и ремонтирующие водные пути и строящие
порты (см. статьи «Водные пути» и «Порт»). При входе в порт и выходе из него,
при подходе к причалам крупным судам помогают буксиры; они же буксируют
несамоходные баржи плоты.
Для продления навигации в замерзающих портах и для того,
чтобы проводить суда во льдах, служат ледоколы. Почти все моря, омывающие
Советский Союз, зимой покрываются льдом, а плавание по Северному морскому пути
возможно лишь в течение 3—4 месяцев в году, причем и летом здесь часто
встречаются льды. Именно поэтому у нас, как нигде в мире, развит
ледокольный флот. «Отец» ледоколов «Ермак» построен по проекту русских
инженеров в 1899 г.
Заостренный нос и наклонный форштевень позволяют
ледоколу с ходу вползать на лед и ломать его своей тяжестью. Затем поломанные
льдины раздвигаются корпусом ледокола в стороны. Если лед очень толстый, то
заполняют водой специальную цистерну на корме, нос ледокола задирается, и он
дальше вползает на лед. Потом воду из кормовой цистерны перекачивают в носовую,
это увеличивает силу, разрушающую лед. А по бортам судна лед обламывают, создавая
крен то на один, то на другой борт путем попеременного заполнения цистерн
каждого борта.
Самый крупный и мощный в мире ледокол— «Ленин». Его
длина 134 м, ширина 27,6 м, водоизмещение 16 000 т, общая мощность четырех главных
паровых турбин 44 000 л. с., скорость
на воде, свободной ото льда,— 33,5 км/час.
Толщина его обшивки достигает 52мм.
Тепло, выделяемое в атомных реакторах ледокола (всего
реакторов на судне три, из них один резервный), используется для получения
пара. Пар поступает в турбины, вращающие электрогенераторы. Ток от главных
генераторов направляется к электромоторам, которые в свою очередь вращают три
гребных винта. Средний электромотор (его мощность 19 600 л. с., вес 180 т) вращает
вал диаметром 74 см, на который насажен гребной винт весом 30 т.
Атомная установка с обслуживающими ее механизмами
работает автоматически. Расход ядерного горючего настолько незначителен (несколько
граммов в сутки), что запаса урана в реакторах хватает на несколько месяцев
работы. А при работе на мазуте потребовалось бы более 200 т топлива в сутки. На корме ледокола оборудована взлетно-посадочная
площадка и ангар для вертолета, который служит для ледовой разведки.
Аварийную службу на воде несут спасательные и пожарные
суда, ремонт кораблей производится с помощью плавучих доков и мастерских. Изучать
моря и океаны ученым помогают специально оборудованные гидрографические и
научно-исследовательские суда, среди которых единственная в мире гражданская
подводная лодка «Северянка» (см. ст. «Техника помогает изучать подводный
мир»).
Суда обслуживают также добывающую промышленность,
строительство, связь и другие отрасли народного хозяйства. Так, плавучие драги
моют золото, землесосы добывают песок и намывают плотины. С
судов-кабелеукладчиков прокладывают кабели телеграфной и телефонной связи по
дну морей и океанов, а с плавучих буровых платформ ведутся разведка подводных
месторождений и добыча нефти.
|