. Типы судов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Типы судов

Типы судов

По назначению все суда можно разделить на четыре основные группы: транспортные (грузовые и пассажирские), промысловые, военные и различные вспомогательные (в том числе спор­тивные, научно-исследовательские и др.).

Транспортные суда, как показывает само их название, перевозят грузы и пассажиров. К началу 1964 г. по морям и океанам плавало более 40 тыс. транспортных судов (считая лишь те суда, вместимость которых превышает 100 ре­гистровых тонн). Общая грузоподъемность всех этих кораблей превышает 200 млн. т, в их каютах могли бы одновременно разместиться более 300 тыс. пассажиров. 97% всех судов транспорт­ного флота составляют грузовые суда, и только 3% — пассажирские.

Грузовые суда делятся на два основных типа— сухогрузные и наливные (или танкеры). Но и суда одного типа не все одинаковы. Сухогрузные, например, подразделяются на суда обще­го назначения, пригодные для перевозки разно­образных сухих грузов, и на специализирован­ные. Последние приспособлены только для определенных видов груза. Это углевозы, ру­довозы, лесовозы, суда-рефрижераторы (см. ст. «Искусственный холод»), паромы и т. п. Есть и комбинированные суда, они могут перевозить и сухие и жидкие грузы.

Наливные суда крупнее сухогрузных. Самое большое судно — японский танкер «Ниссо Мару» (1964) длиной 291 м, его водоизмещение 164 500 т. Оно может в один прием перевезти до 130 тыс. т нефти (самые крупные сухогрузные суда принимают в свои трюмы немногим более 60 тыс. т).

В связи с опасным характером груза нефте­наливные суда оборудуют особо мощными про­тивопожарными средствами — воздушнопенными установками, системами тушения паром и углекислым газом и т. д. Танкеры грузят и разгружают у специальных причалов в отда­ленных районах портов, иногда места стоянки танкеров устраивают в море, далеко от берега, подводя к этому месту трубопроводы. Кроме нефти и продуктов ее переработки, на танкерах перевозят кислоты, сжиженные газы, молоко, вино и другие жидкости.

Пассажирские суда (от катеров местного сообщения до крупнейших океанских лайнеров)— это особый класс судов. Предназначенные для перевозки людей, они строятся с расчетом на особую безопасность. К ним предъявляют и еще одно специфическое требование — нужно, чтобы пассажиры во время путешествия, продолжи­тельностью иногда до нескольких суток, не чувствовали неудобств. На больших судах, помимо кают со спальными местами, есть рестораны, музыкальные салоны, кинозалы, танцевальные и спортивные залы и площадки, большие камбу­зы (кухни), хлебопекарни, парикмахерские, госпитали, почтовые отделения, плавательные бассейны, сады-оранжереи. Суда оснащают лифтами, эскалаторами, устройствами для успо­коения качки, установками искусственного климата. Самые большие пассажирские корабли имеют водоизмещение свыше 75 тыс. т и при­нимают на борт более 2 тыс. пассажиров.

Велик и разнообразен флот промысловых судов. Наиболее многочисленны рыболов­ные суда (траулеры, дрифтеры, сейнеры, отличающиеся друг от друга способом лова). На самых крупных из них улов тут же пере­рабатывается, более мелкие отвозят его на плавучие заводы-базы, на берего­вые заводы или на транспортные суда.

Добычу китов ведут флотилии сравнительно небольших китобойцев-охотников с помощью гарпунных пушек, стреляющих гар­пунами, к которым прикреплен прочный трос. Эти суда сопровождает крупное судно — китобаза, где перерабатываются добытые киты и хранится снаряжение для охотников. На заводе из китов получают жир, мясо, кор­мовую муку, кожсырье, желатин, амбру и дру­гие ценные продукты. Добычу тюленей, моржей, крабов, морских водорослей и пр. ведут со специально оборудованных судов.

Специальные суда для военных целей начали строить в IX—VIII вв. до н. э. До этого суда служили в равной степени как для торговли, так и для военных походов. Одно из основных отличий военных кораблей от гражданских — большая быстроходность и меньшая уязви­мость. От снарядов современные военные кораб­ли защищает толстая броня. Чем толще становилась броня, тем более тяжелые орудия ставились на кораблях, что требовало еще более надежной броневой защиты. Крупнейшие броненосные суда (линейные корабли) при водоизмещении в несколько десятков тысяч тонн имели по борту броню до 450 мм, а по палубе — до 300 мм толщиной. На них ставились орудия калибром 356—406 мм. Артиллерия (на линкорах, крейсерах) и торпе­ды (на эсминцах, торпедных катерах, подлодках) до недавнего времени были основным оружием военных кораблей. С появлением ракет кораб­ли — и подводные, и надводные — стали воору­жать ракетами.

Нормальную работу морского и речного флота обеспечивают различные вспомогатель­ные суда — землечерпалки, землесосы, грунтоотвозные шаланды, плавучие краны, прокладывающие и ре­монтирующие водные пути и строящие порты (см. статьи «Водные пути» и «Порт»). При входе в порт и выходе из него, при подходе к прича­лам крупным судам помогают буксиры; они же буксируют несамоходные баржи плоты.

Для продления навигации в замерзающих портах и для того, чтобы проводить суда во льдах, служат ледоколы. Почти все моря, омывающие Советский Союз, зимой покрывают­ся льдом, а плавание по Северному морскому пути возможно лишь в течение 3—4 месяцев в году, причем и летом здесь часто встречаются льды. Именно поэтому у нас, как нигде в мире, развит ледокольный флот. «Отец» ледоколов «Ермак» построен по проекту русских инженеров в 1899 г.

Заостренный нос и наклонный форштевень позволяют ледоколу с ходу вползать на лед и ломать его своей тяжестью. Затем поломанные льдины раздвигаются корпусом ледокола в сторо­ны. Если лед очень толстый, то заполняют водой специальную цистерну на корме, нос ледокола задирается, и он дальше вползает на лед. По­том воду из кормовой цистерны перекачивают в носовую, это увеличивает силу, разрушающую лед. А по бортам судна лед обламывают, созда­вая крен то на один, то на другой борт путем попеременного заполнения цистерн каждого борта.

Самый крупный и мощный в мире ледокол— «Ленин». Его длина 134 м, ширина 27,6 м, водоизмещение 16 000 т, общая мощность че­тырех главных паровых турбин 44 000 л. с., скорость на воде, свободной ото льда,— 33,5 км/час. Толщина его обшивки достигает 52мм.

Тепло, выделяемое в атомных реакторах ледокола (всего реакторов на судне три, из них один резервный), используется для получения пара. Пар поступает в турбины, вращающие электрогенераторы. Ток от главных генераторов направляется к электромоторам, которые в свою очередь вращают три гребных винта. Средний электромотор (его мощность 19 600 л. с., вес 180 т) вращает вал диаметром 74 см, на который насажен гребной винт весом 30 т.

Атомная установка с обслуживающими ее механизмами работает автоматически. Расход ядерного горючего настолько незначителен (не­сколько граммов в сутки), что запаса урана в реакторах хватает на несколько месяцев работы. А при работе на мазуте потребовалось бы более 200 т топлива в сутки.

На корме ледокола оборудована взлетно-посадочная площадка и ангар для вертолета, который служит для ледовой разведки.

Аварийную службу на воде несут спаса­тельные и пожарные суда, ре­монт кораблей производится с помощью пла­вучих доков и мастерских. Изу­чать моря и океаны ученым помогают специаль­но оборудованные гидрографические и научно-исследовательские суда, среди которых единственная в мире граждан­ская подводная лодка «Северянка» (см. ст. «Тех­ника помогает изучать подводный мир»).

Суда обслуживают также добывающую про­мышленность, строительство, связь и другие отрасли народного хозяйства. Так, плавучие драги моют золото, землесосы добывают песок и намывают плотины. С судов-кабелеукладчиков прокладывают кабели телеграфной и телефонной связи по дну морей и океанов, а с плавучих буровых платформ ведутся разведка подводных месторождений и добыча нефти.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ